Принято считать, что креативная сфера – реклама, PR и коммуникации – максимально фановая и молодежная. А, следовательно, чтобы попасть на работу в рекламное или пиар-агентство, достаточно обладать таким быстро проходящим достоинством, как молодость, а также быть дерзким, ярким и даже в какой-то мере провокативным. А вот такие скучные черты как дисциплинированность, ответственность и адекватность – пусть остаются офис-менеджерам и экономистам.

Так ли это? И что реально поможет соискателю попасть на работу в креативный бизнес и остаться там? Опытом и советами с The Point поделилась Наталия Курдес, HR-директор коммуникационного холдинга Atlantic Group и украинской коммуникационной группы AGAMA Communications. Эксперт также развенчала самые распространенные мифы о процессе трудоустройства в креативную компанию.

Миф 1. Реклама – удел молодежи

Многим кажется, что реклама и коммуникации – это отрасль исключительно для молодежи. «Однако в реальности дела обстоят несколько иначе: несмотря на то, что молодых специалистов хватает, многие наши сотрудники принимали непосредственное участие в процессе формирования отечественного рынка», – отмечает Наталия Курдес. А, следовательно, молодость кандидата, сама по себе, не является значимым преимуществом. Гораздо важнее, чтобы человек (в любом возрасте) обладал чертами, присущими молодежи: креативным мышлением, настойчивостью, смелостью.

Не нужно во время интервью смотреть в телефоне свежие мемы, отвлекаться на птичек в окне, проявлять нетерпение или грубить. HR-менеджеру нужны максимально открытые и в меру развернутые ответы на вопросы и ваше доброжелательное поведение. Это улица с двухсторонним движением.

Миф 2. Резюме мое – враг мой

Пренебрежительное отношение к собственному резюме — распространенная ошибка соискателей. Резюме – ваш имидж и креативный продукт, своеобразная диджитальная визитка. Оно должно содержать необходимый и важный набор информации:

1. Список компетенций, которыми вы обладаете. HR-специалисты выше всего ценят навыки, подтвержденные результативным опытом. Мало сказать о том, что умеете: стоит дополнить эту информацию реализованными проектами или выполненными задачами. «Если же вы начинающий креативный специалист, не тушуйтесь. Напишите о первых «пробах пера» и сделайте акцент на направлении, в котором хотите развиваться, а также объясните почему», – советует наш эксперт.

2. Портфолио. «Ничто не расскажет о вас лучше, чем подтвержденные результаты вашего труда. Обновляйте свое портфолио и добавляйте туда новые данные в режиме нон-стоп», – делится опытом Наталия. HR-директор отмечает: вопреки распространенному мнению, что портфолио востребовано только для ограниченного списка специальностей, на самом деле это не так. HR-специалисты все чаще запрашивают портфолио у каждого кандидата, который заявляет о наличии определенного опыта в профессии. Поэтому будьте готовы подтвердить свою компетентность фактической информацией. Рекомендации в нынешнее время являются лишь бонусом к хорошо составленному портфолио. «Еще совет: укажите в портфолио содержание работы, цели, общие достижения команды и свой собственный вклад», – говорит Наталия Курдес.

3. Список предыдущих мест работы. Частая смена работодателей или изменение вектора деятельности – не повод для удаления из резюме информации о бывших работодателях. В то же время, никто не станет читать перегруженные резюме. В такой ситуации целесообразно в нескольких предложениях сделать краткий экскурс в историю, а последующий опыт подать в более детальной форме. «При таком подходе вы не только не утомите HR-менеджера долгим чтивом, но и дадите ему возможность увидеть весь горизонт вашей карьеры», – отмечает эксперт.

4. Фотография. Наличие фото в резюме является необходимым элементом оформления резюме, поскольку соединяет безликий текст с реальным человеческим образом. И вот здесь возникает вопрос: с каким образом в сознании HR-менеджера, читающего ваше резюме, будете ассоциироваться вы? «К сожалению, довольно часто приходится наблюдать в резюме фотографии людей с бокалами в руках, в провокационных нарядах, в семейной, пляжной или свадебной обстановке, лица с губками «уточкой», и т.д., – рассказывает Наталия. – Чтобы не поставить крест на своем продвижении, будьте внимательны при выборе фотографии. HR-менеджеры креативных компаний с радостью воспримут имидж в стиле Smart Casual».

«И, наконец, мы ждем нестандартных резюме, – отмечает HR-директор. – В конце концов, вы же хотите работать в сфере коммуникаций – покажите, что умеете донести информацию так, чтобы ею заинтересовались. Заезженный шаблон, позаимствованный с сайтов поиска работы, здесь не поможет!»

Мифы и творчество: как устроиться на работу в креативный бизнес

Миф 3. Нет соискателя – нет проблемы

«Не пойду на собеседование – никто не заметит», – ошибочно считают некоторые кандидаты. Обязательно предупредите, если вдруг передумаете приходить либо захотите перенести собеседование на другое время, ведь HR-менеджер потратил время на подготовку, планировал другие встречи, бронировал переговорную. Своевременный звонок или сообщение помогут избежать обид и сохранить вашу репутацию.

Не бойтесь лишний раз задать вопрос – это признак зрелого и здравомыслящего человека, способного принимать взвешенные решения.

Миф 4. Первое впечатление можно исправить

Даже опытные специалисты порой проваливают интервью из-за того, что совсем не стараются. Либо, наоборот, стараются слишком сильно.

На собеседовании следует себя правильно подать и «продать». Помните, что первое впечатление нельзя произвести дважды. А потому:

1. Не забывайте об этических нормах и правилах приличия. «Не нужно во время интервью смотреть в телефоне свежие мемы, отвлекаться на птичек в окне, проявлять нетерпение или грубить. HR-менеджеру нужны максимально открытые и в меру развернутые ответы на вопросы и ваше доброжелательное поведение. Это улица с двухсторонним движением», – советует наш эксперт.

2. Следите за тем, как отзываетесь о прошлых местах работы. «Потенциальный работодатель обращает на это особое внимание, поскольку ему предстоит стать вашим начальником, и он хотел бы понимать ваше отношение к руководству», – объясняет Наталия Курдес.

3. Соблюдайте дресс-код во время интервью. «Заключив трудовые отношения с вами, креативная компания наверняка разрешит вам ряд приятных вольностей – гибкий график, удаленную работу и свободную форму одежды, – говорит Наталия. – Но для интервью рекомендуем вам придерживаться дресс-кода. Правильным выбором станет smart-casual».

4. Будьте адекватны. Порой интервью срывается из-за вызывающего поведения кандидата. Креативному бизнесу неординарные личности нужны, однако не переусердствуйте с яркостью образа, отмечает эксперт и уточняет: «HR-менеджер, в первую очередь, оценивает компетенции и адекватность, поэтому не стоит его шокировать, если только вы не трудоустраиваетесь в цирк».

Мифы и творчество: как устроиться на работу в креативный бизнес

Миф 5. Интервью – экзамен на успешность

В наше время многие соискатели стесняются задавать вопросы и не всегда рассказывают HR-менеджеру о своих ожиданиях, предпочтительных условиях работы и круге обязанностей. Не стоит воспринимать собеседование как экзамен, а его итог – как оценку вашей успешности в целом. Ответьте себе на два простых вопроса:

1. Какую пользу я могу принести на данной позиции?
2. Что эта работа может дать мне?

Обдуманные, взвешенные ответы помогут определиться с собственными целями, расслабиться и перестать угадывать «правильные ответы» на вопросы HR-менеджера. Умение структурированно и четко описать свои пожелания, компетенции и личные качества – залог успешного трудоустройства на подходящую вакансию в подходящую компанию (а не на случайно подвернувшееся место). «Не бойтесь лишний раз задать вопрос – это признак зрелого и здравомыслящего человека, способного принимать взвешенные решения», – отмечает Наталия Курдес.

Эксперт советует соискателям помнить, что хороший кандидат ценен, даже если он не подошел для определенной вакансии в данный момент: «И нет причин ставить крест на профессии, компании или себе самом, если не сложилось именно сейчас».

К примеру, отмечает Наталия, во многих крупных компаниях, существует база соискателей – и если человек произвел хорошее впечатление, с ним обязательно свяжутся и предложат интересную вакансию.

Миф 6. Испытательный срок – условность

Слишком часто соискатели забывают, что собеседование – лишь первое свидание компании с потенциальным сотрудником, которое не обязательно перерастет в крепкие и длительные отношения. В реальных условиях испытательный срок быстро покажет, насколько вы подходите друг другу.

Подавляющее большинство кандидатов считает, что испытательный срок – лишь условность. На самом деле в серьезных компаниях данный этап проходят не все. Необходимо четко понимать поставленные перед вами задачи и сроки, а также с самого начала задавать правильные вопросы и внимательно читать job offer.

Эти примеры помогут избежать типичных ошибок соискателя и комфортно чувствовать себя не только на собеседовании в креативную компанию, но и на любом другом. «И помните о главном – ценности компании должны соответствовать вашему мировосприятию. Тогда никакие ляпы и курьезные ситуации не помешают вам найти работу своей мечты», – советует Наталия Курдес.