Как стать незаменимым сотрудником?

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Незаменимых у нас нет – этот принцип исповедуют многие руководители. Они считают, что незачем поощрять или выделять каких-либо одних сотрудников перед другими. С одной стороны, доля правды в этом высказывании есть, а с другой – иногда цена такой замены оказывается ощутимой и даже дискомфортной.
Сейчас, когда многие компании находятся в длительной депрессии и постоянном «подсокращении» штатов, многие сотрудники мучаются вопросом – что делать, чтобы не уволили?

Один из эффективных путей – стать незаменимым сотрудником. Главный вопрос  – как же это сделать?

«Инструкция» по незаменимости

Прежде всего, выясните, что в вашей работе делает вас незаменимым. В чем изюминка ваших обязанностей, что вы можете делать лучше других или так, как никто иной? При этом также важно понимать, насколько востребована ваша незаменимость. Если, например, вы быстрее всех выписываете счета в специальной программе, а продаж особо нет, – такой навык оттачивать до идеала особого смысла пока нет.

Всем руководителям нужны труженики, умеющие нести ответственность за свой участок работы, не ноющие и не жалующиеся даже когда трудно, терпеливые и настойчивые. Не нужно «работать на износ» – постарайтесь сделать свой труд максимально продуктивным без переработок.

Если в вашей работе пока что нет ничего незаменимого или для достижения незаменимых навыков и умения нужно долгое время (например, нужно идеально знать английский, а вы в школе зубрили французский), лучше посмотреть, что еще ценит работодатель. Возможно, в смежных областях или в другой части обязанностей есть место для проявления незаменимости. Например, в объявлениях о вакансии часто упоминаются такие фразы: «Если вы любите общаться и продавать, если вы понимаете, что значит продать эскимосу снег зимой дорого, – вы ценный для нас сотрудник, и мы с нетерпением ждем вашего звонка!»

Также многие работодатели ценят такие умения как хорошие коммуникативные навыки, грамотная речь, высокая работоспособность. Или, например, личностные характеристики: ответственность и пунктуальность; нацеленность на результат; инициативность и деловая активность; стрессоустойчивость; аналитический склад ума; скрупулезность; внимательность. В зависимости от того, что ценится на вашем месте работы, – постарайтесь развить это в себе.

Чего хотят работодатели

Обращаем ваше внимание, что в разных подразделениях вашей компании и у разных руководителей понимание того, кто такой незаменимый сотрудник, может отличаться.  Например, одному руководителю по душе специалисты-эксперты, имеющие долгий срок работы в одной деятельности, в одной компании и на одном участке, глубоко знающие свой участок работы. А для другого начальника незаменимыми являются профи широкого профиля, спецы-универсалы, умеющие многое и любящие постоянно учиться, осваивать новые области.

Но при этом всем руководителям нужны труженики, умеющие нести ответственность за свой участок работы, не ноющие и не жалующиеся даже когда трудно, терпеливые и настойчивые. Время сейчас сложное, и те, кто остались, несут двойную-тройную нагрузку. Не нужно «работать на износ» – постарайтесь сделать свой труд максимально продуктивным без переработок.

В разных подразделениях вашей компании и у разных руководителей понимание того, кто такой незаменимый сотрудник, может отличаться.

Важно не только понять, что руководство считает незаменимым навыком, но и знать, по каким критериям оценивается незаменимость. Ведь если босс считает незаменимыми своих старых соратников или родственников, работающих на фирме, как бы вы не «вылазили из шкуры», в незаменимые вам попасть маловероятно. А если незаменимыми считаются сотрудники, владеющие навыком или технологией, в совершенстве знающие определенные бизнес-процессы или просто иностранные языки – еще не все пропало, вы тоже сможете. Если у вас хорошие отношения с руководителем – узнайте у него, что, по его мнению, делает сотрудника незаменимым. Возможно, его мнение внесет коррективы в вашу стратегию.

PR на рабочем месте

Как только вы узнали, кого и по каким критериям руководство считает незаменимым сотрудником, – самое время представить свою работу в нужном свете. В компаниях очень много «тихих пахарей», истинные объемы работ которых узнаются руководством с удивлением и изумлением. Более того, иногда уже после ухода сотрудника.

Не делайте такой ошибки – не умалчивайте о результатах своего труда. Не нужно хвастаться этим. Постарайтесь тактично довести до руководства результаты вашей деятельности.

Не делайте такой ошибки – не умалчивайте о результатах своего труда. Не нужно хвастаться этим или высказывать претензии руководству – вот, мол, какой воз я тяну. Постарайтесь тактично довести до руководства результаты вашей деятельности. Особенно если гордиться есть чем. Лучше делать это не раз в год, а чаще. Определите, какие в вашей деятельности есть промежуточные этапы (отчеты, планы продаж, окончания проектов), результаты которых смогут доказать или подтвердить руководству вашу незаменимость. И расскажите о ней в подходящее время в доступной для руководства форме – иногда не все руководители понимают высоконаучный или просто профессиональный сленг своих подчиненных, а признаться боятся.

Побочные эффекты

Конечно, следует учесть и «побочные эффекты» незаменимости.

Во-первых, то, что считается признаком незаменимости в вашей компании, может вовсе не быть таковым в другой.

Во-вторых, незаменимый навык может тоже оказаться достаточно специфическим. Например, владение в совершенстве «самонаписанным» программным продуктом для компании плюс, и для вас признак незаменимости. Только вот для других компаний он просто неприменим и не дает вам преимуществ при смене места работы. То же самое, например, с редким иностранным языком или бизнес-процессом, который эффективен только в этой области или конкретной компании.

Незаменимость некоторые руководители воспринимают как данность. А к хорошему, как известно, привыкают быстро. И тогда любое отклонение вызывает, в лучшем случае, недоумение руководства.

В-третьих, незаменимость некоторые руководители воспринимают как данность и пытаются таким образом сэкономить на зарплате – пусть двое незаменимых работают за пятерых обычных сотрудников, без особых бонусов, мол, они же незаменимые, должны понимать. Так что если ваша незаменимость – в повышенном трудолюбии и готовности работать много и упорно, редкий работодатель не поддастся соблазну проверить «на прочность» ваш козырь. А к хорошему, как известно, привыкают быстро. И тогда любое отклонение вызывает, в лучшем случае, недоумение руководства, а обычно – гнев, иногда сопровождающийся штрафными санкциями.

Думаю, всегда важен ответ на вопрос – а на что готов ваш работодатель для признания вашей незаменимости? Что он готов сделать для вас, чем поддержать и как помочь? Не является ли ваша незаменимость «игрой в одни ворота»?

Если нет, тогда поздравляем – вы действительно оптимально незаменимый сотрудник!

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Лучшие статьи за неделю – у вас в почте

Читайте также