Несмотря на окончание отпускного сезона, мы именно в сентябре отмечаем день туризма. Это весомый повод подвести итог отпускного сезона и посмотреть, как он повлиял на рынок труда.
Динамика вакансий
В принципе, ситуация на рынке труда не безнадежна – согласно данным аналитиков сайта rabota.ua, количество вакансий за последние полтора года выросло более чем в два с половиной раза. Правда, процесс идет неровно – есть провисания в достаточно активные для бизнеса месяцы.
Динамика количества вакансий в сфере туризма на сайте rabota.ua
Данные за январь 2015 года приняты за точку сравнения (100%)
Ситуация в регионах
Как обычно, главный работодателем на туристическом рынке труда является город Киев – более половины вакансий и 45% резюме находятся здесь. Вторым по значимости туристическим городом, вполне закономерно, стал Львов – 8% вакансий и 7% резюме, сразу за ним с 7% как вакансий, так и резюме, идет Харьков. Одесса, как ни странно, уступила Днепру и находится на 5 месте с 5% вакансий и 7% резюме.
Структура вакансий и резюме в сфере туризма в августе 2016 года
Самые востребованные специалисты
Главный спрос на рынке труда туризма – на специалистов по продажам туристических услуг. Три четверти вакансий против половины резюме – таков счет в этой вакансии. Для сравнения – на втором месте вакансии специалиста по бронированию, на которую претендуют 11% соискателей и 10% вакансий.
Структура вакансий и резюме в сфере туризма в августе 2016 года
Зарплаты в сфере туризма
Что касается заработной платы, то пока работодатели не готовы платить кандидатам, по их мнению, достойно. И хотя разрыв между ожидаемой и предлагаемой зарплатой за лето сократился с 13% (по результатам января-мая 2016 года) до 4%, по-прежнему выше предлагаемой заработной платы просят руководители в сфере туризма и специалисты в сфере делового/корпоративного туризма (примерно на треть выше).
Средние зарплаты в сфере туризма в январе-августе 2016 года по направлениям
Портрет специалиста
Что касается портрета среднестатистического специалиста в сфере туризма, то подавляющее большинство кандидаток – женщины, их 77%.
Социально-демографический профиль соискателей: пол
Больше половины соискательниц молоды – в возрасте до 25 лет, зрелых соискателей в базе резюме всего 3%.
Социально-демографический профиль соискателей: возраст
Как ни странно, но высшее образование есть всего у 45% кандидатов в туризм. Впрочем, невзирая на наличие туристических специальностей в вузах, работодатели не слишком благоволят к их выпускникам и готовы брать спецов без специализированного образования, зато адекватных.
Социально-демографический профиль соискателей: образование
Большая часть кандидатов не имеют опыта, но очень хотят попробовать – таковых 68%. Специалистов с опытом работы более 5 лет – всего 8% от общего количества.
Социально-демографический профиль соискателей: опыт работы
Несмотря на разъездной характер работы, только 20% кандидатов готовы к переезду.
Социально-демографический профиль соискателей: готовность к переезду
И что совсем уж печально, 40% «туристических» кандидатов не знают иностранных языков. Свободно владеют иностранным языком только 8% кандидатов.
Социально-демографический профиль соискателей: уровень знания английского