#Часы актрисы театра и кино Ирмы Витовской: о самодисциплине, позитивном лидерстве и актерстве как профессии одиночек

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Онлайн-журнал The Point продолжает рассказывать об успешных предпринимателях и профи в своей сфере в рубрике #Часы. Наши герои делятся своими рабочими привычками, правилами организации жизни, провалами и карьерными уроками, секретами продуктивности, а также рассказывают, что их мотивирует.

Делу время, и #Часы уже тикают. Наша следующая героиня – украинская актриса театра и кино Ирма Витовская. Ирма рассказала редакции The Point о том, почему актерство – это профессия одиночек, о необходимости набивать собственные шишки и почему Шекспир на этой планете не закончится никогда.

– Что, по-вашему, продуктивность?

– Качественная стоимость, тот остаток, который остается после вашей деятельности. Для меня продуктивность – это когда после тебя что-то остается и может самостоятельно существовать. Чем планка выше, тем эта продуктивность более видимая.

– Без чего она невозможна?

– Без любви к своей работе, без самодисциплины, без умения брать судьбу в свои руки − не полагаться на кого-то, а становиться самим лидерами. Но не теми, кто, достигнув какой-то ступеньки, с комфортом на ней располагаются, а теми, кто не останавливается в развитии. При этом, продвигаясь вперед, такой лидер не идет на сделку с совестью, не диктует другим правила игры и не допускает нехороших проявлений особенностей характера. А наоборот − творит историю.

#Часы актрисы театра и кино Ирмы Витовской: о самодисциплине, позитивном лидерстве и актерстве, как профессии одиночек

Фото: из личного архива И. Витовской

– Какие утренние ритуалы практикуете и верите ли в то, что первый час после пробуждения – самый продуктивный?

– Утром нужно собирать ребенка в школу, так что первый час после пробуждения проходит в сборах. Ритуалы? Самое главное, когда просыпаешься, – чтобы настроение было хорошим.

– Что вас мотивирует, вдохновляет?

– Определенная планка, которую я ставлю во время работы над новым образом. Для меня это суперпродуктивно – достичь установленного мною же уровня в образе и зафиксировать его. Если же роли развлекательного характера, а не для духовного обогащения зрителя, тогда я стараюсь, чтобы они, по крайней мере, не повторялись.

– Пять главных правил организации вашего рабочего дня.

– Я – кофеман, не могу жить без кофе утром, а вечером без кефира или айрана. Это то, что дает мне комфорт, мой личный райдер. Иногда сладкое. А вот с привычкой опаздывать я все еще борюсь. У меня есть точные графики и обязанности, от них отталкиваюсь и все выстраиваю.

Часто от партнера зависит 80% твоего успеха, и если он любит работу, а не себя в работе – все получится.

– Чему вас научила актерская профессия?

– Чем дальше я двигаюсь, тем больше понимаю, что актерство – это профессия одиночек, несмотря на то, что кино – это коллективная работа. Речь не о закрытости от людей, а, скорее, о том, чтобы меньше слушать советы других и полагаться на них, а больше исследовать самому. Так как творчество – это исследование. И пусть ты идешь по ошибочному пути, но ты сам идешь и набиваешь собственные шишки. Слушать нужно мастера в институте, а дальше двигаешься сам.

– А слушать режиссера?

– С режиссером вы создаете вместе. Режиссер – не папа и не диктатор, он либо создает со мной вместе, либо он работает с кукольным театром. Актер – тоже архитектор своего персонажа, это совместное творчество. Естественно, режиссер – это дирижер оркестра, но эмоции, тональность, ощущения, физиология и энергетика идут от скрипки, то есть от актера.

Часто от партнера зависит 80% твоего успеха, и если он любит работу, а не себя в работе – все получится. Если же он считает, что может монополизировать все внимание на себе, − вот тут уже режиссер должен четко контролировать.

– От чего вам приходилось отказываться во время съемочного процесса или работы над ролью?

– Яркий пример – роль бабы Приси в фильме «Брама». Нужно было отказаться от нормального сна, регулярного приема пищи, согласиться на определенные физические жертвы. У меня был сложный пластический грим, который требовал много времени, чтобы его наложить и снять. И этот грим не позволял есть и пить, даже через трубочку – могли отвалиться Присины губы, поэтому по 12 часов подряд я пребывала в нем.

#Часы актрисы театра и кино Ирмы Витовской: о самодисциплине, позитивном лидерстве и актерстве, как профессии одиночек

Фото: из личного архива И. Витовской

– В каком возрасте вы начали работать? Какой была ваша первая работа?

– Играла Пятачка в пять лет. Я была худой, и мне дали подушку-«живот» – выглядело, наверное, комично, но я верила в то, что играю убедительно, и получила настоящий кайф, пребывая на сцене. А если серьезно, то первая работа – в 1992-ом – была продавцом в коммерческом киоске. Это была, скорее, подработка.

Хороший бэкграунд дал четырехлетний конвейер съемок в сериале «Леся+Рома». Тогда я научилась «фотографировать» текст – это когда смотришь на сценарий и тут же вылавливаешь содержание, не нужно зазубривать.

– Какой совет вы бы дали себе 18-летней?

– Наверное, хотелось бы закачать то, чего я достигла сейчас, туда. Но чем бы я в таком случае занималась теперь? Мне бы тогда было неинтересно ни с ровесниками, ни со средним поколением. Я бы себе посоветовала больше сосредоточиться на изучении иностранных языков. Английский на бытовом уровне у меня неплохой, но хотелось бы, чтобы он был перфектным.

– Какой минимум и максимум времени у вас уходит на то, чтобы выучить роль?

– По-разному, но у меня никогда не было проблем с запоминанием текста – хороший бэкграунд дал четырехлетний конвейер съемок в сериале «Леся+Рома». Производство в таких темпах сильно тренирует. Тогда я научилась «фотографировать» текст – это когда смотришь на сценарий и тут же вылавливаешь содержание, не нужно зазубривать – потому что, помня действие, у вас сразу всплывают слова.

#Часы актрисы театра и кино Ирмы Витовской: о самодисциплине, позитивном лидерстве и актерстве, как профессии одиночек

Фото: из личного архива И. Витовской

– Самый большой урок за вашу карьеру.

– Для меня стали важными слова моего преподавателя: «Может, актеров я из вас не сделаю, но людей – попробую». С каждым годом эти слова обретают для меня все большую ценность. Потому что в любой момент может случиться необратимое событие, из-за которого я могу оказаться не в профессии, а человеком нужно оставаться всегда.

Еще время показывает, что всем нравиться ты не обязан. Закрытый человек – не означает надменный. Я в чем-то очень закрыта, круг общения близких моей душе людей довольно тесен. В чем-то я, возможно, бескомпромиссна, где-то холодная и жесткая, но это не из-за пренебрежительности и не потому, что у меня «звезда во лбу». Дело в том, что меня не хватает на всех, и потом оказывается, что то, что делаешь, становится вызовом не только для тебя, но и для другого человека. Поэтому либо отказываться от вызова, либо идти, но часть пути не всегда приятна. Так как то, что хорошо одному, не всегда хорошо второму.

Я знаю, куда и зачем иду, и на многие вещи просто не хватает времени. Что касается ошибок – их у меня было достаточно. Но я считаю, что не стоит о них сожалеть, ведь каждый проигрыш, каждая в моем случае «ролячка-калечка», как я их называю, – это опыт, потому что не каждый ребенок идеален.

#Часы актрисы театра и кино Ирмы Витовской: о самодисциплине, позитивном лидерстве и актерстве, как профессии одиночек

Фото: из личного архива И. Витовской

– Сколько бы вы назвали таких ролей?

– У кого-то это 5% или 10%, а у меня 40% − разных проб, некачественной моей работы или режиссера, неудачно выбранные проекты. Возможно, эти проценты будут расти, а, может, уменьшаться. Но надеюсь, что 55% всегда смогу назвать, как достойные работы.

– С кем бы вы никогда не сотрудничали?

– С самодурами, с теми, кто знает только собственное «я», кто во всем ищет исключительно материальную выгоду и кто манипулирует. Не люблю, когда мной манипулируют – когда узнаю, я не воюю, а просто отхожу в сторону. Таких людей просто не становится рядом со мной. Правда же всегда рано или поздно всплывет.

#Часы актрисы театра и кино Ирмы Витовской: о самодисциплине, позитивном лидерстве и актерстве, как профессии одиночек

Фото: из личного архива И. Витовской

– Что из книг посоветуете, возможно, из последнего прочитанного?

– Современных украинских авторов: Жадана, Андруховичей – Юрия и Софию, Бондара. Боюсь кого-то не назвать, потому что со многими дружу. Если вы работаете на телевидении или в кино, то есть имеете дело с речью, советую читать именно этих авторов, чтобы говорить современным языком.

А вот что касается классики – то она воистину бессмертна. Недавно мы работали над новой постановкой «Гамлета» в переводе Андруховича, и я в очередной раз убедилась, что Шекспир на этой планете не закончится никогда: он периодически приходит то в определенную страну, то в определенный исторический период.

– Если в вашем графике освободится один день, чем вы займетесь?

– Отправлюсь в путешествие на какой-то остров. Люблю отдыхать с семьей.

Предыдущие выпуски:

1. #Часы маркетинг-директора Uklon Даниила Ваховского: о 12 неделях в году, как джаз повышает продуктивность и почему полезно иметь сознание новичка

2. #Часы медиаконсультанта Веры Черныш: как не давать мозгу ржаветь, какую работу не заменит искусственный интеллект и почему не нужно бояться «ветра в лицо»

3. #Часы основателя массовых онлайн-курсов Prometheus Ивана Примаченко: о неустойчивости инноваций, состоянии потока и как никогда не переставать бороться

4. #Часы основателя агентства Fedoriv Андрея Федорива: почему хороший бренд – это всегда вопрос, о суперлюдях и большой амбициозной цели

5. #Часы руководителя отдела коммуникаций и ивентов в UNIT.City Александры Говорухи: об азарте и самомотивации, как фокусироваться на главном и почему не нужно спешить жить

6. #Часы CEO онлайн-сервиса заказа еды Eda.ua Евгения Казанцева: о неудаче как стимуле, самом важном для бизнеса и трезвом осмыслении того, что делаешь

7. #Години радниці начальника Київського метрополітену Наталки Макогон: про день у підземці під час подорожей, фейли, «метрогоробця» та про те, чому робота в метро вчить спокою

8. #Часы сооснователя киевской библиотеки BOTAN Алексея Иванова: о несчастливых $100, въедливости, важности «зачем?» и контенте-фастфуде

9. #Часы основательницы проекта «Всі. Свої» Анны Луковкиной: о секрете продуктивности от Эннио Морриконе, лени как двигателе, отказе от соцсетей и нежелании взрослеть

10. #Часы основателей Kyiv Academy of Media Arts Сергея и Анны Вовк: о работе как стихии, ненужных заклинаниях и как ребенок помогает в организации дня

11. #Часы идеолога пространства для коворкинга Счастье HUB Маргариты Сичкарь: о правиле пустоты, пользе перепадов, почему людей можно обмануть только раз и как потратить миллион

12. #Години співвласника холдингу емоцій !FEST Андрія Худо: про вчасні паузи, драйв, ранкову каву і вміння бути психологом

13. #Часы основательницы кулинарного проекта «Картата Потата» Даши Малаховой: о жизни, как игре в теннис, отсутствии правил и важности миссии

14. #Часы основательницы культурно-социального проекта «Aрт-Пiкнiк» Славы Фроловой: о трудоголизме как враге, природе лидера, чувстве юмора и космосе человека

15. #Часы PR-директора «1+1 медиа» и партнера издательства «Книголав» Светланы Павелецкой: о дисциплине, честности, 100 книгах в год и почему всегда нужно делать больше

16. #Часы соосновательницы агентства Gres Todorchuk PR Ярославы Гресь: об опыте как награде и наказании, первых 110$ и почему нужно заставлять мозг болеть

17. #Часы основателя и СЕО студии стартапов Concepter Влада Тисленко: о пике эффективности, «железном человеке» и пользе текучки в компании

18. #Часы основательницы благотворительного фонда «Таблеточки» Ольги Кудиненко: об однозадачности, прокрастинации и злости как главном ресурсе мотивации

19. #Часы основателя компании Ulichnaya Eda Романа Тугашева: о работе как игре, уроке за $100 000 и гастрономии как лучшем способе открыть страну

20. #Часы основательницы нетворкинг-платформы Charitum Даши Заривной: о двух сторонах эмоциональности, минусах продуктивности и лучшей черте поколения Z

21. #Часы генерального продюсера Одесского кинофестиваля Юлии Синькевич: об уроках выгорания, эмоциональной синусоиде и почему реализм важнее мотивации

22. #Часы основателя сервиса впечатлений в подарок Bodo Виталия Дрозда: об удовольствии как факторе продуктивности, вреде small talks и почте в один экран

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Лучшие статьи за неделю – у вас в почте

Читайте также