Всем важно не просто попасть на собеседование, но успешно его пройти и получить работу. Тем не менее, в попытке понравиться работодателю соискатели иногда «перегибают палку» и вызывают совершенно противоположные чувства. Мы выбрали самые распространенные качества, раздражающие работодателя и, как результат, работающие против вас.
- Неадекватность
Мечта любого работодателя – адекватный соискатель. Пунктуальный и вежливый. Понимающий свои сильные и слабые стороны. Умеющий о них рассказать. Помогающий рекрутеру «вписать» его в компанию. Демонстрирующий заинтересованность и понимание корпоративной культуры компании. Поэтому при возможном опоздании – обязательно уведомить работодателя. Конечно, никаких пошлостей или дурацких шуток на собеседовании. Не нужно хвастаться или «надувать щеки». Понятно, что многих соискателей интересует в первую очередь зарплата. Но только умение вовремя промолчать об этом или сказать в удобный момент способствует трудоустройству больше неуместной прямоты. Иначе работодатель думает «Этому парню нужны только деньги. Прибавка мотивирует в течение трех-шести месяцев. Так часто мы зарплату не повышаем. Остальная мотивация, более длительная, его не волнует. Зачем он нам нужен?» И угадайте правильный ответ на вопрос. Увы, он не в вашу пользу.
- Неряшливость или небрежность
Об этом говорится и пишется неоднократно, но работодатели продолжают жаловаться. Жалуются на неаккуратность кандидатов. Ведь всем работодателям нужны внимательные и аккуратные сотрудники. Небрежность, проявленная на любом из этапов поиска работы, оставляет вас «за бортом» желанной должности. Поэтому недопустимы резюме с грамматическими ошибками или ляпами, неаккуратность в одежде и при обращении с принесенными документами (портфолио, рекомендации и т.д.) на собеседовании. Работодатель, как правило, не видит в неряхе того старательного и ответственного сотрудника, который ему нужен. Даже после приема на работу не расслабляйтесь - испытательный срок так назван не зря. Любая небрежность в рабочей обстановке может дорого стоить.
- Нахальство или наглость
Важно помнить, что собеседование – формальная встреча, требующая соблюдения этикета. Поэтому если менеджер по персоналу моложе вас и не столь опытен в вашей сфере деятельности, не нужно по собственной инициативе переходить на «ты» и вести себя свысока или уничижительно. Равно как и советовать, что и как нужно делать – без приглашения на то работодателя. И после приема на работу не стоит настойчиво рекомендовать коллегам, как им работать. Фраза «а вот у нас было так…» вызывает не только раздражение, но и желание спросить «Если у вас было все так четко, что же ты делаешь у нас?»
- Болтливость
Самый ответственный момент – это фраза рекрутера «расскажите о себе». И дальше от вас зависит – сделать яркую самопрезентацию о себе минуты на 3-5 или повторяясь и спотыкаясь, рассказывать о себе, пока не прервет изнывающий от скуки собеседник. Особенно нервируют кандидаты, рассказывающие много «не по делу» – например, о совсем давних работах или о хобби. На работе болтунов не любят за то, что они отвлекают от работы и банально мешают. Поэтому хотите поболтать – обед и вечер после работы самое для этого время.
- Нервозность
Конечно, собеседование является стрессовой ситуацией даже для опытных специалистов. Работодатель готов учесть ваше волнение, пока оно не срывает собеседование. Поэтому, если вы не можете связно и логично отвечать на заданные вопросы, постоянно постукиваете ручкой по столу или дрыгаете ногой – это точно не поможет вам в общении с работодателем. Холодный пот, судорожно сжатые или дрожащие кисти рук и взгляд исключительно в пол – производят негативное впечатление. Зная свою особенность, постарайтесь или тщательнее готовиться к интервью, или настраиваться заранее (от аутотренинга до банальной валерьянки за час до встречи).
- Назойливость
Настойчивость и назойливость – «две большие разницы», как говорят в Одессе. Направить резюме на соответствующую вакансию и уточнить у рекрутера его судьбу – это настойчивость. Направлять резюме на все вакансии компании подряд и звонить по всем доступным номерам, напрашиваясь на собеседование – назойливость. Что хорошо для продавца – не работает, например, для бухгалтера. Чтобы не переводить одно в другое, выясните в конце собеседования, когда и как будет озвучен результат. Кто кому пишет/звонит и т.д. И если вы договорились созвониться через неделю, не нужно звонить на следующий день или ежедневно писать рекрутеру письма, моля о решении.
- Неправда о себе
«Нет ничего тайного, что не стало бы явным» – Библия тут права на все сто. Даже если вы уговариваете себя, что все выучите или никто не узнает, в большинстве случаев все «узнается» в самое неподходящее время и самым ужасным образом. Когда бы не выяснилась неправда о вас – до собеседования или после приема на работу, жить дальше с этим будет сложно. Зачастую любая ложь в предоставленной работодателю информации является основанием для увольнения. Даже если сотрудничество будет продолжено, доверие будет подорвано.
Раздражающие работодателей качества не являются «смертными грехами», их можно избежать или устранить старательной подготовкой, аккуратностью и соблюдением этикета. А вот желание все пустить «на авось» или умение уговорить себя «не так это и важно» могут стоить вам работы. Здравый смысл и удача вам в помощь.