Как правило, на собеседовании мы с удовольствием или просто общаемся с рекрутером, даже не подозревая, по каким критериям оценивается наше общение. Большинство полагает, что представители работодателя просто слушают самопрезентацию и ответы на вопросы, оценивают их на соответствие требованиям вакансии, корпоративной культуре компании, атмосфере в подразделении и банальному здравому смыслу. Да, конечно, это есть. Тем не менее, у правильного рекрутера всегда «ухо востро» и на другие нюансы общения.

Конечно, не стоит цепляться к каждому слову и взгляду работодателя, искать в них потайной смысл. Но быть наготове нужно всегда. Давайте посмотрим, что еще «между строк» может услышать от вас представитель работодателя на собеседовании.

1. Наличие у вас навыков элементарной вежливости

Конечно, форс-мажор и транспортные пробки – реалии наших дней. Но наличие мобильной связи и возможности отправить сообщение с извинениями и возможным новым временем прибытия/причиной неприбытия – это тоже есть в нашем арсенале. К сожалению, этими инструментами, подтверждающими вашу вежливость, и, косвенно, вашу квалификацию в коммуникации, пользуются не все соискатели.

Из своего опыта скажу – чем квалифицированнее и опытнее соискатель – тем приятнее с ним коммуницировать. Ведь он и перед выездом перезвонит – уточнит, все ли в силе, если опаздывает – уведомит. Перед собеседованием – извинится за опоздание или перенос сроков – в общем, покажет себя с самой лучшей стороны. А почему? Потому что он понимает, что собеседование – это деловые переговоры, цель которых для него – продать себя подороже. А какой товар продается лучше всего – самый качественный. Вот и набирает соискатель «очки» на входе.

Поэтому не обязательно спамить работодателя хроникой своего прибытия на собеседование, но быть вежливым и уведомить об опоздании или отмене интервью – это обязательное правило квалифицированных специалистов.

2. Умение формулировать мысли

Это комплексная оценка и вашего словарного запаса, и наличия слов-паразитов и слов-связок, например, «вроде», «типа», «э-эээ» и т.д. Конечно, важно умение логично мыслить, выделять главное и второстепенное, не вязнуть в деталях, связно излагать свою точку зрения, аргументировать вашу позицию. А еще умение ориентироваться в неожиданных ситуациях. Для специалистов, которые претендуют, например, на вакансию менеджера по продажам, оператора или секретаря, важно уметь найти общий язык с собеседником, соответственно, рекрутер будет смотреть, как у вас получается найти контакт с ним и другими представителями работодателя. Особенно в формате деловой игры «вредный клиент, придирчивый заказчик». Кроме умения формулировать мысли для специалистов, «работающих голосом» – специалисты по телефонным продажам, операторы – важны интонация, тембр и владение другими профессиональными вокальными инструментами.

Чтобы достойно выглядеть на интервью, надо его отрепетировать и научиться искусству непринужденной беседы. Как минимум – научитесь рассказывать о себе как о специалисте, профессионале и отвечать на 10-15 наиболее популярных вопросов. Если вы сможете красиво и увлекательно рассказывать не только о своем профессиональном опыте, но и, например, о погоде, спорте, моде, прочитанных книгах и вообще практически на любую тему – считаем этот пункт закрытым.

3. Корректное невербальное поведение

Как правило, если разговор с работодателем мы еще хоть как-то контролируем, то даже интонацию – не всегда. А собеседники не дремлют и подмечают – на каких вопросах кандидат начинает запинаться, теребить ручку, поправлять прическу или качать ногой. Что вынуждает его подглядывать в резюме, шуршать принесенными бумагами и всячески тянуть время? Почему он краснеет при ответах на нейтральные вопросы, переспрашивает или отвечает штампами на конкретные запросы представителей работодателя?

Поэтому если вы замечаете за собой любовь к таким проявлениям волнения, постарайтесь их отследить и минимизировать. Конечно, не обязательно, обнаружив, что снова крутите ручку, замирать, как парализованный, но делать это максимально незаметно – в ваших силах.

4. Необычная реакция на неудобные вопросы

На собеседованиях часто вольно или невольно рекрутер задевает ваши «болевые точки». Конечно, вы вправе отказаться отвечать на вопрос, который кажется вам некорректным или личным. Только делать это с возмущением, на повышенных тонах все же не стоит. Возможно, специалист по подбору сделал это случайно, не зная, например, что вопрос о прописке сейчас для вас острый и болезненный.

Впрочем, иногда рекрутеры нарочно задают острые вопросы, чтобы понять, насколько кандидат стрессоустойчив, как реагирует на неприятные для себя вещи. Это даже правильно в ситуации, когда кандидату предстоит, например, реагировать на жалобы и недовольство клиентов или быстро ориентироваться в сложных ситуациях.

Прежде чем возмущаться поведением рекрутера, подумайте – это провокация, недочет специалиста или проверка? Впрочем, если вы будете продолжать соблюдать спокойствие и корректно общаться – это пойдет вам в плюс в любом случае.

5. Нюансы личностной коммуникации

Часто работа, описанная в вакансии, предполагает командную поддержку и взаимодействие – а кандидат упорно рассказывает только о себе и «в упор не видит» коллег. Или жалуется на бестолковых фрилансеров, противных клиентов и отвратительных руководителей. Угадайте, дадут ли такому негативисту шанс? Скорее всего, нет. И наоборот – идет собеседование руководителя подразделения, а кандидат постоянно говорит «мы» («и тогда мы сделали, «у нас получилось», «как мы и планировали»). И все попытки уточнить, что же делал он сам, обречены на неудачу и полное непонимание кандидата – что от него хотят.

Чтобы не попасть в такую ситуацию, перечитайте еще раз текст вакансии, чтобы четко понять – это работа в команде или для индивидуалиста. Кроме того, обратите внимание, работодатель делает акцент на коллективе, взаимопомощи и взаимовыручке или на индивидуальных достижениях. Исходя из этого и решайте, как вы будете описывать ваш профессиональный опыт – будете делать упор на умение работать в команде или свой индивидуальный профессионализм и умение работать самостоятельно.