Уже сегодня значительная часть людей – представители поколений Y и Z. Через 5-10 лет их доля станет преобладающей, и именно эти люди будут вести вперед «компании будущего», которые выстраивают себя сейчас. Кто выиграет борьбу за таланты молодых поколений, тот обеспечит себе львиную долю успеха на ближайшие десятилетия. Так как это сделать? Каким молодежь видит своего «работодателя мечты»?

Кто мы? Чего мы хотим?

Исследование того, как украинские работодатели относятся к молодым сотрудникам, выявило интересный факт: многие считают представителей молодых поколений безответственными и хаотичными. Неужели это действительно так?

Поколения Y и Z характеризуют приверженность технологиям, свободолюбивость и умение ценить собственные интересы, ресурсы и время. Они, в отличие от предшественников – поколения Х, не держатся за одно место и не боятся потерять работу. Молодежи важно, чтобы собственные ценности соотносились с ценностями работодателя, чтобы можно было делать не просто какую-то работу, а важные и значимые дела – при этом получать за это достойное вознаграждение.

Соответственно, в работодателях они ищут ценности, похожие на свои собственные. Ищут возможность работать эффективно и со смыслом, не тратя время на имитацию полезной деятельности; вкладывать свой ресурс в те проекты и компании, которые делают мир лучше; развиваться и расти – как профессионально, так и личностно.
При этом огромное значение имеет вопрос взаимоотношений. Сейчас это вообще актуально, не только в контексте коллектива, но и общества в целом. Последние несколько лет активно заговорили о таком понятии как эмоциональный интеллект: способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные – и этот новый показатель EI ценится даже больше, чем классический IQ.

Это определенно тренд, который появился благодаря молодым поколениям. Повзрослевшие в более спокойной и открытой среде, чем «иксы», миллениалы и поколение Z ценят здоровые и глубокие отношения, открытость и честность. Конечно, с этим идет и неприятие излишнего формализма – из-за этого часто складывается ошибочное мнение, что молодые слишком фамильярны, хотят больше, «чем им положено». Дело же просто в том, что они понимают реальные возможности и способности людей, и ничем не доказанные авторитеты уважать не будут.

Какие компании в современном мире выигрывают борьбу за таланты молодых поколений: колонка руководителя направления HR-бренд МХП Катерины Корченко

Иллюстрации: Татьяна Попович

Попробовать все

Распространенный образ человека, который «ищет себя» и не стремится строить карьеру, обычно воспринимается с негативным подтекстом, в котором читается та самая безответственность и хаотичность. Но не все так однозначно.

Для представителей поколений Y и Z большое значение имеет возможность развития. Да, они постоянно чему-нибудь учатся, им часто надоедает то, что еще вчера было интересно. Почти все они отлично чувствуют темпы технологического прогресса и знают, что, если остановиться, не изучать что-то новое и не стремиться познавать – себя, профессию, тренды – мир уйдет вперед семимильными шагами.

Креативное «диджитальное» мышление представителей молодых поколений может подарить компании самые яркие и нестандартные решения. Главное – слышать, воспринимать и помогать реализовывать их предложения.

Если взглянуть на это под правильным углом, вместо несобранности и хаоса начинаешь видеть безграничную энергию и желание правильно ее применить. Необходимо давать молодежи такую возможность, причем чем раньше, тем лучше: ощущение «Я могу изменить мир!» стихает с годами, если его не реализовать. МХП работает с молодыми людьми еще со студенческих лет в рамках программы карьерного развития «МХП СТАРТ». Вертикальный карьерный рост в холдинге зависит исключительно от личной эффективности в разрезе выполнения командных целей – оценки этого параметра проводятся раз в месяц. Возможно и горизонтальное развитие: в компании есть программа «Новые горизонты», в рамках которой сотрудники могут попробовать полностью сменить сферу деятельности.

Более того, определенная должность или направление деятельности в случае с молодежью не должны означать строго определенные обязанности и ничего кроме. Давайте им действовать! Креативное «диджитальное» мышление представителей молодых поколений может подарить компании самые яркие и нестандартные решения. Главное – слышать, воспринимать и помогать реализовывать их предложения. В МХП инициативность только поощряется: если у тебя есть желание что-то улучшить, знаешь, как, и хочешь взять на себя ответственность, – вперед!

Залог успешности в том, чтобы каждый сотрудник понимал свою зону ответственности, понимал, что от него зависит финальный результат всей команды, и прилагал все усилия к тому, чтобы делать все качественно. Даже если никто не будет проверять.

Выйти за рамки

Технический прогресс сблизил людей, открыл мир в таких гранях, которые никогда раньше не были доступны (разве что заядлым путешественникам), и дал увидеть: мы живем на маленькой планете и все вместе несем ответственность: за нее, за тех, кто рядом, за себя. The Pale Blue Dot, помните? Как раз об этом.

Ощущение того, что ты не просто проживаешь жизнь, а делаешь что-то полезное, невероятно вдохновляет и каждый день придает сил стараться дальше, еще больше. В МХП ценят эту черту представителей молодых поколений. Со своим талантом, свежим взглядом на вещи, приверженностью технологиям и стремлением делать что-то полезное для мира, они способны, без преувеличений, сворачивать горы. Задача работодателя – обеспечивать для этого ресурс: настроить эффективную работу, дать возможность полноценно отдыхать, «перезагружаться» и, конечно, ставить перед собой действительно важные цели. Не зря слоган нашей программы для молодежи – «МХП СТАРТ» – призывает: «Стань тим, хто живить світ!». Вот это – о ценностях молодых поколений.

Молодежи важно, чтобы компания-работодатель не просто заботилась о своей репутации (пассивно), а выстраивала ее правильными ценностями и действиями (проактивно). Разница очень хорошо видна, например, на примере КСО-деятельности: кто-то принимает участие в проектах, чтобы «засветиться» в СМИ и получить приятные отзывы, а кто-то – систематически поддерживает социально значимые инициативы, просто потому что это правильно. При этом сфера КСО-деятельности может быть любой, если она перекликается с ценностями компании и имеет значение для общества. Важны реальные дела. Представителям молодых поколений не все равно, какой эффект их деятельность производит на мир, и это замечательно.

Какие компании в современном мире выигрывают борьбу за таланты молодых поколений: колонка руководителя направления HR-бренд МХП Катерины Корченко

Иллюстрации: Татьяна Попович

Такие ли мы разные?

Есть мнение, что «миллениалы» и поколение Z просто не терпят стандартного графика работы и поголовно мечтают быть блогерами, путешественниками, независимыми экспертами и так далее – лишь бы побольше свободы. Практика показывает, что это не совсем так. Комфортный формат работы остается у каждого своим. Кто-то действительно стремится к разъездам с ненормированным графиком, кому-то лучше подходит работа по четкому плану в офисе, но «без границ», когда ты не привязан к своему рабочему месту, а можешь определять его самостоятельно каждый день – именно так устроено у нас в центральном офисе МХП, и такой формат организации рабочих мест в административных офисах мы планируем тиражировать и дальше. Это не столько про поколения, сколько про характер каждого отдельного человека.

Общая черта одна: молодые люди стремятся работать эффективно. У них уже нет того представления, какое долго вбивали в головы поколению Х и предшествующим: на работе нужно выглядеть так, как будто ты очень занят. Результат знаком каждому: сидишь за рабочим столом, пьешь чай с печеньками и бесконечно болтаешь с коллегами о жизни, а стоит только зайти начальству – начинается имитация бурной деятельности. Это следствие строгой вертикальной системы управления, которая раньше была практически единственной.

Компания будущего с таким подходом просто не выживет. Залог успешности в том, чтобы каждый сотрудник понимал свою зону ответственности, понимал, что от него зависит финальный результат всей команды, и прилагал все усилия к тому, чтобы делать все качественно. Даже если никто не будет проверять.
Собственно, в современных компаниях и не проверяют: схема «ты должен мне» уходит в прошлое, сейчас важно – «ты ответственен перед самим собой». Этот тренд – тоже детище молодых поколений, но его активно перенимают и старшие, что и приятно, и необходимо для успеха.

Компаниям нужно переходить в «цифру» в первую очередь потому, что так работает весь современный мир. И это объединяет представителей всех поколений.

Точки соприкосновения

Миллениалы росли во времена появления интернета и активного развития гаджетов, а поколение Z и вовсе называют – Net Generation. Не секрет, что они с головой погружены в диджитал-пространство, отлично разбираются в технологических новинках. И работодатели должны говорить с ними на одном языке.

В МХП диджитализация влияет на все сферы деятельности. Например, на собеседование людей приглашает чат-бот: рекрутеру нужно только выбрать имя кандидата, а беседа, согласование даты и времени, создание события в календаре рекрутера и бронирование переговорки – все это делает виртуальный интеллект. Оценка компетенций, сильных и слабых сторон кандидата также проводится удаленно, в формате онлайн-опроса. Чтобы записаться на экскурсию, подать заявку на практику или стажировку по программе «МХП СТАРТ», не нужно никуда звонить или писать: заявка заполняется онлайн. Внутреннее обучение через Центр развития МХП также включает онлайн-часть: обширную базу знаний, электронную библиотеку, доступ к которым имеет каждый сотрудник. Прогрессивные технологии используются и непосредственно в работе: электронный документооборот, дроны, сканирующие наши сельскохозяйственные площади, тракторы, которые по функционалу напоминают самолеты, цифровое управление производственными мощностями и т.д.

Ничего сверхъестественного в таком подходе нет. Компаниям нужно переходить в «цифру» в первую очередь потому, что так работает весь современный мир. И это объединяет представителей всех поколений.

Какие компании в современном мире выигрывают борьбу за таланты молодых поколений: колонка руководителя направления HR-бренд МХП Катерины Корченко

Иллюстрации: Татьяна Попович

Компания будущего

Ценности «компании будущего» – это ценности молодых поколений. Хочешь быть успешным – нет другого пути, кроме как находить себя в этом непрестанном развитии.

Сегодня технологии – основа бизнеса нашего холдинга, которая обеспечивает возможность работать максимально эффективно и продуктивно, освобождает человеческие ресурсы для выполнения более креативных задач.

Независимость каждого члена команды и, вместе с тем, ответственность, нацеленность на общий результат – то, что объединяет нас на всех уровнях и создает в компании удивительный дух синергии, творчества, профессиональности; атмосферу, в которой хочется побеждать. Мы ценим свои ресурсы, а главный из них – это наши эффективные люди-победоголики. Для них МХП создает максимально комфортные условия, поддерживает профессиональное и личностное развитие, дает возможность ярко и полноценно отдыхать – ведь только наполненный жизнью и энергией человек может делиться всем этим с другими, реализуя ярчайшие проекты. И конечно, социальная ответственность: мы знаем, что вместе способны улучшить жизнь миллионов других людей, а потому считаем это своей ответственностью.

Самое важное качество компании будущего – осознавать, насколько тесно ты связан с миром, в котором живешь и работаешь. Мы понимаем: «Ми – ті, хто живить світ!». И живем соответственно.