6 ситуаций, в которых вы теряете доход и профессиональную ценность

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Любое взаимодействие с людьми – это ваш личный компромисс. Иногда вы уступаете, иногда упорствуете, чтобы получить свое. Но очень часто, не в силах отказать, мы идем на поводу желаний и требований других. И нередко это очень пагубно влияет как на наш доход, так и на профессиональную ценность. Каких ситуаций стоит избегать и когда стоит быть более твердым, чтобы сохранить душевное спокойствие, время и не потерять в деньгах? Ответы в нашей статье.

1. Цена и ценность равны нулю

Представьте, что вы провели несколько дней, выполняя задачу от руководителя или помогая коллегам/знакомым решить задачу «на вчера и срочно». И внезапно оказывается, что задача потеряла актуальность или проект отменили. Примеров таких ситуаций может быть множество.

Главное во всех этих ситуациях – ваш результат равен нулю, так как вы потратили свое время и не получили ни морального или профессионального удовлетворения, ни финансовой награды. При этом в следующий раз ловцы легкой наживы обратятся к вам же, потому что вашу работу и время можно не ценить.

Как избежать такой ситуации: не стоит браться за проекты или задачи, где вы не чувствуете никакой внутренней мотивации (соответственно, вы вряд ли получите профессиональное удовлетворение). Кроме тех случаев, когда факт хорошего гонорара для вас уже сам по себе отличный стимул для качественного исполнения. Так вы застрахуете себя от возможных разочарований в будущем.
Если же проект не предполагает оплату, говорите «да» только в том случае, если у вас уже есть время и желание для бескорыстной помощи. В противном случае говорите «нет». Лучше отказать сразу, даже другу и коллеге, и остаться уважаемым человеком, чем согласиться и сорвать сроки.

2. Нет четкой задачи

Для выполнения любой задачи необходимо хорошее техническое задание. Если вы заранее не обсудили все детали того, что нужно сделать (например, не захотели, забыли или постеснялись), то есть большой риск того, что финальная версия окажется далекой от того, что себе представлял ваш руководитель или просто заказчик.

Это значит, вам придется все переделывать заново, чтобы не пострадала ваша репутация профессионала. А это время, потраченное впустую. И еще, возможно, потерянный доход – частичная компенсация за то, что вы задержали реализацию.

Как избежать такой ситуации: всегда внимательно читайте условия любых заданий, а если их нет – просите их четко сформулировать. Всегда задавайте уточняющие вопросы, если у вас возникают какие-либо сомнения. Лучше потратить пару часов на выяснение нюансов и закрепление их в письменном виде, чем потерять свое время и деньги.

3. Пустые обещания

Какие задания вы выполняете в первую очередь? Те, которые приносят вам радость, удовлетворение от работы и финансовую выгоду. А те проекты, которые не дают ничего, откатываются в конец злосчастной череды задач. Поэтому никому не обещайте что-то, если у вас нет ни желания помочь человеку, ни личной сильной мотивации выполнить то, о чем вас просят.  Если вы не можете отказать кому-то из вежливости, подумайте о том, как может испортиться мнение о вас, если задача или просьба не будет выполнена. Кроме того, вероятное расстройство сделает вас менее эффективным.

Как избежать такой ситуации: перед тем, как что-либо пообещать, обязательно обдумайте «за» и «против», постарайтесь сделать это объективно, несмотря на свое отношение к человеку. Не хватайтесь за то, что не готовы выполнить, и то, что не радует.

4. Бессмысленная занятость

За полгода-год ваша загруженность и количество функций выросли, отвественность тоже возросла. При этом вы даже не заметили, как набрали весь этот груз. Новые должностные обязанности – это еще одна дыра в вашем бюджете.

Как избежать такой ситуации: либо уменьшайте количество задач, делегируя те, которые можно делегировать, либо решайтесь на серьезный разговор с руководителем о перераспределении функций или увеличении оплаты.

5. Недостаточно опыта

Вы – профессионал в своей сфере, но у вас нет работ, достойных потенциальных работодателей из смежных сфере. Или, например, вы только в начале своего карьерного пути, поэтому у вас еще нет богатого портфолио. Но даже это не повод выполнять работу бесплатно. Помните о таком аспекте: зная, что задача не оплачивается/ не ценится достойным образом, мы часто позволяем себе выполнить работу не в полную силу. На рынке из-за этого появляется некачественный продукт, снижается репутация специалистов по конкретному профилю и стоимость услуг тоже падает. В итоге заказчики недовольны результатами и, как им кажется, завышенной ценой.

Как избежать такой ситуации: всегда отказывайтесь от бесплатного труда, лучше назначьте хотя бы минимальную цену, даже если вам пока внутренне некомфортно из-за того, что оказываете услуги не на том уровне, на котором хотелось бы. Оплатастанет не только стимулом для вас, но и гарантией для вашего заказчика – теперь вы ответственны перед ним за свои действия, поэтому будете делать все настолько хорошо, насколько это возможно с вашей стороны. Работодатель тоже учится ценить любые услуги, которые ему необходимы.

6. Помощь коллегам

Вы всегда помогаете коллегам и стесняетесь им отказать? Задумайтесь, делегируя вам свои задачи и отвлекая вас от выполнения ваших личных KPI, коллега оказывает вам медвежью услугу, вероятно, сам того не желая. Вы напрягаетесь больше, результаты вашей работы ухудшаются – за этим следуют выговоры и отсутствие премии. Безусловно, работая в команде, нельзя быть эгоистом, но и не стоит позволять всем садиться себе на шею.

Как избежать такой ситуации: обдумывайте каждое обращение к вам. Если вы можете помочь за пару минут – сделайте это. Если от вас требуют больше времени – вежливо попросите коллегу подождать, выбрать более подходящее время или же спросите, можете ли вы помочь только частично. И если пообещали помочь, обязательно выполните свое обещание в назначенное время.

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Лучшие статьи за неделю – у вас в почте

Читайте также