Карьерный план: что это и почему вам следует его составить

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Планирование, в том числе и карьеры, сегодня называют одним из основных способов построения успешной жизни. Составление четких планов позволяет не только понимать собственные цели, но и постепенно разрабатывать пути по их достижению, мотивировать себя на саморазвитие. В итоге, мы хорошо научились планировать день, расписывать задания на недели и месяцы и понимать, чего хотим добиться в году. Тем не менее, о составлении плана карьеры мы практически не задумываемся, полагаясь на то, что все сложится само собой.

Что такое личный карьерный план?

Это поэтапное руководство к действию, отображающее ваши шаги на пути к собственным профессиональным вершинам. Другими словами, если вы занимаетесь планированием карьеры и хотите однажды возглавить, например, департамент какой-нибудь крупной компании, то, как минимум, должны четко понимать, какое образование и какой опыт вам для этого необходимы. Очевидно, что придется поработать на должности обычного сотрудника, затем, возможно, получить дополнительное образование, заняться саморазвитием, добиться повышения и т.д. Именно этот путь с корректировками и изменениями и является вашим планом развития карьеры.

Наличие подобного «личного» расписания поможет вам не сбиться с пути и четко следовать заданному направлению, а еще – хвалить себя за успехи. Личный карьерный план – пример того, как организовывать себя на пути к цели.

Инструкция по применению личного карьерного плана

Тем не менее, для того, чтобы составить индивидуальный план развития, недостаточно просто перечислить свои желания и профессиональные мечты. Все гораздо глубже.

1. Определите цели. Важно понять, чего вы действительно хотите на фундаментальном уровне. Только такие стремления можно записывать в свой план карьерного роста, пример других тут не поможет.

2. Не забывайте про краткосрочное и долгосрочное планирование. Да, у вас могут быть далеко идущие планы, но вы должны быть готовы подкорректировать их в связи с внешними факторами или изменениями в собственном представлении идеальной карьеры.

3. Оценивайте возможности. Не стоит ставить себе невыполнимые задачи, реально оценивайте свои возможности. Конечно, все возможно, но при планировании карьеры лучше отталкиваться от реальности.

4. Действуйте! В противном случае, все планы так останутся на бумаге. Если вы наметили для себя выполнение какого-то пункта, следуйте ему и корректируйте план карьерного роста только в том случае, если реализовать задуманное по каким-то причинам невозможно.

Это перечень ключевых вопросов, которые придется рассмотреть, если вы решите составить индивидуальный план развития карьеры.

Как составить план карьеры: комментарий эксперта

карьерный план

Ольга Иванова, сертифицированный коуч, тренер:

– Я искренне считаю, что составлять личный карьерный план нужно тому, кем он будет востребован. Иначе зачем тратить свое время? В идеале планирование карьеры необходимо каждому взрослому человеку, для максимально осознанного и ответственного отношения к своей жизни, осознания целей, упорядочивания уже сделанной работы и списка будущих вершин, которые предстоит покорить.

1. Сформировать видение

Желательно, чтобы у вас было видение хотя бы на три года вперед. Пусть широкое, пусть ориентировочное, но оно необходимо для определения траектории, по которой вы будете двигаться при своем профессиональном росте. На запад или на восток, в сторону руководства командой или углубления технической экспертизы; в сегменте, в котором вы специализируетесь или в той области, о которой пока позволяете себе лишь смущенно мечтать. Когда же направление выбрано, можно начинать прокладывать более детализированный маршрут. И здесь будет уместно перейти к планированию карьерного роста на год.

2. Решить задачу с поездом

Если следовать совсем простому алгоритму, то составление плана карьерного роста заключается в трех этапах. Возьмем в качестве аналогии задачку из учебника по математике для четвертого класса. Ваш поезд вышел из точки А и направился в точку Б, куда ему необходимо прибыть ровно через год. С какой скоростью ему следует двигаться, чтобы успеть в место назначения вовремя?

Для того, чтобы решение было верным, необходимо выполнить три действия:

1. Определить точные параметры точки Б – где она, и что вы там хотите найти.

2. Перед выездом из точки А, провести внимательный техосмотр своего «поезда»: оценить, какой опыт, знания, умения, полезные для карьеры контакты у вас уже есть. Это будет своеобразным запасом топлива.

3. Учитывая количество и качества топлива, определить:

• какие остановки и когда целесообразно делать (это будут точки сверки правильности маршрута движения «поезда» и следования расписанию);
• когда нужно пополнить запасы топлива (какие новые знания/умения, обучение и саморазвитие, дополнительные финансы и время вам понадобятся);
• какие попутчики будут вам просто необходимы в пути (люди, которые смогут помочь и окажут поддержку).

3. Решить задачу «со звездочкой»

Задачей «со звездочкой» будет прояснение целей: зачем вам, в принципе, нужно попасть в точку Б, почему именно туда. А также, как выбрать оптимальный или максимально бюджетный маршрут. Еще при планировании карьеры полезно задаться вопросом, как не сойти на одной из промежуточных станций, если «поезд» окажется не таким уж комфортным или быстрым, как того хотелось изначально.

Следуя этому простому алгоритму, свой карьерный план можно составить за час. На более глубокую и качественную проработку (задача «со звездочкой») может понадобиться 2-3 часа.

4. Постоянно сверяться с планом

Также я бы рекомендовала устанавливать основные check-points, как минимум, 1 раз в полгода. Более частые сверки плана с фактическим положением вещей (раз в месяц или квартал) тоже точно не помешают.

Личный карьерный план – это ваше видение будущего и собственных успехов. Его правильное составление поможет избежать ненужных проблем и задержек профессионального роста. Делать или не делать – только ваше решение. Но потраченное время точно будет стоить того.

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Лучшие статьи за неделю – у вас в почте

Читайте также