Ключ к боссу: как найти общий язык с начальником-аналитиком

Share on FacebookTweet about this on Twitter

В нашей серии материалов «Ключ к боссу» мы каждую неделю рассказываем о том, как найти подход к любому начальнику и сделать отношения с ним максимально комфортными и продуктивными. В прошлых выпусках мы говорили о начальнике-идеалисте, прагматикесинтезаторе и реалисте.

Вероятность того, что ваш начальник окажется Аналитиком, достаточно высока – для более чем трети людей этот стиль мышления входит в число предпочитаемых. Что не удивительно, поскольку то образование, которое успело получить большинство из нас, буквально пропитано тем, что можно назвать стратегиями Аналитика. А уж если вы закончили технический вуз, то в описываемых ниже подходах для вас вообще не должно быть ничего нового. Кстати, это может порождать и определенные трудности в диагностике – многие люди, не будучи настоящими Аналитиками, тем не менее, постоянно пытаются применять их стратегии просто потому, что они выучили, что так «правильно». Кроме того, надо признать, что многие привычки Аналитика время от времени могут оказаться полезными любому из нас.

Особенности начальника-аналитика

Аналитик – это человек, для которого окружающий мир представляется чем-то логичным и предсказуемым. Все имеет свое рациональное объяснение, для всего есть единственно верная и научно обоснованная теория. Соответственно, все можно просчитать наперед.

И часто даже веселый и творческий разгильдяй Прагматик в обычном для себя стремлении побыстрее получить результат твердо усваивает соответствующие «аналитические» постулаты. Что уж говорить о Реалисте, который запросто может воспринять все услышанное от авторитетных специалистов как неоспоримые факты. И, соответственно, они частенько пытаются действовать, как Аналитик. Но, тем не менее, если дать себе труд присмотреться, тор спутать «чистого» Аналитика с «чистыми» Прагматиком или Реалистом практически невозможно.

«Настоящий» Аналитик в общении выглядит несколько отстраненным, холодным, даже слегка высокомерным. От него очень сложно получить обратную связь, он не выражает эмоций, не пытается быть душевным, не стремится понравиться, не шутит, не иронизирует. Он обрабатывает поступающую информацию, не более того.

Когда он сам излагает свои мысли, они выстраиваются в форме длинных, тщательно сформулированных предложений. Он любит идти от общего к частному, системно раскрывая ситуацию, охотно вдается в подробности. Слушать Аналитика частенько доставляет примерно то же удовольствие, что читать объемную статью в научном журнале: много ценной информации, все разложено по полочкам, и если вам удастся не уснуть на полпути, вы уйдете неизмеримо глубже понимающим тот или иной предмет человеком.

Ключ к боссу: как найти общий язык с начальником-аналитиком

Стратегии поведения

С какой бы задачей не столкнулся настоящий Аналитик, он возьмется за поиск лучшего, оптимального пути. В этом и заключается ключевая стратегия Аналитика.

Чтобы ее реализовать, нужна другая важная стратегия – всеобъемлющий сбор данных. Никто не умеет собирать и отбирать данные в таких объемах и так тщательно, как это делает Аналитик. Впрочем, никто другой даже не захочет этим заниматься. Собранные данные помогают более глубоко вникнуть в ситуацию, после чего можно прибегнуть к следующему действию – всеобъемлющей и точной постановке задачи.

Далее, оптимальный путь потому и наилучший, что выбран из всех теоретически возможных в данной ситуации. Соответственно, следующая «фирменная» стратегия Аналитика – поиск всех альтернативных решений. После чего следует системный анализ имеющихся альтернатив. Каждый кандидат рассматривается всесторонне и со всей возможной тщательностью, и оценивается с точки зрения некоей системы критериев. Кто получит наивысшую оценку, тот и победил.

Но это еще не окончательная победа. Потому что теперь Аналитик прибегнет еще к одной своей любимой стратегии – обнаружению возможных недочетов и промахов. Он начинает тщательно прорабатывать каждую деталь выбранного решения, каждый шаг связанного с его реализацией плана. Нужен четко прогнозируемый результат, поэтому рассматривается каждая мелочь. И не исключено, что в процессе такой проверки будет обнаружено нечто, что заставит дисквалифицировать победителя и вернуться к предыдущему этапу.

И во всем этом Аналитику помогает то ли еще одна стратегия, то ли просто любимый инструмент – схематическое представление ситуации.

Камни преткновения

Если посмотреть на любимую Аналитиком последовательность решения задачи, то нетрудно предугадать основные камни преткновения в сотрудничестве с представителями других типов.

Прагматик и Реалист. Пока Аналитик будет еще только собирать данные и планировать вскоре приступить к четкой формулировке задачи и выработке альтернативных решений, Прагматик уже опробует какое-то решение на практике. И получит какой-то результат и новый опыт. Реалист тоже предпочтет действовать быстро, «здесь и сейчас», опираясь на ту информацию, которая есть под рукой. Если вы Реалист или Прагматик, поведение вашего начальника может показаться вам только бессмысленным оттягиванием решения и потерей времени.

Идеалист. Если вы Идеалист, то вы с начальником просто мыслите в «разных плоскостях»: вы ориентированы на миссию, глобальные цели и ценности, а начальник – на четкие алгоритмы и объективные данные. Вы приходите с восхитительным решением, способным примирить конфликты и объединить цели и стремления всех рад общего блага, а босс вообще «не видит», о чем вы.

Синтезатор. Похожий коммуникативный барьер может возникнуть и если вы Синтезатор. Вы увидели скрытое противоречие ситуации, родили блестящую идею, которая позволит рвануть вперед, прибежали с ней к руководителю, возбужденно изложили ее… А он, вместо того, чтобы вскочить и заплясать на радостях рядом с вами, сидит с каменным лицом, будто вообще ничего не понял. А он и не понял – ему и нечего понимать, нет того объема и качества информации, которые ему необходимы для настоящего понимания. У вас с боссом разное понимание того, что такое понимание.

Подготовка к работе

Помните, как для начальника-Реалиста мы собирали список всего того, что он считает фактами? Вот для Аналитика похожая история, только для теории. Мы знаем, что для всего на свете у Аналитика есть единственно верная теория. Теперь нам надо знать, какая она конкретно. Потому что получится неудобно, если вы придете к боссу с предложением, опираясь на «неверную» теорию.

Любое предложение, которое вы подаете Аналитику, должно быть оформлено в стиле … Аналитика. То есть с четким и подробным анализом ситуации. С предысторией вопроса. С горой подтверждающих данных (желательно, в графическом виде). С перечнем всех альтернатив. С обоснованием критериев их оценки. С анализом и оценкой каждой альтернативы. С формулировкой наилучшей. С планом ее реализации. С анализом всех возможных подводных камней на этом пути. С просчитанным конечным результатом.

Примеры

Допустим, как и в предыдущих случаях, вы хотите убедить начальника благословить производство упрощенных ерундайзеров по цене сравнимых с примитивными чепуховерами. Это вернет значительную часть ушедших в поисках более дешевых гаджетов потребителей и поможет компании увеличить рыночную долю и поправить свое финансовое положение.

Для простоты предположим, что ваш босс общем придерживается мнения, что объемы продаж зависят от цены и платежеспособности населения. Значит, вы должны подготовить детальную статистическую информацию о продаже ерундайзеров и чепуховеров (и потерей вами вашей доли рынка). Желательно, в связи с динамикой изменения цен, а также основных показателей, характеризующих общую платежеспособность граждан, их потребительские настроения и т.д. Если есть возможность, привлечь данные социологических исследований, пусть даже и не точно в вашей области. Здесь задача – максимально «научно» подтвердить тезис о том, что корень проблемы именно в слишком высоких для сегодняшних реалий ценах.

Далее – нужно рассмотреть возможные альтернативы. Например, оставить все как есть. Или просто сократить производство, временно законсервировав мощности. Или пойти дальше и продать часть мощностей. Или попробовать увеличить сбыт за счет более массированной рекламы. И так далее.

Теперь, все эти альтернативы нужно проанализировать с точки зрения каких-то критериев. Каких? Это зависит от того, какую теорию о цели работы компании исповедует ваш босс. Для простоты возьмем, что главным он полагает получение прибыли. Тогда вы просчитываете прогноз основных показателей компании – и в итоге прибыли – для каждой из альтернатив. И показываете, что наилучший результат даст именно ваше предложение. Кстати, насчет методов прогнозирования – заранее узнайте, что начальник думает на их счет. Чтобы случайно не воспользоваться неправильным. И будьте готовы ответить на вопрос, почему выбрали именно эту методику.

Дальше вы учитываете общие риски. Потом готовите предварительный план перестройки производства. Оцениваете возможные проблемы и предлагаете пути их устранения. Список можно продолжать до бесконечности. Но такой подход ваш начальник обязательно оценит.

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Лучшие статьи за неделю – у вас в почте

Читайте также