Лидер ONUKA Ната Жижченко: «Главное – доверять своему чутью»

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Солистка популярного этно-электронного проекта ONUKA Ната Жижченко в музыке  с детства. В четыре года ее дедушка – музыкант и известный мастер народных инструментов – сделал для нее первую сопилку и привил любовь к музыке. Последнюю Ната неслучайно называет своим вторым «я».

Основав в 2013 году музыкальный проект ONUKA, Ната соединила в нем две своих больших музыкальных любви – электронную музыку и народные инструменты: трембиту, сопилку, бандуру. По итогам 2014 года  критики назвали дебютный альбом группы одним из лучших, а этим летом звучание украинских народных инструментов в исполнении ONUKA услышали и на известном европейском музыкальном фестивале Sziget.

В интервью для редакции rabota.ua Ната Жижченко рассказала о новом альбоме, волшебстве народных инструментов, минимализме во всем и почему так важно создавать в Украине.

О формировании

– Ваш дедушка, музыкант и выдающийся мастер народных инструментов – тот человек, который, по вашим словам, сыграл значительную роль в вашем формировании как личности и поднял планку в музыке. Какие еще люди или события в вашей жизни формировали вас? 

– Наибольшее влияние – Björk. Помню, как впервые увидела ее по телевизору. Это был 1996 год. С тех пор она стала для меня главным ориентиром в искусстве и жизни в целом. Я обожала каждый ее образ, каждую песню и роль. Спорила со всем классом в школе на Воскресенке, отстаивая его личность. Сейчас она не имеет такого влияния, как раньше, но такая же близкая, как член семьи.

О событиях – это авария на ЧАЭС в 1986 году. Мне тогда был только один год, но это событие сопровождает меня до сих пор. Во-первых, мой папа стал тогда ликвидатором, и я не видела его почти все раннее детство.

onuka

Пресс-служба ONUKA

Во-вторых, эта тема интересовала меня с первых сознательных лет, со всех точек зрения. Меня буквально манила эта авария. Я изучила ее максимально, как только могла, ездила в Зону, поражаясь заброшенным домам и буйной природе, защитила диплом, тема которого была также связана с влиянием этой аварии. Это постоянно внутри меня.

В-третьих, это СССР. Как явление. Обожаю советский промышленный дизайн и шрифты, наивную кинематографическую «реальность», в которую мне бы хотелось действительно поверить, человеческую изобретательность и профессионализм, и песню Майи Кристалинской и Микаэла Таривердиева «У тебя такие глаза».

Также еще экзистенциализм, пронизывающий все мое сознательное и подсознательное.

И, наконец, Евгений Филатов (он не только саунд-продюссер ONUKA, но и любимый Наты – Авт.), без которого меня бы не было.

О творчестве

– До Onuka вы выступали в составе электронного проекта Tomato Jaws, куда вас позвал старший брат. Но когда она прекратила свое существование, вы начали экспериментировать в поисках чего-то нового. Как у вас возникла идея совместить народные инструменты с электронной музыкой? 

– Народные инструменты используются только в украинской народной музыке, изредка в фолк-роке, но точно не в электронике. А для меня эти инструменты очень близкие и родные. Сопилка – это вообще мое второе «я»: играю на ней с 4-х лет, участвовала в десятках конкурсов, солировала в военных оркестрах.

С бандурой тоже особые отношения. Моя бабушка была участницей трио бандуристок, поэтому ее сказочные звуки я слышала с детства. Ну, а трембита – это инструмент, который вызывает во мне противоречивые и очень сильные чувства. Мне захотелось раскрыть потенциал этих инструментов, показать их красоту и волшебство молодежи.

– В чем лично для вас заключается особенность звучания украинских народных инструментов?

– Мне важна история каждого инструмента, его значение и происхождение. Вот например, бандура. У большинства людей этот инструмент ассоциируется с чем-то огромным и неуместным. Типа: «Куда ты со своей бандурой?» Но не все знают, как он звучит, а еще меньше знают, что этот инструмент был ранее вместо радио и телевидения, кобзари с его помощью сообщали обо всех важных событиях.

К сожалению, с появлением «шароварщины» роль и звучание многих  народных инструментов нивелировалась. Большинство воспринимает их только в контексте «хо — ро — шо,  всьо будєт хорошо …» А хотелось бы глубины.

– Как вы нашли собственный сценический образ, и кто вам помогал в этом? 

 Есть прекрасный человек по имени Леся Патока, возглавляющая Patoka Studio. Дизайнер – слишком узкое для нее определение. Это ходячий фонтан идей. Но что более важно, она знает, как каждую из них воплотить в жизнь. Во многом ONUKA возникла именно благодаря Лесе, поэтому я часто называю ее «крестной» проекта. Стильность визуальных образов, в первую очередь, ее заслуга.

– Минимализм и лаконичность – это то, что проходит лейтмотивом в вашем творчестве. Почему для вас важен именно такой подход?

 Когда-то я познакомилась с музыкой Kraftwerk (немецкий музыкальный коллектив, сделавший заметный вклад в развитие электронной музыки – Авт.). Как оказалось, они были поклонниками супрематизма. И только узнав об особенностях этого направления искусства, я смогла полностью оценить их гениальность. Видео «Robots» – яркий пример аудиовизуального воплощения супрематизма.

Возможно, моя любовь к лаконичности уходит корнями именно в те времена. Кроме того, моя жизненная позиция – лучше меньше, да лучше. Во всем.

– Ваша музыка, песни – не для всех в хорошем смысле этих слов. Но, тем не менее, вы завоевали сердце массового слушателя. Как исполнителю сохранить свою идентичность, но при этом не остаться исполнителем для трех человек?

 Нет рецепта баланса, мне просто очень повезло. Главное, доверять своему чутью.

– Чему еще хотите научиться, какие еще умения хотите раскрыть в себе?

– Сейчас учусь играть на терменвоксе – первом в истории электромузыкальном инструменте. Он был сконструирован в 1918 году, и его особенность в том, что музыка создается из воздуха, выверенной и правильной жестикуляцией рук. Он считается самым сложным инструментом для освоения в мире, так как для него важен абсолютно совершенный слух и много часов практики.

Об украинской музыке

– Если говорить о современной украинской музыке, какие тенденции вы можете отметить?

– Одновременно с изменениями в обществе начался и культурный ренессанс. Но в тоже время я не могу сказать, что до 2013 года в Украине не было классных музыкантов. Возможно, им не хватало какого-то толчка, чтобы быть услышанными. Я слушаю много разной музыки своих украинских коллег и каждый раз думаю, как же круто они играют.

То же самое происходит сейчас в модной индустрии и во всех других сферах искусства. С одной стороны,  мне немного страшно, что артисты не выдержат пристального внимания со стороны международного сообщества, и эта волна резко пойдет на спад. Но с другой – качество украинских проектов, в том числе и музыкальных, очень высока. Сознание публики уже позволяет это оценить. 

onuka

Пресс-служба ONUKA

Об Украине и мире

– Вы много выступаете за рубежом. Насколько вообще интересна украинская музыка зарубежным слушателям?

– Мы уже успели побывать в Грузии, Беларуси, Польше и Венгрии. Реакция была очень позитивной. Чувствуется любовь к Украине, к ее музыке и людям в целом. Если же посмотреть на статистику Soundcloud и YouTube, можно увидеть, что больше половины наших слушателей находятся за пределами Украины. В первую очередь, в США, России, Польше и Германии. Надеемся, что нашу музыку воспримут, поймут и в других странах.

– Этим летом вы принимали участие в одном из крупнейших музыкальных фестивателей Европы Sziget. Каковы ваши впечатления от участия? Что для себя отметили в процессе выступлений?

– Я довольна выступлением, эмоции были невероятные. Все, кто находился рядом подтвердили, что наше выступление было очень мощным по энергетике. Мы с девчонками также чувствовали какой-то особый момент, ну а наша ударница Маша разорвала всех на куски как никогда (улыбается).

onuka

inspired.com.ua

– Как выглядят украинские музыканты на фоне своих зарубежных коллег? 

– В Украине на них работает авторитет, а за рубежом работает просто твое выступление, и успешность его проверяется именно на сцене. Большинству артистов не хватает индивидуальности. Но сейчас все налаживается и будет лучше.

– Если говорить об искусстве в целом – какова сейчас его роль в формировании международного имиджа нашей страны? 

– Главное – не спекулировать на этих событиях.

О повседневной жизни

– Если вы не на гастролях, то как, как правило, проходит ваш день? 

– Мой обычный день начинается в 6 утра с тренировки. После чего я довольная приезжаю домой, завтракаю, кормлю собаку. Также занимаюсь вокалом, играю на терменвоксе, еду в студию или в офис. В перерывах пишу тексты и музыку. Стараюсь жить по принципу «ни дня без строчки», но не всегда получается.

onuka

Пресс-служба ONUKA

– Как вы эмоционально восстанавливаетесь после концертов?

– Сначала все выступления для меня были большим стрессом. Мне понадобилось время, чтобы справиться с внутренним опустошением. Ведь когда ты в туре и у тебя каждый день новый концерт, просто нет возможности обращать внимание на свое состояние. Находится какая-то альтернативная энергия, которая помогает двигаться дальше. Такой режим сильно закаляет и повышает производительность. Сейчас у меня есть ощущение глобальной усталости, но об отпуске смогу подумать только в январе.

По-прежнему я отдыхаю, когда смотрю кино. Мейнстримовые фильмы не люблю, хотя могу увлечься сериалами. Например, очень понравился шведский сериал Broen («Мост»). Позже американцы сняли римейк, но советую все же найти оригинал. А недавно меня заинтересовало кино перестроечного периода о наркомании, и я посмотрела скандальную «Трагедию в стиле рок» Саввы Кулиша, которую когда-либо в педагогических целях обязательно покажу своим детям.

Среди последних фильмов, которые меня поразили, – «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского и «Счастье мое» Сергея Лозницы.

О любви

– Вы с вашим саунд-продюссером Евгением Филатовым – не только творческий союз. Как вы разделяете творческую работу и личную жизнь, чтобы эти два «полюса» жизни не мешали друг другу?

– Наш союз изначально был построен на творчестве. Мы познакомились, когда были артистами, знали друг о друге только с этой стороны, поэтому наше личное общение было второстепенным. То есть в нашей истории первична – именно музыкальная сторона, наш музыкальный коннект и взаимопонимание именно в области «высоких материй», так сказать.

Личные отношения это все укрепляют не только потому, что мы много времени проводим вместе, но и потому, что мы очень близки в плане музыкальной идеологии. Понимать друг друга еще больше и лучше уже сложно. На фоне этого бытовые споры – это какие-то мелочи. Даже не могу вспомнить, как мы их решаем. Наверное, само рассасывается.

О личных предпочтениях

– Музыка, которая вдохновляет. Что чаще всего играет в вашем плеере?

 С самого детства я слушаю Björk, но теперь она в большей степени вдохновляет меня как герой нашего времени, как личность. Я очень рада реинкарнации Róisín Murphy, ее новый альбом я скачала, и, кажется, Róisín вновь обрела себя.

Мой главный музыкальный кумир – британский композитор и влиятельный электронный музыкант Мэтью Херберт, его я считаю великим композитором с большой буквы К. Конечно, слушаю новую британскую музыку.

– Вы любите литературу. Какие книги или авторы больше всего поразили вас?

 Франц Кафка – «Америка» – первый роман, был опубликован только после смерти его другом. Чувствуется зарождение стиля, который возникает из наивной неопытности писателя.

Эрих-Мария Ремарк – «Триумфальная Арка» – гениальная иллюстрация отношений между мужчиной и женщиной.

Владимир Козлов – «Школа». Грубая литература повседневной перестройки. О моем детстве.

О городе

– Ваша песня Misto стала хитом и неофициальным гимном многих украинских  городов. А недавно вы презентовали клип на ее англоязычную версию. Если говорить о вашем городе, о Киеве, – как вы чувствуете его?

 Киев – это, скорее, настроение. Обожаю момент, когда самолет садится в Жулянах или Борисполе. В этот момент открывается десятое дыхание, я выхожу из терминала, мне нравится воздух, какая бы погода не была. Вообще, Киев с высоты птичьего полета весь прекрасный.


Любимое место – это Подольская набережная. Также я люблю и Воскресенку с Троещиной, выросла там, обожаю те парки. Когда я приезжаю туда навестить родителей, ко мне возвращаются ощущения из детства. Люди, которые навсегда покинули места, где они росли, не могут такого почувствовать, поэтому я завидую сама себе. Помню, как ходила с мамой собирать листья. Иногда мы с ней это повторяем.

О новом альбоме и будущем

– Насколько для вас важно и принципиально создавать именно в Украине?

–  Настолько важно, как расти в своей семье.

– Насколько мне известно, этой осенью у вас был запланирован тур в США и Канаду. Но он отменился. Что произошло? 

– Мы стали заложниками обстоятельств и, к сожалению, в этом году не увидимся с нашими поклонниками в США и Канаде. Мы так и не получили официальный ответ от Иммиграционной службы США и в итоге не смогли получить рабочие визы для участников группы. Мы очень расстроены отменой концертов, но надеемся, что сможем порадовать наших слушателей в Северной Америке весной.

onuka

Пресс-служба ONUKA

– Когда можно ждать новый альбом, и в чем будет его особенность, по сравнению с предыдущим?

– В ноябре мы планируем выпустить наш новый EP (мини-альбом – Авт.) или хотя бы сингл. Готовим несколько треков на украинском языке и несколько на английском. Вы услышите два новых для записей ONUKA инструмента. Один – это цимбалы, на их аккомпанементе будет построена целая композиция. А название второго инструмента пока мы держим в секрете – хочется, чтобы это стало сюрпризом. Должно получиться необычно.

О секрете успеха

– Традиционный последний вопрос. В чем, по-вашему, заключается формула успеха?

– Формула успеха заключается в том, что ее не существует.

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Лучшие статьи за неделю – у вас в почте

Читайте также