Мужчины и женщины по-разному реагируют на критику. Ученые обнаружили, что женщинам свойственно менять представление о себе на основании мнений со стороны, тогда как мужчины зачастую не позволяют мнению окружающих влиять на их восприятие себя. Об этом идет речь в исследовании профессора IE Business School Маргариты Майо, опубликованном в журнале Harvard Business Review.

В ходе эксперимента Майо попросила студентов бизнес-школы оценить себя и друг друга на предмет лидерских качеств. Все студенты, как правило, ставили себе более высокие баллы, чем их сверстники оценивали их. Но с течением времени женщины начали менять свои рейтинги, чтобы они соответствовали оценкам, полученным со стороны, в то время как мужчины оставались ближе к первоначальным баллам. Впрочем, выборка исследования была небольшой: среди 221 участников было 169 мужчин и только 52 женщины.

В своей статье Майо отмечает, что получение обратной связи, как правило, требует от человека изменения его личной системы представлений. «Мужчины и женщины по-разному справляются с эмоциональными последствиями, вызванными получением обратной связи. В то время как женщины, как правило, приспосабливают новую информацию к тому, кем они видят себя, мужчины склонны переоценивать свои взгляды на лидерство, чтобы сохранить чувство личной эффективности», – пишет Майо.

По мнению автора, женщинам стоит использовать эту тенденцию в своих интересах, в частности – в учебе и саморазвитии. Внимание к мнению других делает женщин более мотивированными для обучения и консультаций, которые помогут им развить лидерские компетенции и повысить шансы на продвижение по службе. В то же время негативная критика может вызывать сомнения относительно собственных полномочий, препятствуя карьерному росту.

Мужчинам же автор рекомендует учитывать мнения людей, которые с ними не согласны. «Сохранение позитивных представлений о себе может подтолкнуть к поиску новых вызовов и возможностей. Но игнорирование того, что говорят другие, ради защиты чувства психологической безопасности, вряд ли можно назвать рецептом успеха в долгосрочной перспективе», – заключает Майо.