5 навыков и качеств соискателей, которые никогда не купит работодатель

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Все мы в определенном смысле товар на рынке труда. И сейчас там – большая конкуренция. Чтобы найти не просто работу, но хорошо оплачиваемую и перспективную, нужно постараться и поработать над собой. И, конечно, представить себя в выгодном для работодателя свете. Мы расспросили работодателей, что они ценят в соискателях, а чего избегают в любых ситуациях и случаях. И вот, что у нас получилось, – пять свойств, качеств и навыков, которые у вас никогда не купит работодатель.

1. Долгий опыт в одной компании

Многие соискатели гордятся тем, что 10-15-20 лет проработали на одном предприятии. Еще лет двадцать назад такая преданность работодателю была бы оценена по достоинству. Сейчас ситуация несколько изменилась. Если вы отработали на одном предприятии, в одной должности или с одними и теми же функциональными обязанностями не одно десятилетие, при этом профессионально особо не совершенствуясь – это не плюс, а минус вашей карьеры.

Например, бухгалтер, «просидевшая» на одном участке всю жизнь, в одной компании, в одной и той же программе, выйдя на рынок труда, вряд ли сможет составить конкуренцию своим коллегам с меньшим, но более прогрессивным или универсальным опытом. Разве что ей удастся найти работу на таком же предприятии и точно в такой же должности – но на это может уйти много времени.

Совет: долгий опыт работы – не повод перейти в зону комфорта и привычно выполнять обыденные обязанности. Чтобы не утратить свою ценность как специалиста на рынке труда, нужно постоянно обновлять свои навыки, сверяясь с тем, что сейчас востребовано на рынке. Иначе готовьтесь к долгим и безрезультатным поискам новой работы. Лишних знаний (особенно по профессии) не бывает.

2. Сверхквалифицированность

Обратная первому случаю ситуация – сотрудник приобрел неоценимый опыт, но он не нужен сейчас на рынке. Тогда попытки «вернуться» на должность ниже уровня или переквалифицироваться в другую область чреваты потерей времени и денег. Работодателю проще нанять сотрудника с аналогичным опытом, чем взять сверхквалифицированного специалиста и опасаться, что он вскоре уйдет туда, где его профессиональный опыт будет оценен по достоинству.

Совет: при попытке сменить профиль работы или вернуться на прежнюю, более низкую должность, нужно понимать, что такая смена возможна только с уменьшением заработной платы. Работодатель не готов платить за ненужные ему навыки. Поэтому при первых проявлениях ухудшения ситуации на нынешнем предприятии лучше предусмотреть стратегии смены работодателя – на что вы готовы, если предприятие закроется – на переквалификацию, переезд или другие варианты.

3. Пустые амбиции

Часто работодатель пишет, что ему нужны амбициозные люди. Но вот за ничем не подкрепленные амбиции работодатель платить не будет. Если на собеседовании кандидат ради должности, карьерного роста или большой заработной платы готов на все – но только на словах, если он не может ничем подкрепить свою готовность к этой работе – его ждет провал. Работодателю нужны амбициозные профессионалы, имеющие неплохой фундамент для развития своих амбиций, а не пустые мечтатели, стремящиеся задорого продать воздушные замки своих пожеланий.

Совет: все ваши амбициозные устремления должны быть продуманными стратегиями, а не эмоциональными умозаключениями. И у вас всегда должен быть заготовлен подробный и обстоятельный ответ на вопрос – «Почему вы думаете, что сможете справиться/справитесь?»

4. Необоснованные материальные запросы

Все мы стоим определенных денег на рынке труда. Есть один важный нюанс, отличающий профессионала от «аматора». Профессионалы точно знают, сколько стоят их навыки на рынке труда, и оперируют своей ценностью как специалиста, результативностью и эффективностью как параметрами оценки своей заработной платы.

Есть и другая категория соискателей, которые свою оплату труда формируют, исходя из собственных запросов и пожеланий. Например – хочу получать 10 000 грн. Все равно, за что и где, – главное, сумма. Или, например, работодателю выставляется счет от кандидата: «Мне надо 5 000 гривен на квартиру, еще три – за кредит и пять – на проживание». То есть, кандидату все равно, какую пользу от него получит работодатель, ему главное – взять от работодателя столько, сколько ему нужно. При этом, как правило, попытка работодателя уточнить у кандидата, а что же он получит за желаемые соискателем деньги, оборачивается фиаско. Или полным несоответствием ценности соискателя для компании и его материальными запросами.

Совет: ваш личный бюджет малоинтересен работодателю, поэтому не стоит рассказывать работодателю, на что вам нужны деньги. Ему важнее понимать, что компания получит с вашим приходом. Если вам удастся переформатировать ваши пожелания в обоснование нужного уровня оплаты труда – обе стороны будут довольны.

5. Личная гениальность

Есть категория специалистов, считающих себя незаменимыми и гениальными. Иногда это действительно так – у специалиста есть уникальный опыт или личностные характеристики, делающие его более продуктивным или творческим. В ряде случаев у такой гениальности есть другая сторона – с таким гением команде сложно взаимодействовать. Ведь сотрудник знает себе цену и иногда относится к коллегам высокомерно или не хочет/умеет/любит/коммуницировать.

И, если в нынешней компании с его привычками свыклись-стерпелись, необязательно новый работодатель будет готов на те же жертвы. Большинство работодателей, в том числе и в сфере информационных технологий, где ценят креативных специалистов, не готовы подвергать риску развалить уже работающие команды сотрудников внедрением к ним гениев-одиночек.

Совет: попробуйте описать вашу нынешнюю работу на диктофон. А потом послушайте и подсчитайте – сколько раз вы упомянули слово «я», а сколько «мы». Если вы работаете один на участке, тогда преобладание «я» допустимо, если в команде – нужно задуматься, все ли в порядке у вас с коммуникацией.

Даже для вакансий, в которые требуется «герой-одиночка», понадобится коммуникация с коллегами – и чтобы понять круг нынешних задач, и чтобы оценить правильность их выполнения. А уж если будущая работа предполагает командное взаимодействие – вашей гениальностью пожертвуют в угоду слаженной командной работе.

Так что готовьтесь подтверждать не только вашу личную эффективность, но и командную работу. Даже если на нынешней работе ваши коллеги по команде частенько бывали «не на высоте», не выпячивайте вашу неповторимость и не втаптывайте коллег в грязь. Более сдержанный, объективный рассказ привлечет внимание работодателя больше, чем сварливое эмоциональное описание нынешних проблем.

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Лучшие статьи за неделю – у вас в почте

Читайте также