Александр Якименко


Александр Якименко
основатель Школы убедительных выступлений

Онлайн-журнал The Point совместно со Школой убедительных выступлений продолжают проект «Вас слышно» − о том, как победить страх сцены, а также овладеть вербальными и невербальными секретами убедительного выступления.

Во втором выпуске основатель Школы Александр Якименко рассказывает, почему то, как оратор стоит или движется на сцене и какие жесты использует, не менее важно, чем то, что он говорит. А также делится практическими упражнениями.

О жестикуляции в противовес интонации

Отличие жестикуляции в жизни и во время выступления − в том, что на сцене она необходима. Если наш собеседник сильно размахивает руками, то мы воспринимаем это, как угрозу, и хотим отойти. Но если говорить о сцене, то здесь жестикуляция нужна и важна, потому что редкому оратору удается быть убедительным, просто читая текст с листа.

Одно из немногих исключений – наш президент Петр Порошенко. У него хорошо поставлен голос и он владеет интонациями. Паузы, акценты в речи – и при этом минимум жестов. То есть, он удерживает внимание аудитории одним только голосом.

Но чаще всего оратору без жестикуляции не обойтись.

Об осанке

Что еще важно в том, как ведет себе на сцене оратор? Один из ключевых моментов – это осанка. Спину на сцене нужно держать прямо. Однако многие сейчас из-за преимущественно сидячего образа жизни сутулятся. К счастью, это поправимо. Прежде всего, нужно ходить в спортзал и работать там над мышцами спины. А вот метод «стать под стенку» не очень работает.

Есть простое упражнение, как привести осанку в порядок перед выходом на сцену. Нужно стать ровно, плечи отвести максимально вверх и назад, и опустить. Позвоночник таким образом выровняется. Возможно, будут неприятные ощущения в шее, потому что она будет располагаться не совсем прямо по отношению к выровнявшемуся позвоночнику. Тогда нужно отвести голову немного назад.

Также хорошо работает метод – вытянуться, поднимая руки вверх.

О знакомстве с аудиторией

Следующий важный момент для убедительного выступления – это выход на сцену. Когда мы становимся перед публикой, она нас пытается «считывать» – по тому, как мы выходим, ведем себя, как мы одеты. Так закладываются определенные ожидания от нашего выступления. К примеру, если на сцене девушка, одетая в строгий деловой костюм, то панибратское выступление с употреблением современного молодежного сленга вызовет диссонанс у аудитории, и выступление в целом будет воспринято негативно, доверия к оратору не возникнет.

Распространенная ошибка – начинать говорить, уже выходя на сцену. Это в корне неверно. Потому что если люди видят вас в первый раз, им нужно дать немного времени рассмотреть вас, привыкнуть к вам. Поэтому нужно молча выйти на сцену, остановиться и установить визуальный контакт с публикой.

Многие упускают этот момент по той причине, что это нелегко. Этот навык нужно тренировать. Когда выходите на сцену, нужно сначала провести взглядом по первому ряду, потом посмотреть в середину зала, а потом – на последние ряды. И поздороваться, направляя взгляд в середину зала. Так оратор закладывает внутреннюю силу в свое выступление и дает аудитории ощущение уверенности в его словах.

Но тут есть особенность – в большом зале вам не нужно искать глазами каждого слушателя, а вот в маленькой аудитории для установления контакта важно посмотреть каждому в глаза.

В большом зале вам не нужно искать глазами каждого слушателя, а вот в маленькой аудитории для установления контакта важно посмотреть каждому в глаза.

О положении рук во время выступления

Руки – это самый движимый элемент нашего тела. Сейчас, как правило, люди не стоят за трибуной во время выступлений, и руки вроде как некуда пристроить. Поэтому их часто суют в карманы или складывают на груди, или заводят за спину. Этого делать не нужно. Как не нужно и ничего брать в руки. Ведь ту же ручку человек, как правило, начинает жать и теребить во время выступления. И тогда взгляд аудитории прикован к этим бесполезным движениям.

Лучше, чтобы руки были пустыми. Даже если вам пригодится пульт для презентации, можно положить его в карман, а потом достать. Если вам нужна папка, то ее нужно положить на изгиб локтя и отвести руку в сторону – так вы будете видеть текст и при этом будете открытыми к залу. Важно не закрываться от людей папкой, прислонив ее к себе.

«Лодочка», «блюдце» и «зеркало»: как жесты помогут выступать убедительно

Иллюстрации: Татьяна Попович

Что можно посоветовать в плане положения рук? Хороший вариант для мужчин – руки в положении «лодочка», как у Стива Джобса во время выступлений. Тут важно учитывать несколько нюансов: локти должны быть прижаты к корпусу, а верхний палец не стоит слишком оттопыривать вверх. Также не нужно плотно прижимать ладони друг к другу – достаточно соединить подушечки пальцев. Следите, чтобы руки не начали ходить вверх-вниз (иначе получится жест «молю вас»).

«Лодочка», «блюдце» и «зеркало»: как жесты помогут выступать убедительно

Иллюстрации: Татьяна Попович

Второй вариант – рука на руке – больше подойдет женщинам. Его можно назвать «чашка и блюдце». Есть маленькая хитрость, как не выказать волнения при таком положении рук. Обычно большой палец нижней руки находится поверх верхней руки. Если вы уберете его внутрь, под “чашку”, то вашим рукам нечего будет сжимать, и волнение будет не заметно.

Данное положение рук должно быть “легким”, не нужно плотно прижимать ладони друг к дружке.

«Лодочка», «блюдце» и «зеркало»: как жесты помогут выступать убедительно

Иллюстрации: Татьяна Попович

Третий вариант – одна или обе руки на весу. Он хорошо подходит людям с активной жестикуляцией, так как позволяет делать жест и легко возвращать руки на место. При таком положении рук важно, чтобы ладони были повернуты вверх или внутрь и немного вверх, локти прижимались к телу, а пальцы были расслаблены, но не растопырены.

Также руки можно просто опустить вниз.

 

О видах жестов и их значимости

Различают описательные жесты, то есть сопровождающие речь, жесты направления, доверия и влияния.

Описательные – это, например, когда вам нужно изобразить круг, и вы его рисуете руками в воздухе. Или изображаете коробки, если говорите о них.

Если вы что-то считаете на пальцах, и при этом хотите убедить в чем-то собеседника, тогда можно загибать их по очереди. А если просто перечисляете, то лучше, наоборот, поднимать один палец за другим.

Жесты в т.н. «квадрате доверия» – от тазовой кости до уровня подбородка – вызывают доверие у аудитории. Ниже живота – воспринимаются как пренебрежительные. Но при этом можно использовать и верх, и низ. Например, если мы хотим принизить значимость чьих-то слов или проблему, мы можем опустить жестикуляцию вниз.

Один из самых распространенных жестов доверия – когда спикер разводит руки вперед и в стороны. Он считывается людьми на генетическом уровне, ведь раньше показывали открытые ладони, чтобы сообщить: я пришел с миром. Рука на сердце – тоже жест доверия, но его сильно опошлили наши политики.

В жестах направления есть один нюанс. У человека линия времени в пространстве идет слева направо. Посередине у нас настоящее, слева – прошлое, а справа – будущее. Выступающему стоит это помнить и «зеркалить» жесты. Например, когда речь идет о прошлом – показывать вправо, так как для публики это – левая сторона.

Часто те, кто этого не учитывает и неосознанно показывает в прошлое для зала, когда говорит о будущем, встречают непонимание у публики. В таком случае хорошие слова перечеркиваются этим когнитивным диссонансом. Поэтому говоря о будущих победах, нужно вести руки влево, то есть в будущее для аудитории (и вверх для усиления эффекта), а говоря о прошлых неудачах – вправо (и вниз для большей убедительности).

Также для усиления эффекта можно переместиться в правый край сцены, то есть в прошлое аудитории, говоря о негативном прошлом опыте. И точно так же – переместиться в левый край сцены, говоря о позитивном будущем.

Нужно помнить: в больших залах амплитуда жестов увеличивается. Если стоять близко, такие жесты могут показаться наигранными, но на большую аудиторию это работает. Потому что мелкая жестикуляция будет выглядеть на сцене, как комканье, и вызовет, скорее, обратную реакцию.

«Лодочка», «блюдце» и «зеркало»: как жесты помогут выступать убедительно

Иллюстрации: Татьяна Попович

О репетициях и сказках

Все жесты очень важно репетировать перед зеркалом. Потому что разный рост и комплекция вносят свои особенности в восприятие одних и тех же жестов у разных выступающих.

Один из самых веселых приемов разработки навыков жестикуляции – это показывать пальцами сказку, так как там максимальное количество образов. Так руки привыкнут двигаться.

А чтобы нарабатывать жестикуляцию в зоне доверия, нужно зажать под мышками книжки и пробовать жестикулировать.

Сила жестов в том, что они, чаще всего, воспринимаются неосознанно. Правильными жестами мы подчеркиваем сказанное, а неправильными – разрушаем. Приемы, описанные в этой статье, помогут вам овладеть базовыми навыками правильной жестикуляции, а регулярные репетиции и выступления – сделают эти навыки неотъемлемой частью вашей личности.