В последние несколько лет сопроводительное письмо стало обязательным элементом при трудоустройстве. Некоторые HR-ы даже не открывают резюме соискателя, если он не написал сопроводительное письмо. В связи с этим специалисты по трудоустройству советуют всегда подавать такое письмо, даже если в вакансии это требование не прописано. Это хороший способ привлечь внимание к своему резюме, дополнить ваш профессиональный образ и выделиться среди других кандидатов.
Зачем писать работодателю, и что такое сопроводительное письмо?
Сопроводительное письмо – это небольшой текст (меньше, чем половина А4), который соискатель отправляет вместе с резюме по email. Как правило, письмо не посылается отдельным вложенным файлом, а являтеся телом электронного письма. Если же вы отправляете резюме через job-портал, то там, как правило, вам предоставляется бланк для письма.
Кандидат должен кратко рассказать о себе, своем опыте и профессиональных умениях, а также объяснить, почему он хочет работать в компании, куда отправляет резюме.
Кому следует писать письмо работодателю? Вообще, сопроводительное письмо к резюме стоит писать всем.
Но его наличие особенно важно в трех случаях:
– если резюме посылает студент или недавний выпускник вуза без опыта работы.
Как правило, в резюме таким соискателям похвастаться особо нечем, поэтому письмо – отличный способ показать свое желание работать и получать опыт, рассказать о себе больше, чем позволяет резюме;
– если соискатель меняет сферу деятельности и посылает резюме на позицию, для которой у него явно не хватает опыта.
В этом случае письмо – возможность показать свою мотивацию, рассказать, почему вы хотите поменять сферу и какой опыт/знания у вас уже есть, чтобы работать в новой профессии.
– если человек претендует на ту или позицию в большой международной компании.
Эйчары в таких компаниях обращают внимание на то, как кандидат представляет себя. Не исключено, что письмо придется писать на английском языке.
Структура сопроводительного письма
Стандартного образца сопроводительного письма не существует, но вы можете посмотреть их примеры в интернете. Что написать в сопроводительном письме? Главное, чтобы в тексте вы ответили на три основных вопроса. Первый – кто вы? Второй – зачем вы нужны компании? И третий – зачем эта компания нужна вам?
Учитывайте, что хорошее сопроводительное письмо – это не упрощенная копия резюме. Оно имеет более личный характер и дает вам возможность раскрыть те нюансы, которые вы не могли показать в резюме. С его помощью вы сможете обратить особое внимание работодателя на ваши самые сильные стороны. Кроме того, это дополнительный шанс убедить работодателя, что вы – идеальный кандидат, даже если у вас не хватает опыта или квалификации. В идеальном сопроводительном письме вы должны показать свою заинтересованность, активность и желание работать в компании.
Что оценит работодатель в вашем сопроводительном письме?
1. Лаконичность
Сопроводительное письмо должно быть грамотным и коротким. Объем письма не должен превышать полстраницы. В письме должны быть четко и кратко сформулированы ваши лучшие качества и то, что вы можете предложить компании.
2. Немного о личном
Расскажите в сопроводительном письме не только о ваших лучших профессиональных качествах, но и о сильных личностных чертах – активности, нацеленности на результат, трудоспособности. Это дополнит положительное впечатление о вас. Лаконично пропишите те черты, которые вы не смогли включить в резюме. После просмотра обоих текстов у работодателя должна сложиться целостная картинка о том, как ваши профессиональные и личные качества помогут работе компании. Однако избегайте общих выражений. Подкрепляйте свои слова небольшими обобщенными примерами из вашей работы и жизни.
3. Энтузиазм
Обязательно подчеркните интерес именно к этой компании и позиции, а также объясните, почему она вас интересует. Так, если вы блеснете знанием о каком-то конкретном проекте компании, ваши шансы попасть на собеседование сразу возрастут. Например, если вы пишете, что считаете компанию лидером в ее сфере, то пример проекта, который вас впечатлил, – только подтвердит ваши слова. Плюс – сразу покажет вашу заинтересованность.
4. Живой стиль
Не используйте канцеляризмы и сложные конструкции. Выберите легкий стиль и живые выражения. Пишите от себя. Лучше всего этого добиться, если представить, что вы ведете беседу со своим будущим нанимателем. При этом не перебарщивайте и оставайтесь в рамках делового стиля.
5. Список рекомендаций
Если вы устраиваетесь в большую компанию, скорее всего, HR и так попросит вас предоставить контакты людей, которые могут дать вам рекомендации. Если вы опередите его просьбу и сами включите эти данные в сопроводительное письмо, это сразу добавит вашей кандидатуре веса и увеличит ваши шансы получить приглашение на собеседование.
Читайте еще: 20 способов, как составить идеальное резюме
6. Индивидуальный подход
Сопроводительное письмо еще больше, чем резюме, требует оригинального подхода и адаптации для каждой отдельной позиции, на которую вы подаетесь. Это потребует небольшой подготовки. Перед тем, как писать сопроводительное письмо попытайтесь понять, что именно ищет компания. Внимательно прочитайте требования и выпишите себе самые основные. Сопоставьте их со своими навыками и сделайте акцент именно на них (не забывайте о подтверждающих примерах!). Используйте в сопроводительном письме так называемые «ключевые слова» –основные термины, которыми компания описывает требования к кандидату.
7. Только существенная информация
Не включайте в сопроводительное письмо лишнюю информацию, которая не имеет прямого отношения к работе. В тексте должно быть только лаконичное описание ваших самых сильных качеств, а не персональная информация или домашние привычки.
8. Уникальность для компании
Все время помните, что компания в первую очередь хочет узнать, что именно она получит, взяв вас на работу, а не то, что хотите получить вы. Об этом стоит помнить, даже когда вы рассказываете о том, почему вы хотите работать в этой компании. Превратите свое обоснование своего выбора в «уникальные предложения» для компании. Например, если вы пишете, что ваша работа – это призвание, которому вы посвятили много лет жизни, обратите внимание работодателя на то, каким образом вы сможете использовать свой многолетний опыт, чтобы повысить эффективность компании.
Читайте еще: Приемы из маркетинга, чтобы выделиться на фоне конкурентов
9. Контактная информация
Несмотря на то, что вашем резюме содержит ваши контактные данные, все равно продублируйте их и в самом письме. Пусть у работодателя будет как можно больше возможностей быстро с вами связаться.
10. Принцип SMART
Чтобы лучше понимать, как сформулировать свои достижения, успехи или сильные качества в своем сопроводительном письме, попробуйте воспользоваться т.н. принципом SMART. Это известный метод постановки «умных» целей, который может стать отличным помощником и при составлении вашего текста. Он строится на 5 основных принципах.
S (Specific) – конкретика. Исключите из письма общие выражения. Говорите прицельно о своем опыте и достижениях. Забудьте о фразах в стиле: «Я мотивированный профессионал». Напишите более точно: « Я более 15 лет работаю в сфере продаж. На последнем месте работы мне удалось повысить продажи на 40% за счет успешного внедрения новой системы CRM, которая позволила получать больше данных о поведении клиентов .
M (Measurable) – измеримость. Постарайтесь в письме использовать максимальное количество измеримых категорий. Например, цифры, проценты, сроки и т. д. Проще говоря, если вам удалось увеличить посещаемость сайта на предыдущем месте работы на 30% – обязательно укажите это. Точные цифры намного более убедительны для работодателя, чем просто слова.
A (Attainable) – достижимость. Не пишите в письме то, чего вы скорее всего не сможете достичь на этой должности. Описывайте конкретные цели, а не фантазии.
R (Relevant) – актуальность. Включайте в письмо только важную для работодателя информацию, которая покажет вас с наилучшей стороны. Ваш опыт путешественника или достижения в йоге мало волнуют нанимателя.
T (Time-bound) – ограниченность во времени. Это еще один элемент, который поможет наполнить ваше письмо конкретикой. Укажите сроки, за которые вы смогли достичь тех или иных результатов. Таким образом вы продемонстрируете, насколько результативной может быть ваша работа.