Креативность на каждый день: как придумывать хорошие идеи с помощью нуля и бесконечности

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Редакция сайта rabota.ua продолжает рассказывать о самых простых и эффективных находках в сфере креативности и методах генерации идей.  В прошлых публикациях мы говорили о шести главных правилах, соблюдение которых поможет  накачать «мышцу креативности», как избавляться от «мусорных» мыслей, рассматривали метод фокальных объектов, а также узнавали, как создать собственный «ящик идей».

Главное препятствие на нашем пути к хорошим идеям – инерция мышления, которая ведет нас привычными путями. Один из мощных инструментов ее преодоления или хотя бы сильного ослабления – оператор РВС, что расшифровывается как «размер, время, стоимость». Это один из элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), но прекрасно применим и самостоятельно или в сочетании с другими креативными приемами, о которых мы уже писали. Рассмотрим оператор на примере уже знакомой нам задачи подготовки незабываемого корпоратива.

Размер

размер

Главная задача – сначала мысленно уменьшить размеры рассматриваемого объекта до 0, а затем до бесконечности, чтобы найти решения, находясь в таких условиях.

Итак, первый шаг оператора предполагает мысленное уменьшение размера рассматриваемого объекта до 0. Хорошо, когда речь идет о разработке какого-то предмета – хоть самолета, хоть табуретки. Там понятно, что такое размер. А что считать размером у вечеринки? Например, площадь того физического пространства, на котором происходит все действо. Но можно предпочесть и другую трактовку – и назвать размером количество участников мероприятия. Но никто не мешает последовательно поработать с обеими трактовками, а может, придумать и еще какую-нибудь.

Но возвращаемся к «размеру» как характеристике места мероприятия. Как его уменьшить до 0? Это представляется совершенно невозможным! Вот-вот, именно проходя через «невозможное», мы и преодолеваем инерцию мышления. В данном случае задачу можно переформулировать, например, следующим образом: «Как организовать корпоратив вообще без конкретного места проведения?». И «невозможное» исчезает – в век технологий люди могут общаться, веселиться и всячески проводить вместе время, находясь на противоположных сторонах планеты.

Как бы выглядела такая «виртуальная» вечеринка? Какие развлечения вы бы придумали для участников? Чем бы вы могли их объединить, в какой квест вовлечь? Какая игра могла бы увлечь их всех? Например, вы бы могли решить обыграть в оффлайне, то есть на реально корпоративе, какую-нибудь популярную в сети игру. Или сделать «живую» пародию на общение в соцсетях. В конце концов, даже покемонов можно ловить и не в дополненной реальности, а в самой настоящей. Вопрос только в том, кого назначить покемоном.

Следующая операция с размером – увеличить его до бесконечности. То есть подумайте над вечеринкой, которая охватит все просторы Вселенной. Или для слабых духом – просто всю поверхность планеты Земля. Не успели толком и задуматься, а уже столько идей для квестов появилось, правда?

Время

время

Тут тоже нужно сделать те же действия, что и с размером, – сначала уменьшить время до 0, а затем увеличить до бесконечности.

В случае со временем корпоратива, то тут все понятно – есть начало мероприятия и его конец. Первым шагом мы уменьшаем время до 0. Это можно трактовать так, что нужен корпоратив, на который не будет выделено ни секунды времени. Но нас уже этим не испугаешь, мы начинаем размышлять над тем, как развлечь и воодушевить коллектив без отрыва от производства.

Кстати, существует и более мягкая версия работы с этим оператором – когда вы не «прыгаете» в крайние значения, а постепенно приближаетесь к ним. Например, какие бы решения вы приняли, если бы корпоратив продолжался всего один час? Очевидно, что пришлось бы выбрать что-то самое-самое, да и то подать это максимально сжато. По каким критериям вы бы выбирали? Как бы избавились от траты драгоценного времени? Очевидно, что сейчас вы уже взглянули на задачу совсем по-иному, и большинство из кандидатов в программу безжалостно отброшено в сторону. А если бы корпоратив длился 10 минут? Одну минуту?

И теперь противоположная операция – вам нужно придумать мероприятие, которое никак не ограничено во времени. Какие задачи вы бы решились поставить перед собой в рамках этой бесконечной вечеринки, если бы в вашем распоряжении была вечность? И если бы бессмертные участники вообще никуда не спешили? Вполне возможно, что вы вспомните о чем-то действительно важном, на что никогда не хватало времени.

Что получается в итоге? С одной стороны, сократив время до минимума, вы оставили только самые интересные и драйвовые элементы программы. С другой – увеличив его до Вечности, вы пришли к важным темам, которыми, если их интересно оформить, можно заполнить сэкономленное время.

Вы можете прийти к чему угодно. Главное, что оно будет отличаться от «обычного».

Стоимость

стоимость

И третья часть уже совершенно очевидна. Сначала мы рассматриваем корпоратив с «нулевым» финансированием, а потом – с абсолютно неограниченными ресурсами.

В первом случае собираете гроздь «бесплатных» идей. Что, впрочем, привычно многим из тех, кому время от времени приходится готовить корпоративные мероприятия с хронической потребностью на всем экономить.

Во втором случае фантазируем, что бы мы могли себе позволить, имея многомиллиардный бюджет. Что бы ваши коллеги хотели увидеть или услышать? Что бы понравилось вашему боссу? Кого из мировых звезд вы бы пригласили? Какое шоу организовали бы? Чем бы удивили присутствующих? Вы замечаете, что наконец-то начинаете формировать по-настоящему идеальную программу, без оглядки на то, «как это делалось всегда»? И когда у вас сформируется эта идеальная программа, вам останется только адаптировать ее под  ваш бюджет. Скажем, звезду можно послушать и в записи.

Вот так, последовательно обнуляя и расширяя до бесконечности размер, время и стоимость своей задачи, вы получаете совершенно другие варианты ее видения и приходите к новым идеям и решениям.

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Лучшие статьи за неделю – у вас в почте

Читайте также