Безработица в корне меняет моральные ценности человека – исследование

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Представления людей о том, как должны распределяться финансовые средства в обществе, напрямую зависят от наличия или отсутствия у них работы. Как свидетельствует исследование европейских ученых, работающие люди не склонны делиться своим заработком с менее успешными, тогда как, потеряв работу, они меняют мнение и выступают за перераспределение доходов.

Группа ученых во главе с социологом Абигейл Барр из Ноттингемского университета провели эксперимент в формате экономической игры, сыграть в которую предложили молодым взрослым из стран ЕС в возрасте от 18 до 35 лет. В проекте поучаствовал 151 человек. Эксперимент проходил в два этапа с временным промежутком в год. На первом этапе 85 участников были трудоустроены, а 66 являлись студентами очной формы обучения. Спустя год ситуация изменилась: работу сохранили только 59 участников, 26 были безработными, 51 – оставались студентами-очниками, а 15 бывших студентов не смогли найти работу.

В ходе эксперимента участники играли в экономическую игру, посвященную распределительной справедливости (distributive justice). По условиям, игрокам полагались разные суммы денег – €16, €12, €10 и €6 – и каждый из них знал, сколько заработают другие. При этом до начала игры участники потратили 7 минут, «работая» на ученых: каждый из них получил задание, от результатов которого зависел размер их игровой зарплаты.

В ходе игры каждый участник получал лоток с четырьмя секциями, в которых лежали деньги, полагающиеся каждому из игроков. В двух из трех случаев размер доходов совпадал с результатами предварительного тестирования, а в каждом третьем случае – суммы распределялись случайным образом. Игроки могли выбрать желаемый результат – оставить себе предложенную сумму или распределить все деньги поровну. Голосование было анонимным, победителя выбирали случайным образом.

Целью эксперимента было проверить, как фактический статус занятости игрока отражается на его «жажде справедливости» в игре. По словам Луиса Миллера из Университета Страны Басков, трудоустроенные люди и студенты очной формы крайне редко предлагали уравнять доходы, если видели, что их сумма зависит от качества работы, выполненной перед этим. Если же доходы распределялись без учета предыдущих заслуг и зависели только от удачи – игроки почти всегда стремились все поделить.

В том же формате игру повторили спустя год, когда большинство участников сменили социальный статус – стали безработными, устроились на работу или поступили в вуз. Сравнив результаты, исследователи пришли к интересным выводам. В основном, студенты и работающие игроки считают, что у людей должна быть возможность зарабатывать больше, и что более продуктивные или старательные сотрудники заслуживают более высоких зарплат. Однако, по словам Миллера, люди кардинально меняют свои убеждения, когда становятся безработными. «Они уделяют куда большее значение перераспределению денег, что в социальном плане подразумевает увеличение налогов для тех, кто зарабатывает больше, чтобы профинансировать увеличение расходов государства», – подытожил социолог.

В целом, эксперимент отражает актуальную ситуацию в обществе: люди, которые зарабатывают больше, хотели бы платить меньше налогов, тогда как безработные и малообеспеченные граждане выступают за повышение налоговой ставки, чтобы защитить свои интересы. Кроме того, результаты исследования наглядно демонстрируют, как потеря работы и понижение социального статуса меняют моральные принципы людей, на примере их отношения к справедливоости.

В ходе исследования ученые принципиально не обсуждали с участниками вопросы распределения благ, налоговой политики или бюджетных расходов, поскольку это привело бы к погрешностям.

Статью об этом исследовании опубликовал престижный научный журнал Proceedings of the National Academy of Sciences, который крайне редко уделяет внимание социологии, однако сделал исключение для этой работы.

По материалам PNAS, EurekaAlert, Reason.

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Лучшие статьи за неделю – у вас в почте

Читайте также