Редакция блога rabota.ua продолжает рубрику #Часы. Наши герои – профи в своей сфере и успешные предприниматели делятся своими рабочими привычками, правилами организации жизни, фейлами и карьерными уроками, секретами продуктивности, а также рассказывают, что их мотивирует.

Делу время, и #Часы уже тикают. Наш четвертый герой – Андрей Федорив, основатель и владелец независимой креативной компании FEDORIV, член правления Всеукраинской рекламной коалиции, преподаватель по маркетингу и инновациям.

Андрей рассказал rabota.ua о человеческой слабости, трех компонентах, которые определяют успех суперлюдей, почему бренды снимают плохую рекламу, а также поделился своими любимыми книгами и фильмами.

– Что, по-вашему, продуктивность?

– Философский вопрос, хотя у продуктивности есть очень четкое определение. Это способность генерировать продукт в единицу времени и понять – когда ты уходишь, у тебя что-то осталось или это был процесс ради процесса.

Для меня продуктивность – это результативность, а результативность – это эффективность, а эффективность – никто не знает, что (улыбается).

#Часы основателя агентства Fedoriv Андрея Федорива: почему хороший бренд – это всегда вопрос, о суперлюдях и большой амбициозной цели

Фото: Татьяна Пастир

– Без чего нельзя быть продуктивным?

– Я много думаю о том, почему одни люди добиваются успеха, а другие – нет. Пришел к странному выводу, что есть люди, а есть – суперлюди.

По моему мнению, есть 2-3 основных фактора, которые больше всего влияют на то, станет ли человек – суперчеловеком. Первое – это качество работы мозга, насколько человек способен анализировать и в принципе думать. Второе – сила воли, насколько он может сам заставить себя что-то делать.  Третье – удача.

В моем понимании суперлюди – те, у кого получается находить баланс, которым получается делать практически все, за что они берутся. У них почему-то все хорошо и в работе, и в семье, и в других сферах жизни. В то же время есть люди, у которых и в семье неудачи, и еще, к примеру, он ногу в путешествии сломал.

С одной стороны, должна быть БАЦ – большая амбициозная цель, которая тебя заводит и мотивирует. С другой стороны, эта цель должна быть реальной.

К суперлюдям я отношу большее количество наших клиентов, которые не просто успешные, а гиперуспешные – это крупнейшие предприниматели в нашей стране. Смотрю, как они над собой издеваются, в какие экстремальные условия загоняют себя, какие многолетние испытания проходят. Все эти истории про рано встать, облиться холодной водой, отвезти детей в школу – все именно так, причем нещадно.

В отличие от них, слабые люди себя берегут и не очень хотят признаваться себе в своих ошибках. Однажды брал интервью у одного из наших клиентов и спрашивал о том, почему он успешен. Он говорит: «Если об этом у меня спрашивают люди неуспешные, я говорю – просто повезло. Зачем их расстраивать? Ведь если я скажу, что на протяжении многих лет, несмотря на свои миллионы, работаю по шесть дней в неделю или без выходных, им будет обидно». Да, успех часто включает в себя такие неприятные вещи.

Часто ли я могу сказать себе: «А, сегодня не пойду на работу»? Конечно, нет. Я все так же впахиваю свои 10-12 часов, и точно так же чувствую, что мы только начинаем.

− В чем, по-вашему, состоит формула успеха?

− Тут нужен баланс. С одной стороны, должна быть БАЦ – большая амбициозная цель, которая тебя заводит и мотивирует. С другой стороны, эта цель должна быть реальной. Нужно четко анализировать то, где ты сейчас, и куда можешь прыгнуть. Да, далеко, сложно, сверхусилия, пробивать головой бетонный потолок и прогрызать зубами железную арматуру – но без этого не работает.

Некоторые читают всякие эзотерические истории по поводу того, как кто-то добился успеха. Они, как правило, ищут какой-то «секретик», а секретика – нет.

Неприятно себе в этом признаваться, но я в бизнесе 23 года. Успешно ли? По социальным оценкам, да. Но часто ли я могу сказать себе: «А, сегодня не пойду на работу»? Конечно, нет. Я все так же впахиваю свои 10-12 часов, и точно так же чувствую, что мы только начинаем, потому что у нас много незаконченных вещей и новых проектов. Это то, что меня заводит и делает продуктивным.

#Часы основателя агентства Fedoriv Андрея Федорива: почему хороший бренд – это всегда вопрос, о суперлюдях и большой амбициозной цели

Фото: Татьяна Пастир

− В каких ситуациях ваши слабые стороны проявлялись как сильные, и наоборот?

− Это одна и та же моя сторона. Есть такое понятие как risk-taking – способность человека принимать рискованные решения. У меня вообще нет проблем с рисками. Я достаточно легко рискую: участвовал во многих бизнес-проектах, в которых терял деньги, но, будучи оптимистом, снова легко соглашался и прыгал в новое дело. Сейчас я бы действовал более осмотрительно. Но все равно каждый синяк делает тебя немного умнее.

Одна из таких инвестиций вне FEDORIV, которая оказалась  успешной, оправдывает все потери, полностью их перекрывает. Если бы я не пробовал, то у меня и этого бы не было. В итоге я проиграл бы больше. Всегда нужно пробовать, но при этом извлекать из предыдущего опыта уроки.

Если мы говорим о человеке, который хочет добиться большего, то важно, насколько ты готов неудачи пережевывать, выплевывать и идти дальше, как будто их не было. Пробовать снова, не повторяя тех же ошибок. А на новые ошибки у тебя всегда есть право.

Мне еще дедушка говорил: «При любой власти в любой стране всегда будет 10%, которые живут лучше оставшихся 90%. Твоя задача очень простая – быть в этих 10%»

− В этом контексте я вспомнила тезисы книги Нассима Талеба «Антихрупкость» о том, что для зрелости и стойкости нужно набивать синяки, о чем вы говорили. Но иногда мы сами себе создаем лишние стрессы. Например, та же неорганизованность. Нужны ли такие синяки?

− Смотрите, если мы говорим о суперлюдях, то там по определению вещи вроде неорганизованности отсекаются. Мне еще дедушка говорил: «При любой власти в любой стране всегда будет 10%, которые живут лучше оставшихся 90%. Твоя задача очень простая – быть в этих 10%. Попадешь ли ты в наивысший 1% или нет – уже не так важно, но тоже нужно стремиться». В этом смысл социальной жизни – бороться за максимальные достижения, исходя из того ресурса, который у тебя есть.
Залог перехода в эти 10 % – все базовые вещи: вы делаете, что обещаете, у вас все в порядке с тайм-менеджментом, вы грамотно пишете, делаете хорошие публичные выступления, можете написать крутое письмо, знаете, в чем ваша цель и дальше длинный список.

Если вы пытаетесь быть более эффективным, чем группа неэффективных менеджеров, то вам, возможно, будет достаточно быть чуть организованнее. Но если вы претендуете на высшую лигу, то вам нужно держать баланс по всем категориям.

#Часы основателя агентства Fedoriv Андрея Федорива: почему хороший бренд – это всегда вопрос, о суперлюдях и большой амбициозной цели

Фото: Татьяна Пастир

− Перейдем к теме организации дня. Верите ли вы в то, что первый час после пробуждения – самый продуктивный?

− Очень философский разговор. Когда у тебя четверо детей, то первый час после пробуждения, безусловно, продуктивный – ты будишь их, моешь, кормишь, болтаешь с ними, собираешь в школу.

− Пять главных правил организации вашего рабочего дня.

− Если ничего не планировать – ничего у вас и не будет. Лично я планирую свою жизнь в приложении Things, которое создали по методике Дэвида Аллена Getting Things Done. Очень помогает не держать в голове кучу задач и избавляет меня от стресса. Плюс – Google-календарь, к которому есть доступ у моего секретаря, но 80% встреч я сам назначаю и подтверждаю.

Я в большей мере человек мессенджеров, чем е-мейлов. Очень редко пишу длинные письма, больше короткие сообщения формата «да/нет», когда это вопросы скорости принятия точечных решений.

Больше работаю с людьми вживую, поэтому в день иногда бывает от 10 до 20 встреч. Идеально, когда они в офисе. Тогда это одна бесконечная встреча: как утром зашел в офис, так вечером и вышел. Один такой разговорный дзен. Много поездок. Там иначе.

У меня марафонская выносливость на протяжении рабочей недели: мне не нужны перерывы, я могу 12 часов подряд общаться и не устать. Потому что люблю то, что делаю.

− Значит, никаких бумажных ежедневников?

− Да, все в Google-календаре. Иногда я даже не включаю ноутбук, все делаю через смартфон. Но всегда есть тетрадь бумажная. Там я визуализирую мысли для себя и рисую на встречах какие-то схемки.

− Полезные привычки, которые помогают быть продуктивным.

− Много работать и быть трудолюбивым. У меня марафонская выносливость на протяжении рабочей недели: мне не нужны перерывы, я могу 12 часов подряд общаться и не устать. Потому что люблю то, что делаю.

Чтобы восстановиться, мне просто нужно выспаться. Я не играю в игру: «Очень поздно лег и очень рано встал». Знаете, это как анонс новой книги: «Как лечь спать в 5 утра после тяжелой вечеринки и в 9:00 быть на работе огурцом, читайте в моей новой книге “Никак”».

#Часы основателя агентства Fedoriv Андрея Федорива: почему хороший бренд – это всегда вопрос, о суперлюдях и большой амбициозной цели

Фото: Татьяна Пастир

− Какие вещи вас включают в состояние ресурса?

− Я постоянно в состоянии ресурса. Что у вас второе – состояние дзена? Это в дороге. В офисе я 100% сосредоточен, а вот дома и на выходных работать не люблю. В этом я довольно консервативен. Могу, правда, иногда отбиваться от SMS-ок клиентов и в час ночи, но самое худшее, что можно придумать для меня, – это работать с документами в выходные. Когда мне нужно составить документ в выходные, я просто самый несчастный человек на Земле.

Некоторые читают всякие эзотерические истории по поводу того, как кто-то добился успеха. Они, как правило, ищут какой-то «секретик», а секретика – нет.

− Сколько книг читаете? Как находите время, и что посоветуете из последнего прочитанного?

− Читаю одновременно несколько книг. В последнее время стал комбинировать книги четырех типов – бумажные, электронные, аудио- и видео (влоги). Каждый день какой-то апгрейд перед сном, в дороге. В поездке почти всегда будет в рюкзаке бумажная книга. Есть книги в телефоне, был Kindle – потерял.

Надавно перед сном читал «Бережливый стартап», или Lean Startup, Эрика Риса. Из формата must read я бы посоветовал более старые книги. Например, Good to Great Джима Коллинза. Ей 15 лет, но это отличная книга по бизнесу.

Также «Доставляя счастье», Тони Шей, «Новый цифровой мир» Эрика Шмидта, который писал Google.

Из художественной литературы – «Золотой теленок» Ильфа и Петрова.

#Часы основателя агентства Fedoriv Андрея Федорива: почему хороший бренд – это всегда вопрос, о суперлюдях и большой амбициозной цели

Фото: Татьяна Пастир

− А по фильмам?

− «Два с половиной человека», «Теория большого взрыва», фильмы братьев Коэнов, Спайка Джонса. Советую смешной, но неглупый фильм Коэнов «После прочтения сжечь». Из серьезных, которые заставляют задуматься, – «Нефть», например, или «21 грамм». Также фильмы-биографии предпринимателей, документальные.

− Самый большой фейл и урок за вашу карьеру?

− Очень субъективно об этом говорить, так как факапы случаются каждую неделю. Важно эффективно их «переварить».

В 2006 году я понял, что будущее за digital, поэтому в 2007-ом создал digital-агентство, которое довольно быстро стало успешным. При этом я никогда в нем не работал, а был только акционером. В 2008-ом мы привлекли иностранных инвесторов, в 2010-ом реорганизовали его в цифровой холдинг. Тогда же я открыл компанию FEDORIV и на 100% сконцентрировался на ней, а в холдинге остался пассивным. Встречался с менеджментом раз в пару месяцев. В итоге, когда через два года я обратил внимание на то, что показатели ухудшаются, а что еще хуже − там была совсем другая культура, поэтому мне пришлось 2013-ом ее фактически закрыть.

Таким образом, я упустил несколько лет в развитии цифровых инструментов маркетинга, которые были важными. Поэтому если сейчас отмотать назад, то в самом начале работы FEDORIV я бы делал его как намного более цифровое агентство. Сейчас мы это нагоняем семимильными шагами.

#Часы основателя агентства Fedoriv Андрея Федорива: почему хороший бренд – это всегда вопрос, о суперлюдях и большой амбициозной цели

Фото: Татьяна Пастир

− Сколько сейчас человек в команде FEDORIV?

− У нас 70 человек в компании. Есть иллюзия, что творческие организации – это постоянные тусовки, но это не так. У нас есть IT-система, в которой автоматизированы почти все процессы – виртуальный офис, в котором работают сотрудники, есть стратегия на 7 лет. Мы хорошо придумываем, но еще мы отлично считаем. Мы одновременно и про эмоции, и про деньги.

Моя теория очень простая: 10% или пусть 4% людей, которые что-то создают и меняют, − это креативные лидеры, я их называю «папами». Те, которым больше всех нужно. Папа умеет слушать интуицию и направить свои альфа-лучи на решение главной задачи.

− Какой совет вы бы дали себе 18-летнему?

− Не тратить деньги на фигню и разделить бюджет на три: инвестиционный, страховой и жизненный. Меньше тратить на потребление, а больше на инвестирование или просто откладывать деньги.

У меня до 34 лет не было осознанной задачи формирования серьезного рабочего капитала, потому я недостаточно уважительно относился к деньгам. Когда они появлялись, сразу думал о том, как потратить их или сразу же во что-то вложить, не понимая, что деньги сами по себе как инструмент могут быть классной штукой. Так, в момент когда открываются возможности (например, недвижимость невероятно дешевеет из-за кризиса) выигрывает тот, у кого есть «cash кулак», то есть живые деньги в руках. И чем хуже на рынке, тем более сильной становится его позиция. Непонимание этого банального принципа стоило мне лично очень-очень дорого.

#Часы основателя агентства Fedoriv Андрея Федорива: почему хороший бренд – это всегда вопрос, о суперлюдях и большой амбициозной цели

Фото: Татьяна Пастир

− Почему бренды снимают плохую рекламу?

− Думаю, потому что мир несовершенен.

Моя теория очень простая: 10% или пусть 4% людей, которые что-то создают и меняют, − это креативные лидеры, я их называю «папами». Те, которым больше всех нужно. Папа умеет слушать интуицию и направить свои альфа-лучи на решение главной задачи. Когда он на борту, тогда достаточно редко появляется плохая реклама.

А когда есть большая безликая компания, где работают испуганные менеджеры, дети бюрократии, тогда рождается серая неинтересная унылая реклама. Она, может быть, будет даже очень правильной, но в принципе это такой грустный беспризорник, который никому не нужен.

#Часы основателя агентства Fedoriv Андрея Федорива: почему хороший бренд – это всегда вопрос, о суперлюдях и большой амбициозной цели

Фото: Татьяна Пастир

Фотограф: − И все-таки почему лого в виде косточки?

− Потому что хороший бренд – это всегда вопрос, а не ответ. Если все понятно сразу, нет интереса. Нет любопытства. Нет будущего. Нет смысла продолжать. А когда вопрос остается открытым, то все возможно.

Предыдущие выпуски:

1. #Часы маркетинг-директора Uklon Даниила Ваховского: о 12 неделях в году, как джаз повышает продуктивность и почему полезно иметь сознание новичка

2. #Часы медиаконсультанта Веры Черныш: как не давать мозгу ржаветь, какую работу не заменит искусственный интеллект и почему не нужно бояться «ветра в лицо»

3. #Часы основателя массовых онлайн-курсов Prometheus Ивана Примаченко: о неустойчивости инноваций, состоянии потока и как никогда не переставать бороться