В идеальном мире руководитель всегда сохраняет хладнокровие в трудной ситуации и всякий раз произносит нужные слова в нужный момент. В реальности всё не так. Процесс управления беспорядочен. Люди – сотрудники, начальники, клиенты – непредсказуемы, ситуации имеют свойство усложняться, а в самый ненужный миг что-то обязательно идёт наперекосяк.
Тот, кто работает менеджером, всё это знает не понаслышке. Сколько раз случалось произносить слова, о которых впоследствии приходится жалеть. Речь не о банальностях вроде «Ты дурак!», адресованных нерадивому подчинённому. Некоторые вещи выглядят вполне безобидным разговором, но по факту ставят под сомнение авторитет начальника и его эффективность в управлении командой. Вот некоторые примеры:
1. «Мой босс вообще не понимает, что делает»
Точно так же, как подчинённые иногда обалдевают от ваших действий, так и вы не всегда понимаете своего босса. И, поскольку вам часто приходится контактировать с подчинёнными, они замечают ваше презрительное отношение к начальнику. Оно передаётся фразами типа «я не знаю, зачем оно ему надо, но он так решил» или «не пойму, что он нашёл удачного в этой бредовой затее».
Если люди в команде чувствуют, что вы не испытываете уважения к своему боссу, они начинают копировать ваше отношение. Далее теряют доверие к компании, накапливают раздражение и стремятся уволиться.
Быть недовольным своим начальником – вполне нормально, но это не должно быть достоянием общественности, особенно ваших подчинённых.
2. «Ой, а вы знаете, что…?»
Сплетни – это современный бич корпоративного мира. Сотрудники любят посудачить о вчерашней попойке, о возможных повышениях и неминуемых сокращениях. Каждый новый день – это повод пошептаться о том, что скоро всё станет хуже, а в соседнем отделе – уже стало, потому что тамошний босс немилосердно гоняет своих подчинённых.
Как начальник, вы должны избегать подобных разговоров, в особенности среди подопечных. Дело не только в том, что сплетня из уст шефа всегда распространяется быстрее. Недопустимо подавать дурной пример и прививать подчинённым мысль о том, что сплетни – это норма для вашего отдела.
3. «Этот клиент меня просто добивает!»
Ваш сотрудник был обруган клиентом по телефону и просит вас вмешаться. Какова ваша реакция? «Ох, опять эта Люда? Что ей надо? Уж не думает ли она, что мы сейчас всё бросим ради неё? Она вообще самый мелкий наш клиент!».
С одной стороны, это свидетельствует о своеобразном единении между вами и вашими подчинёнными. Вам одинаково смешна эта беспокойная и сумасшедшая Люда. При упоминании её имени вы обмениваетесь понимающими взглядами и внутренне даже забавляетесь, нивелируя напряжение.
Но с другой стороны, это свидетельствует о том, что вы несерьёзно относитесь к своей работе. Кто такая Люда? Обычный клиент, которому хочется лучшего обслуживания. Приуменьшая значение проблемы, вы даёте понять подчинённому, что отмахиваться от клиента – в порядке вещей.
Раз уж вы лидер, будьте воплощением всех качеств образцового руководителя – и будьте готовы продемонстрировать это как своим подшефным, так и заказчику.
4. «Он капитально налажал»
В процессе работы над крупным проектом или в свете надвигающихся сроков напряжение в офисе возрастает в разы. Поэтому когда кто-то допускает ошибку, скрыть своё разочарование чрезвычайно трудно. «У него руки не из того места, ему ничего нельзя поручить!» – в таком ключе говорите вы о провинившемся любому, кто готов слушать. Но пока вы не выяснили причину сбоя, претензии недопустимы. Чья бы то ни была вина, ваша обязанность не выносить сор из избы – о ситуации знаете только вы и тот, кто ошибся; либо, если человек из другого отдела, то и его непосредственный начальник. Всё.
Кроме того, у ваших подчинённых может сложиться мнение, что вам важнее самоутвердиться за чей-то счёт, чем действительно решить вопрос.
5. «Я ненавижу свою работу»
Быть менеджером непросто. На вас давят своими требованиями вышестоящие боссы, а подопечные ждут проявления только образцовых лидерских качеств. Добавьте к этому необходимость находить общий язык с каждым и умело дирижировать рабочим коллективом, и вы поймете, насколько это тяжелый труд.
Иногда хочется дать выход чувствам. Найти ближайшую жилетку и вволю в неё поплакаться о своей горькой судьбе: «Быть начальником – так ужасно!». Только это не поможет. Если ближайшей жилеткой оказался ваш босс, то впредь он дважды подумает, прежде чем поручать вам ответственные задания. Коллектив тоже не оценит такого жеста, усомнившись в вашей профпригодности. Зачем нужно было браться за работу, которую вслух поносишь и ненавидишь?
Хотите пожаловаться на жизнь? Жалуйтесь своим близким или друзьям, но никогда – коллегам. Ну, или займитесь поисками работы по душе.
Никто не застрахован от случайно оброненных, неосторожных слов. Но если вы менеджер, из вашего лексикона должны навсегда исчезнуть вышеупомянутые речевые обороты.