#Часы маркетинг-директора Uklon Даниила Ваховского: о 12 неделях в году, как джаз повышает продуктивность и почему полезно иметь сознание новичка

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Редакция блога rabota.ua запускает новую рубрику #Часы. Наши герои – профи в своей сфере и успешные предприниматели делятся своими рабочими привычками, правилами организации рабочего дня, фейлами и карьерными уроками, а также рассказывают, что их мотивирует.

Делу время, и #Часы уже тикают. Наш первый герой – маркетинг-директор онлайн-сервиса вызова такси Uklon Даниил Ваховский. Даниил имеет значительный опыт в PR и маркетинге: был менеджером по коммуникациям в COMFY, работал руководителем PR-отдела «Новой Почты» и боролся с коррупцией и бюрократией на посту начальника департамента информационной политики и связей с общественностью в «Укрзалізнице».

Даниил рассказал rabota.ua о том, кто такой продуктивный человек, как он приобрел максимальную стрессоустойчивость, почему любит ходить пешком, но не любит путешествовать, а также поделился книгами, которые расширили его кругозор, и музыкой для работы и расслабления.

– По-вашему, что такое продуктивность?

– Продуктивный человек – тот, кто успевает делать главные вещи. Те приоритеты, которые ты себе наметил – то, что двигает тебя и твою компанию вперед.

Продуктивность – это не о том, как нагружать себя как можно большим количеством задач.

– В каких ситуациях ваши сильные стороны проявлялись как слабые и наоборот?

– Например, когда ты делаешь какие-то вещи хорошо, то выполняешь их на автомате, опираясь на предыдущий опыт. Полагаешься не на факты, а на предположения. Но даже если у тебя есть опыт в определенной сфере, это не значит, что сейчас он будет работать точно так же.

Сильные стороны не всегда являются ключевыми. Поэтому мне близка философия Стива Джобса: всегда иметь сознание новичка. Тогда не попадаешь в ситуацию: «Странно, это же всегда срабатывало. Почему сейчас не получилось?»

#Часы маркетинг-директора Uklon Даниила Ваховского

Фото: Оксана Красюк

– Ваши главные правила организации рабочего дня.

– Прежде чем говорить о рабочем дне, стоит сказать, как я планирую весь год. Я делю его на три 12-недельных boost-цикла. Это интенсивные спринты, в которые я выкладываюсь по полной, а потом сбрасываю темп, иду в короткий отпуск, оцениваю результат и планирую следующий цикл.

Суть подхода в том, что год – это слишком длинный период для планирования. Все, что кажется большим планом на 365 дней, можно сделать и за более короткий промежуток времени – за 12 недель. На каждые 12 недель ставлю себе цели из сфер, в которых я занят: основная работа, обучение и дополнительные занятия, касающиеся моего физического и ментального состояния. При этом не беру на себя ничего лишнего, фокусируюсь только на основном. Цели, которые я себе поставил, непосредственно влияют на планирование рабочей недели и каждого рабочего дня.

Поэтому мое первое главное правило – я планирую неделю так, чтобы делать три важные вещи в день и три важные вещи в неделю. Это может быть запуск какого-то промо или работа над новой главой книги.

– А какими были последние важные задачи?

– Например, в Uklon еще в конце августа мы понедельно спланировали осеннее промо, забюджетировали, провели важные мероприятия по созданию одного продукта.

Лично для меня было очень важно спланировать учебный план на осень: с 5-го сентября стартовал новый очередной курс по PR, который я преподаю. К тому же, я еще и сам учусь: прохожу в Киевской школе экономики MBA-программу, также раз в квартал выбираю один курс из предложенных на учебной платформе LABA. Например, сейчас изучаю у них курс по digital marketing от старшего digital-маркетолога Яндекс.Такси в России.

Второе правило организации рабочего дня – минимальное количество встреч. Если у меня ноль или одна встреча в неделю – это самая продуктивная неделя. Встречи зачастую занимают очень много времени и не всегда дают конкретный результат. Если мы в компании организовываем встречу, то всегда решаем, кто идет, не будет ли там лишних людей, не потратим ли мы лишнее время на дорогу.

Третье правило – это хотя бы одна медитация в день. Это помогает мне переключаться между рабочим днем и рабочим вечером. Вечерняя медитация не утомляет, в отличие от тренировки. А спортом я занимаюсь утром – бегаю несколько раз в неделю.

#Часы маркетинг-директора Uklon Даниила Ваховского

Фото: Оксана Красюк

– Какие вещи включают в вас так называемое состояние ресурса?

– Самая главная вещь – это музыка. У меня есть несколько плей-листов для разных состояний, с которыми у меня четкие ассоциации: для работы, бега, отдыха или творческой работы.

Многие гуру продуктивности говорят, что музыка – это один и якорей, чтобы сфокусироваться. К тому же, разная музыка по-разному влияет на мозговую активность. Например, если у меня есть работа, которую я должен был сделать за неделю,  но не сделал, и теперь на это есть всего несколько часов – я включаю группу The Faceless. Под нее я работал еще 10-12 лет назад, для меня это мощный якорь продуктивности. Если вы привыкаете делать какие-то вещи под определенную музыку, то формируете из нее свой якорь.

– То есть вас музыка не отвлекает, а наоборот помогает?

– Да, если это касается работы, она меня ускоряет.

– Как часто обновляете плей-листы?

– Каждый день.

– Какие ваши любимые исполнители?

– Работать люблю под джазовый бэнд GoGo Penguin. По принципу того, как играет эта группа, подбирал других. Например, джазового пианиста Нейла Коули. Эрика Трюффаза очень люблю. Под них мне хорошо работается. Для творчества, к примеру, выбираю экспериментальный джаз.

– А под что хорошо отдыхается?

– Босанова, латинский джаз.

#Часы маркетинг-директора Uklon Даниила Ваховского

Фото: Оксана Красюк

– Возможно, любите джазовые фестивали?

– Если честно, не езжу на них, так как не очень люблю путешествовать. Я стараюсь минимизировать количество перемещений, потому что они отбирают много времени.

Например, мы с партнерами в других городах, в Днепре или Одессе, общаемся по Skype. И у нас считается высшим пилотажем реализовать проект дистанционно без единой встречи. Чтобы мы потратили минимум времени на разработку проекта и его запуск. Мы с партнерами даже стараемся отказаться от тех проектов, которые отбирают много времени. Нам проще их отложить до того периода, когда у нас появится больше времени.

Также у нас все рабочие документы в облачной системе, на Google-диске. Нам не нужны распечатки, не нужно проводить отчетные собрания, что очень упрощает работу.

Встречи во многих крупных компаниях связаны с обменом информацией. В Uklon мы убрали этот барьер − встречи проводим только для того, чтобы наметить стратегические векторы или принять решение. И то это касается не всех решений, потому что большинство мы принимаем по почте или Skype.

– Помимо любви к музыке, вы еще и «книжный червь». У вас есть свой подкаст о книгах.

– Да, я вел передачу на Old Fashioned Radio про книги. Но из-за учебы и своих проектов пришлось этот процесс приостановить. Скорее всего, я к нему вернусь в следующем году в несколько переработанном формате.

#Часы маркетинг-директора Uklon Даниила Ваховского

Фото: Оксана Красюк

– Когда успеваете читать? Сколько книг в месяц примерно читаете?

– Я всегда параллельно читаю 10-15 книг из разных сфер. В месяц – это 2-3 книги.

Вообще, есть несколько категорий читателей: условно говоря, те, кто пролистывает, кто читает очень медленно и вдумчиво, и те, кто посередине. Я отношусь к категории медленных читателей. Бумажные книги всегда читаю со стикерами, в электронных делаю множество заметок. Нахожу время на чтение в дороге, так как езжу на работу в метро или на такси, что неудивительно с моей работой. У меня нет своей машины с 2012 года.

Также я много читаю в приложении. А перед сном стараюсь читать бумажные книги. Всего набегает около часа-полтора чтения в день.

– Отсутствие машины как-то связано с планированием времени?

– Отчасти да. Считаю, что своя машина – это больше роскошь, чем средство передвижения. При нынешнем состоянии киевских дорог собственная машина удобна скорее на выходных, когда низкая загруженность. Во все остальное время тратить на дорогу минимум два часа в машине не намного комфортнее, чем в метро. К тому же, дорога на работу, обед и дорога домой помогает мне выполнить минимальное количество шагов в день – 10 000.

– Каким книгам отдаете предпочтение больше: электронным или все же бумажным?

– Как я уже сказал, перед сном лучше бумажные: свечение экрана гаджета влияет на наш мозг, который воспринимает этот свет как дневной. Поэтому качеству сна способствуют больше бумажные книги, если почитать примерно за час до сна.

Если у вас к этому моменту сложилось впечатление, что я какой-то биоробот, у которого есть логическое объяснение любому паттерну поведения, то это не совсем так. Но я стараюсь постоянно работать над тем, чтобы держать свой мозг и тело в тонусе.

#Часы маркетинг-директора Uklon Даниила Ваховского

Фото: Оксана Красюк

– С чем вам пришлось попрощаться в борьбе за продуктивность?

– Продуктивности мешает множество вещей. Физические вещи сильно влияют на продуктивность: от того, как у человека организовано рабочее и личное пространство, зависит его способность фокусироваться на задачах.

Я свел к минимуму количество своих вещей. Так, у меня мало одежды и минимум бытовых вещей, всегда чистый рабочий стол и один блокнот. Я легко сооружаю свое рабочее пространство из трех-четырех вещей и продуктивно работаю. Точно так же с рабочим столом компьютера: у меня нет никаких лишних файлов.

Пришлось попрощаться с праздным времяпрепровождением. В этом году только раз был в баре с одногруппниками, когда мы заканчивали учебный год. Я не понимаю, для кого все эти бары настроили и где люди берут время в них ходить. Время, проведенное в баре, ты воруешь сам у себя – лучше потратить его на учебу, работу или медитацию.

Стараюсь как можно меньше времени проводить в соцсетях и четко контролирую какие приложения у меня стоят на разных устройствах. Например, у меня на планшете нет ни одного мессенджера, только почта. А все приложения на коммуникацию у меня завязаны на телефоне. Интернет на мобильных устройствах я отключаю в 23:00 и включаю в 8:00 следующего дня.

– А что вас выключает из состояния ресурса?

– Довольно много сил и энергии отбирают рабочие встречи. Если есть три встречи в день – рабочий день потерян, так как потом долго возвращаешься к списку задач.

Стараюсь минимизировать телефонные разговоры, так как это сильно выбивает меня из графика. Есть такая статистика: чтобы после отвлечения вернуться к задаче, нужно потратить еще 10-15 минут. Так повелось, что в понедельник до обеда мне звонит максимальное количество людей, поэтому я не планирую никаких важных дел на первую половину дня понедельника.

#Часы маркетинг-директора Uklon Даниила Ваховского

Фото: Оксана Красюк

– Что в вашем понимании рабочий день? Есть целые дискуссии о том, должен ли заканчиваться рабочий день в 18:00 или нет. Что вы об этом думаете?

– У меня рабочий день никогда не заканчивается. Возможно, это связано с тем, что у меня работа не у станка, а интеллектуальная. Я работаю и в то время, когда не нахожусь на работе.

Часто идеи приходят в дороге. Я люблю ходить пешком, поэтому часто прихожу на работу уже с какими-то свежими мыслями, которые успеваю обдумать по дороге в офис. Вообще, 5-6 часов работы в день самые продуктивные, остальное время будет потрачено впустую.

Считается, что человек может фокусироваться на определенной задаче от 15 до 40 минут. Поэтому я стараюсь вложиться в это время. У меня есть приложение – таймер, который я ставлю, чтобы выполнить важные задачи максимально скрупулезно и вовремя. В эти 25 минут ничто не может меня отвлечь. Потом я делаю паузу 5 минут. Затем снова ставлю таймер на определенное время, чтобы довести до финала конкретную задачу. Так можно сделать больше за меньшее время. Это так называемая техника Pomodoro.

– Вы согласны с тем, что первые часы после пробуждения – самые продуктивные?

– Здесь все индивидуально, и у меня это самые непродуктивные часы. Мне хорошо работается где-то с 10:00 до 12:00 и вечером, а середина дня у меня проходит обычно не очень эффективно.

#Часы маркетинг-директора Uklon Даниила Ваховского

Фото: Оксана Красюк

– Как не стать жертвой продуктивности?

– Нужно понимать, зачем это делается, ради какой цели. Потому что некоторым просто нравится чувствовать себя занятыми. Особенно я люблю, когда люди в Facebook пишут «ах, как много у меня работы» или «сейчас я супер как работаю». Хочется сказать: «Чувак, пока ты пишешь этот пост, ты ничем вообще не занимаешься, ты пишешь в Facebook».

У меня есть внутренняя мотивация, которая помогает продуктивности, так как я хочу достигнуть определенных показателей для компании и для себя.

– Какие привычки помогают быть продуктивным в работе и личной жизни, и какие мешают?

– Помогает моя кофеиновая зависимость. Я не могу жить без кофе и кофеиносодержащих напитков, но стараюсь ограничивать себя 3-4 дозами в день, чтобы это не вредило здоровью. Уже давно «сижу» на кофеине, потому что кофе помогает мне работать.

Что мешает? У меня пока что полный бардак с графиком сна, никак не могу приучить себя вставать и ложиться в одно и то же время каждый день. Плюс у меня есть метеозависимость, поэтому когда меняется погода, всегда пью обезболивающее и кофе.

Я также потребляю очень много информации, которая вносит хаос в мысли. Иногда ее так много, что это парализует работу мозга. Поэтому устраиваю часы, а иногда и дни, информационной разгрузки: не читать новостей. Последние месяцы я посвящаю им всего 15 минут в день, а раньше на это уходило полтора-два часа. Я сейчас не покупаю общественно-политические журналы, только то, то интересно или полезно, вроде «Вокруг света» или Harvard Business Review.

#Часы маркетинг-директора Uklon Даниила Ваховского

Фото: Оксана Красюк

– Чему вас научила ваша работа, ваш опыт в PR?

– Быть открытым ко всему, что происходит, потому что работа в PR – очень непрогнозируемая и стрессовая. За 12 лет работы в этой сфере приобрел максимальную стрессоустойчивость. В моей карьере были всевозможные ситуации, которые только могут быть, включая похищение коллеги, поэтому меня нечем удивить или напугать.

– Что самое сложное и самое легкое в этой работе?

– Самое сложное – сделать эффективный стратегически продуманный проект. Люди делают много локальных, которые оказываются не совсем успешными. Слишком много внимания уделяется инструментам, а не идее, с которой должен начинаться каждый проект. К тому же, общественное мнение формируется с течением времени, никакого локального проекта для этого недостаточно. Надо расширить горизонт планирования до 1-3 лет.

Самое легкое – коммуникация, потому что для многих компаний очень важно просто начать говорить, так как это формирует другое отношение всех стейкхолдеров, от клиентов до партнеров. Многие компании занимают закрытую оборонительную позицию, а когда они начинают говорить, многое сразу налаживается.

– Какие каналы продвижения брендов или продуктов считаете самыми эффективными сейчас?

– Я думаю, во все времена самым эффективным каналом продвижения будет личная рекомендация. Поэтому важно создавать такие продукты, которые люди могли бы советовать друг другу.

Следующими будут максимально охватные каналы, которые помогают отслеживать поведение пользователя. Интернет, включая соцсети. Всегда эффективными будут оставаться телевидение, радио и наружная реклама, так как это тот контент, который люди потребляют всегда.

Сейчас все более эффективным становится продвижение в личных блогах, но важно подбирать подходящие под свою целевую аудиторию.

#Часы маркетинг-директора Uklon Даниила Ваховского

Фото: Оксана Красюк

– Самый большой урок и самый большой фейл за вашу карьеру.

– Самый большой урок, который я осознал слишком поздно – в PR математика важнее гуманитарных знаний. Это знание всегда было у меня под носом, и если бы я обратил на него внимание раньше, то делал бы многие проекты по-другому. Сейчас на лекциях я делюсь с людьми опытом, что стоит больше опираться на исследования, цифры, тщательнее высчитывать эффективность, аудиторию.

Самый большой фейл – неоднозначность моей работы на «Укрзалізнице». Я поставил на кон свою репутацию и безопасность. Похищение моего коллеги, как вы понимаете, было именно на этой работе.

– Слушаете какие-то полезные подкасты?

– Подкасты не слушаю, но иногда смотрю лекции TED. У меня разные сферы интересов, потому интересуют как гуманитарные вещи, так и архитектура, бизнес, дизайн.

#Часы маркетинг-директора Uklon Даниила Ваховского

Фото: Оксана Красюк

– Какие техники тайм-менеджмента вы используете, помимо уже упомянутой Pomodoro?

– Использую несколько адаптированную технику GTD (с англ. «доведение дел до завершения», метод повышения личной эффективности, которую ее автор Дэвид Аллен описал в своей одноименной книге – ред.).

Основной принцип GTD – ничего не держать в оперативной памяти. Все дела, идеи, информацию нужно записывать во «Входящие»: это могут быть блокноты, стикеры или специальные программы. Входящий поток распределяется по спискам дел в зависимости от перспективы – день, неделя, месяц и так далее. Каждая задача, требующая времени на выполнение, детализируется и вписывается в план на свое время.

– Пять книг, которые расширили ваш кругозор.

– Каждая прочитанная книга в определенной мере расширила мой кругозор.

Я бы посоветовал прочитать все книги Малкольма Гладуэлла. Он увлекательно пишет о многих социально важных темах как колумнист The New Yorker. Особенно – «Что видела собака», сборник его статей для журнала The New Yorker, посвященный разным сферам. Также «Переломный момент», «Озарение» и «Давид и Голиаф». Это четыре основные его книги.

#Часы маркетинг-директора Uklon Даниила Ваховского

Фото: Оксана Красюк

– Это нон-фикшн, а фикшн?

– Я заставляю себя читать художественную литературу, на самом деле. Даже пошел в книжный клуб Kyiv Bookworms Club, чтобы заставить себя хотя бы раз в месяц читать художественные произведения. Дело в том, что много фикшна я читал в школе и в институте. Еще считаю себя потенциальным писателем, прошел два потока курсов о том, как писать рассказы и как писать роман. Поэтому художественные книги мне читать сложно: я начинаю их анализировать, и мало что нравится.

Из последнего – понравились «Улыбки судьбы» Адама Джонсона и сборник рассказов «История твоей жизни» Теда Чана, по которой сняли научно-фантастический фильм «Прибытие». Тед Чан – фантаст, и хотя я читаю мало фантастики, но книги этого автора считаю очень глубокими. Чтобы написать «Историю твоей жизни», Чан где-то 5 лет изучал филологию.

Очень интересно читать книги серии «HBR 10 лучших статей» по разным темам: стратегический маркетинг, управление, лидерство, методы принятия решений.

Также понравилась книга «Продается все. Джефф Безос и эра Amazon» Бреда Стоуна про то, как Amazon достиг того фантастического успеха, которого он достиг.

Вообще, перед тем, как прочитать любую книгу, я делаю предварительный ресерч. Только процентов 10 книг я читаю без хотя бы минимального исследования, что это за книга, зачем она мне нужна. Довольно скрупулезно подхожу к выбору литературы.

– Какой совет вы бы дали себе 18-летнему?

– Не иди в PR. Когда я начинал, это было очень интересно и перспективно. За 12 лет карьеры я достиг профессионализма и даже признания, но эта работа сильно повлияла на меня как на человека. Стрессовая работа, которая в определенной мере меняет взгляд на вещи: начинаешь меньше доверять каким-то явлениям, людям.

Поэтому год назад я принял осознанное решение уйти из PR и соприкасаться с ним только через преподавание. Мой кругозор и навыки позволили мне развернуть карьеру на 90 градусов и заняться маркетингом.

Но время меняется, и если бы я 12 лет назад занимался чем-то другим, сейчас все равно пришлось бы переучиваться. Наше время очень интересное – мы можем и даже вынуждены менять карьеру дважды или трижды за жизнь, имеем безграничные возможности учиться и развиваться.

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Лучшие статьи за неделю – у вас в почте

Читайте также