Рассказать об истории компании «СУМАТРА-ЛТД» – мы попросили директора по управлению персоналом компании Оксану Козлову.
– Наша компания появилась в 1994 в г. Киеве и развивалась в трех направлениях: производство, розничная и оптовая торговля парфюмерно-косметической продукцией. В 1996 году открылся первый розничный магазин компании. А в 2000 году появился бренд «КОСМО» и все розничные магазины компании были объединены в розничную сеть под этим названием. Сегодня наша сеть насчитывает 98 магазинов и 29 аптек. Это основные вехи, но путь этот был долгим и тернистым. Кто-то пробует себя в рознице и не получается, а кто-то пробует, начинает разбираться, почему не получается – и не только остается в розничном бизнесе, но и успешно его развивает. Важно проявить прозорливость – как будет выглядеть розничный цивилизованный бизнес через годы.
– А в чем, по вашему мнению, залог успешной прозорливости?
– Успешная прозорливость опирается на знание того, как бизнес развивается на рынке, это уход в экспертность. Хотя работать становится, конечно, сложнее, но от этого выигрывает покупатель.
– Собственные торговые марки компании – следствие прозорливости?
– И это тоже. У нас несколько собственных торговых марок: средства детской гигиены Шоша, средства по уходу за телом Mari E Monti, косметические средства Odri, средства по уходу за домом Rino. Это позволяет нужные товары делать доступнее – наши марки выпускаются на базе украинских производителей. Кроме собственных торговых марок у нас есть и собственный импорт – мы на эксклюзивных условиях ввозим качественные товары, чтобы покупатели, которые хотят продолжать пользоваться высококлассной косметикой и парфюмерией, могли себе это позволить даже в нынешних экономических условиях.
– А если говорить о людях. Скажите, пожалуйста, каковы особенности подбора кандидатов?
– Мы ищем людей, увлеченных делом, которые хотят работать, хотят развиваться. Мы считаем, что хорошая работа – это часть жизни человека, радостная и созидательная.
– Как вы определяете ваш-не ваш кандидат?
– Мы берем не всех. Смотрим, хочет ли человек работать, насколько он профессионален. Может ли он привнести что-то новое в работу компании. Нам это важно, поскольку мы во многих вопросах впереди коллег по бизнесу. Да, у них может быть больший бизнес, но у нас меньше точек, зато больше эффективность. Секрет в более тонких настройках системы, ведь управление розничным бизнесом – очень деликатный и тонкий процесс. Тем не менее, мы активно внедряем новшества, не боясь неприятия или отторжения, поскольку запуская новшество, знаем, что за результаты мы получим, и активно к ним стремимся. Перед началом проекта серьезно разбираемся во всех нюансах, затем внедряем (когда все увлечены и вовлечены) и стараемся делать все, чтобы клиенты, покупатели остались довольны и покупками, и самим процессом приобретения товаров в нашей сети.
– Скажите, пожалуйста, в компании много «ветеранов»?
– Очень много. Я работаю в компании 4 года, но есть люди, работающие в компании гораздо дольше моего. У нас даже есть система награждения – серебряный знак за 10 лет работы в компании и золотой – за 15 лет. Ежегодно около 30 человек получают серебряные знаки, а два сотрудника компании в этом году получат золотой знак.
– В чем вы видите секрет долголетия работы в компании?
– Возможно, дело в том, что у нас нет категоризации по должностям – мы награждаем всех – от уборщицы, до директора, и равно ценим их добросовестный труд и лояльность к компании. Поэтому трудностей с подбором у нас обычно не бывает – многие должности мы легко закрываем по рекомендациям наших сотрудников.
Мы гордимся тем, что «продолжительность жизни» продавца в нашей компании дольше, чем у коллег, и текучесть меньше.
– Но текучесть кадров все же есть?
– Да, и этому есть несколько объективных причин. Например, у кандидата нет опыта в торговле, но есть иллюзия: «красивый магазин, хорошая продукция». А в жизни, работа продавца – это почти 10 часов на ногах, нужно и шампуни расставить, и пыль с полок вытереть – словом, эту красоту поддерживать. Не все к этому готовы. Второй момент – нет опыта общения с покупателями – с их стороны возможны и повышенная эмоциональность, иногда даже агрессивность, и необходимость общения, даже если общаться уже не хочется. Иногда бывает сложно переучивать опытных продавцов – у нас свои стандарты обслуживания и, если сотрудник не готов их принять, под них подстроиться – вынуждены расстаться.
– Каков обычный карьерный путь в рознице?
– Обычно к нам приходят на ученика продавца, затем продавец-консультант нескольких категорий до старшего продавца и далее вверх по карьерной лестнице. Можно за полтора года дорасти от ученика до директора магазина, если хочется. К сожалению, не вся молодежь особенно этого хочет.
– Принимаете ли на работу студентов?
– Да. Но на полный день. Это связано с тем, что процесс обучения продавца длительный и затратный – в магазине порядка 25 000 наименований, продавец должен знать если не все, то многое.
– Есть ли в компании ограничения по приему зрелых сотрудников?
– В принципе, если сотрудник готов придти на продавца-консультанта, если готов учиться, воспринимать новое, общаться и находится в подходящей физической форме – тогда мы за.
– Насколько мы знаем, у компании были торговые точки в зоне АТО, какова их судьба?
– Все торговые точки были закрыты, и мы максимально шли навстречу людям – приняли на работу на новых местах тех, кто хотел переехать. Сейчас у нас работают на разных должностях люди из восточных регионов, но для нас нет разницы, откуда человек, важен результат его работы.
– Что отличает компанию как работодателя?
– Мы даем всем все, но все получить могут только самые старательные, – улыбается наша собеседница. – Мы соблюдаем все требования украинского трудового законодательства и предоставляем все социальные гарантии: «белая» заработная плата и бонусы за достижения. У нас человечная компания, и наши сотрудники очень это ценят: мы просто любим людей, с которыми работаем, и они любят нас.
– Расскажите, пожалуйста, подробнее о перспективах компании Суматра.
– Мы продолжаем развиваться, причем делаем это гибко. Мы делаем многое, чтобы кризис нас не коснулся – работаем с ассортиментом и персоналом, живем честно, открыто и легально.