Ключ к боссу: как найти общий язык с начальником-синтезатором

Share on FacebookTweet about this on Twitter

В нашей серии материалов «Ключ к боссу» мы каждую неделю рассказываем о том, как найти подход к любому начальнику и сделать отношения с ним максимально комфортными и продуктивными. В прошлых выпусках мы говорили о начальнике-идеалисте и прагматике.

Кое-кому из нас не слишком везет – и в начальники достается Синтезатор. В Синтезаторах что хорошо – в чистом виде они в природе встречаются относительно нечасто. Это наименее популярный тип мышления, приверженцы которого составляют чуть более 10% от всего народонаселения. Среди руководителей, особенно среднего звена они еще более редкая птица,  – особенности их восприятия мира и стратегий принятия решений слабо способствуют карьерному росту. Но зато иногда их можно встретить среди топ-менеджмента или совладельцев бизнеса. Так что познакомиться с этим стилем мышления в любом случае будет полезным.

Особенности начальника-синтезатора

Главная особенность Синтезатора видна уже в самом названии этого типа. Функция синтеза – творческого «смешивания» совершенно различных, часто, на первый взгляд, вообще несовместимых, вещей, идей, людей, с получением в итоге чего-то нового и неожиданного – для него совершенно обычный, даже рутинный процесс.

К сожалению, эта схема работает как «в плюс», так и «в минус». Чаще результаты синтеза могут вызывать гораздо менее позитивную реакцию других людей. И не всегда дело в косности окружающих – нетрудно догадаться, что непрерывное смешивание несмешиваемого легче порождает отнюдь не шедевры.

Вообще, в поведении чистого Синтезатора много такого, что может усложнять ему взаимоотношения с людьми. Иногда кажется, что этот человек ничего не принимает всерьез. Это отчасти связано с тем, что настоящему Синтезатору не свойственно поклонение ни фактам, ни теориям, ни высоким идеям. Он знает, что факт ничего не стоит без интерпретации, а интерпретация у каждого может быть своя. Любая теория –это просто плод работы чьего-то воображения, и сам Синтезатор с удовольствием на ходу придумает вам еще пару-тройку альтернативных и еще шутки ради убедит вас в истинности какой-то из них. Ну, а для любой высокой идеи он тут же вытащит из кармана прямо противоположную, – но столь же великую и вдохновляющую.

Он часто выглядит скептически настроенным, полным иронии, насмешки или прямого вызова. Он любит конфликт, для Синтезатора действительно в споре рождается, если и не истина, то интересное творческое решение – точно.

Если вам кажется, что ваш шеф просто непрерывно забавляется с вами со всеми, провоцируя и постоянно испытывая непонятно на что, если у него «семь пятниц на неделе», то это уже плохой признак. Если к тому же на любое разумное предложение он отвечает нечто вроде «А с другой стороны…» и «Посмотри, а вот в этом случае это не сработает», при этом летая в облаках концепций, не интересуясь конкретными деталями, то искренне вам сочувствуем. Вы оказались в «плену» Синтезатора.

Стратегии поведения

Любимая стратегия Синтезатора – извлечение скрытого или потенциального конфликта из тени и намеренное провоцирование открытого спора. Дело в том, что все мы, так или иначе, конформисты, более или менее охотно подстраивающиеся под мнение большинства. Но настоящий Синтезатор знает – в любом тихом рабочем омуте водятся черти взаимных претензий, недовольства и скрытых (и не очень) конфликтов. Они, как песок в смазке, не только тормозят движение, но и разрушают корпоративный механизм. И лучший способ «вылечить» ситуацию и добиться быстрого прогресса – это заставить этих чертей выскочить наружу, чтобы разобраться с ними раз и навсегда.

Вторая стратегия – оспаривание допущений или «само собой разумеющегося». Синтезатор проверяет на прочность то, что остальным кажется неоспоримым, на чем базируется вся конструкция каких-то предложений или планов. Главные вопросы: «Так ли это на самом деле?» или «Всегда ли это так?». Это может сильно раздражать. С другой стороны, зачастую это позволяет увидеть настоящий «корень зла», когда речь идет о проблемах, и получать действительно прорывные решения, когда речь идет, например, о планах развития.

Еще одно любимое занятие Синтезатора – задаваться вопросами типа «А что, если … ?». Естественным продолжением последних двух стратегий является «поиск неприятностей». Вот вы разработали прекрасный план, все им довольны, все просчитано до мелочей (если вы Аналитик), гармонирует с общими целями и интересами (если вы Идеалист), просто соответствует фактам и согласовано со всеми (если вы Реалист). И тут ваш руководитель спрашивает: «А если все пойдет вот так?». И что самое обидное – ведь таки указывает на такую возможность, при которой ожидаемый триумф может обернуться катастрофой.

Камни преткновения

Вам будет несладко с вашим боссом, если вы Реалист. Вы будете привычно говорить о конкретных жизненных проблемах, опираясь на реальные факты, а его такой разговор быстро вгонит в состояние скуки. Он отвлечется мыслями на что-то более ему интересное. Если повезет, он просто перейдет на более высокий системный уровень обсуждаемой проблемы и, возможно, найдет решение там. Но это решение может показаться вам слишком абстрактным, не связанным с вашим конкретным вопросом. Присмотритесь – оно вполне может решать и вашу проблему как частный случай.

Просто примите как факт, что Синтезатора надо слушать с искренним вниманием и желанием понять. И с безграничным терпением вытаскивать из него реальные факты – «Что именно вы здесь имели в виду?».
Собственно, эту же рекомендацию можно адресовать и носителям всех остальных стилей мышления.

Если вы Идеалист, который ценит общее согласие и дружную работу во имя общих целей, для вас настоящей проблемой станет манера босса это согласие время от времени совершенно осознанно разрушать. Да и цели у него не имеют так любимой вами незыблемости –«Вот мы уже второй месяц упорно идем по направлению к тому-то… А давайте подумаем – а оно нам действительно туда надо?». И вообще, трудно работать с человеком, который ничего не согласен долго удерживать незапятнанным на пьедестале.Точно так же Синтезатор не слишком серьезно относится к самым великолепным и точным планам и стратегиям –гордости Аналитика.

Вот кто получит удовольствие от общения с Синтезатором, так это Прагматик. Оба любят перемены, эксперименты и игры с новыми идеями. Просто на несколько разных уровнях – один ближе к земле и конкретной выгоде, другой – предпочитает парить на уровне концепций. Научитесь строить хотя бы временный мостик между этими уровнями – и с руководителем у вас будет полное взаимопонимание.

Подготовка к работе

Для разговора с Синтезатором нет большого смысла готовить тщательно проработанные планы или «простыни» со статистическими данными и прочей важной информацией. У него все равно не хватит терпения во все это вчитываться.

Также будьте готовы к тому, что ваш шеф слету ткнет в ахиллесову пяту вашего проекта. Поэтому постарайтесь обнаружить ее заранее самостоятельно. Для чего, например, можно потратить некоторое время на перебор всех, даже полуфантастических, вариантов, что же может случиться страшного. И вы наверняка в итоге обнаружите нечто правдоподобное.

Вообще, идти к Синтезатору с готовым решением почти бесполезно. Он не любит чужих решений, он обожает их находить самостоятельно. Хотите привлечь внимание босса к своей идее? Тогда представьте ее как некий вызов, как интересную задачу. А то и убейте одним выстрелом двух зайцев – преподнесите ему в качестве такого интеллектуального квеста ту самую ахиллесову пяту вашего проекта.

Примеры

Вот вы все тот же сотрудник фирмы, выпускающей ерундайзеры. И все так же, как и в предыдущих статьях, несете потери от того, что потребители переключаются на более простые и дешевые чепуховеры. И у вас тот же вопрос: как преподнести Шефу идею выпускать упрощенные ерундайзеры по цене чепуховеров.

Поймите сразу – на то, чтобы увидеть главный риск вашего предложения, начальнику понадобятся доли секунды. А именно: выпуск дешевых и менее качественных ерундайзеров отпугнет тех потребителей, которые готовы платить за качество, и вообще может навсегда подорвать доверие к марке. Это может привести к долгосрочным потерям, значительно перекрывающим краткосрочные выгоды. И тут неразрешимое противоречие. С одной стороны, дешевые ерундайзеры выпускать надо. С другой – нельзя. Что делать?

А вам не надо ломать свою голову, когда есть голова босса, всегда с удовольствием готовая заняться такими задачами.

Итак, вы входите в его кабинет:

– Мы тут столкнулись с одной неразрешимой проблемой! Смотрите, чтобы увеличить объемы продаж, нам бы стоило перейти на упрощенные ерундайзеры по цене сопоставимые с чепуховерами. Но это отпугнет часть покупателей и вообще может плохо сказаться на имидже марки. Но ведь так заманчиво было бы отвоевать свою долю рынка за счет снижения цены, а? Вот можем ли мы как-то это сделать без негативных последствий?

И ваш начальник уже вовсю забавляется своей новой интеллектуальной игрушкой. И не сомневайтесь –решение он найдет.

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Лучшие статьи за неделю – у вас в почте

Читайте также