«Чаще всего все идет не по плану»: интервью с кинопродюсером и CEO компании «BIG HAND FILMS» Марией Каель

Share on FacebookTweet about this on Twitter

13 декабря в украинский прокат выходит семейный фильм «Приключения S Николая» − создатели хотят, чтобы эта история стала символом зимних праздников, а Святой Николай – новым супергероем для украинских детей.

Режиссером выступил Семен Горов (телемюзиклы «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Сорочинская ярмарка»), автором сценария – Антон Базелинский, а продюсером – Мария Каель.

«Приключения S Николая» – это история о взрослении и о том, что чудеса могут повернуть жизнь к лучшему. Лента рассказывает о приключениях второклассника Артема, чья семья (родителей играют Маша Ефросинина и Пшемыслав Циприанский) недавно переехала из большого города в домик в Карпатах. К Артему накануне Дня Святого Николая неожиданно является сам Николай, но на самом деле это вор в костюме волшебника, в которого на экране перевоплотился Василий Вирастюк.

The Point поговорил с продюсером Big Hand Films Марией Каель о том, как родилась идея создания фильма «Приключения S Николая», как формируется бюджет фильма, а также о том, какими навыками должен обладать настоящий продюсер.

«Чаще всего все идет не по плану»: интервью с кинопродюсером и CEO компании «BIG HAND FILMS» Марией Каель

О телевизионном бэкграунде и навыках настоящего продюсера

− Какой у вас был бэкграунд до того, как стали кинопродюсером?

− По образованию я журналист, работала ведущей новостей на музыкальном канале, снимала сюжеты, вела свою программу и часто по работе посещала съемочные площадки. Меня всегда поражал масштаб работы, количество людей и ресурсы, которые уходили для создания порой всего нескольких минут видео. В 2006 году, решив создать свою продакшн-студию, я окончательно и бесповоротно ушла работать в кино. В 2007 году судьба меня свела с режиссером Владимиром Лертом, который доверил мне снять свое первое кино – фильм «Отторжение» (в главных ролях – Богдан Ступка и Сергей Бабкин. – ред.). На телевидении для меня был лайт-режим, а мне хотелось чего-то более глобального, и я попробовала.

− А в чем помог телевизионный опыт?

− В понимании всех процессов, ведь у меня нет профильного образования. До первых своих «кинопроб» я проработала на ТВ 8 лет. Это дало понимание базовых вещей: какие люди задействованы в съемках, как выстраивается кадр, в чем разница между линейным и нелинейным монтажом. Подходы на телевидении и в кино очень похожи, но отличаются глобальностью. На ТВ нужно быстро донести информацию, а в кино – рассказать историю.

Продюсер – это очень перспективная и нестандартная профессия. За один съемочный день можно оказаться в полицейском участке и в психиатрической больнице. И это все, к счастью, съемки.

− Кто такой настоящий продюсер?

− Это человек, который отвечает за свои слова и может взять на себя ответственность. Настоящий продюсер должен иметь хороший вкус для выбора правильного проекта и команды. Он должен обладать хорошей интуицией, любить рисковать и очень верить в проект и режиссера, с которым работает. Найти историю, написать сценарий, разработать проект, найти финансирование, команду, произвести фильм, отправить его на кинофестивали, организовать дистрибуцию – это далеко не все, что входит в обязанности настоящего продюсера.

– Какими навыками должен обладать продюсер?

– Продюсер должен любить свои проекты, но при этом понимать, что сейчас модно, чувствовать, какие истории «выстрелят», в каких режиссеров можно поверить. Конечно, есть продюсеры, создающие только им интересное кино, – они снимают его с другом-режиссером и потом смотрят дома.

Продюсер должен быть коммуникабельным, терпеливым, уверенным в себе, уметь считать деньги, владеть немного и бухгалтерией, и юриспруденцией, и тайм-менеджмент у него должен быть поставлен.

«Чаще всего все идет не по плану»: интервью с кинопродюсером и CEO компании «BIG HAND FILMS» Марией Каель

О бюджете кино и схемах продюсирования

– Как формируется бюджет кино?

– Берется сценарий и разбивается на сцены, затем формируется календарно-постановочный план, где прописывается, сколько времени потребуется, чтобы снять ту или иную сцену. Так составляется второй по важности после сценария документ – календарно-постановочный план (КПП). В нем указано, какой необходим реквизит, техника, актеры, затраты на перелеты и т.п. Потом все переводится в цифры и составляется смета.

Но чаще всего все идет не по плану. Для этого в профильной американской литературе пишут, что после подсчета бюджета нужно добавить еще 20% сверху. К сожалению, в украинских реалиях так пока не бывает, так как часто не хватает и базового бюджета – тогда помогают друзья, партнеры и инвесторы.

Украинские киношники очень находчивы, в отличие от американцев и европейцев, которым не приходится «выкручиваться» в таких ситуациях. Например, вместо того, чтобы создать специальную конструкцию, которая будет засыпать каскадеров снегом в «Приключениях S Николая», мы придумали просто закопать артистов в снегу . Безусловно, по технике безопасности все было соблюдено.

Мы брали за основу бизнес-кейс популярного фильма «Один дома», и я не вижу в этом ничего постыдного. Цель проекта «Приключения S Николая» – подарить символ, национального героя и зимнего сказочника всем нашим деткам.

– Какой из вариантов более популярен сейчас в Украине – когда у продюсера есть идея, и он ищет режиссера, или же когда режиссер нанимает продюсера?

– Работают обе схемы. Бывает продюсерское кино, когда у продюсера есть сценарий, деньги и видение, какое кино он хочет снять. И бывает режиссерское кино, когда продюсера выбирает режиссер. Первая схема чаще работает с массовым, зрительским кино, вторая – с артхаусом.

«Приключения S Николая» – это зрительское кино. Идея фильма родилась около четырех лет назад, и только в этом году нам удастся реализовать этот фильм. Мы пригласили режиссировать Семена Горова, и он так загорелся, что это стало сейчас продюсерско-режиссерским кино. Так как он – папа, ему захотелось сделать свой социальный вклад и создать кино для своих и не своих детей. Когда проходил кастинг, было видно, что Семен все пропускает через себя. Для меня, как для продюсера, это очень важно.

«Чаще всего все идет не по плану»: интервью с кинопродюсером и CEO компании «BIG HAND FILMS» Марией Каель

Об аудитории и цели проекта

– Как рассчитывали аудиторию?

– Мы брали за основу бизнес-кейс популярного фильма «Один дома», и я не вижу в этом ничего постыдного. Аудитория у нас делится на тех, кого поведут в кино, и тех, кто заплатит. Ядро целевой аудитории – дети и подростки 9-12+, а также их родители, которые могут узнать себя во многих жизненных ситуациях, описанных в ленте. Вообще цель проекта «Приключения S Николая» – подарить символ, национального героя и зимнего сказочника всем нашим деткам.

О профильной литературе и обучении на практике

– Какие книги посоветовали бы прочитать тем, кто хочет работать в киноиндустрии, и в частности быть продюсером?

– Я бы посоветовала прочитать следующие книги: «Профессия – продюсер кино и телевидения»; «Основы продюсерства»; «Экономика Голливуда»; «Управленческие решения».

«Чаще всего все идет не по плану»: интервью с кинопродюсером и CEO компании «BIG HAND FILMS» Марией Каель

– Какие бы вы дали советы тем, кто хочет стать продюсером?

– Пытайтесь попасть на съемочную площадку, используйте любую возможность. Учитесь на практике. Больше общайтесь с профессионалами. Продюсер – это очень перспективная и нестандартная профессия. За один съемочный день можно оказаться в полицейском участке и в психиатрической больнице. И это все, к счастью, съемки. Скучно не будет, но удержаться смогут только стрессоустойчивые! Помните, из кино не уходят, из кино – выносят!

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Лучшие статьи за неделю – у вас в почте