Учеба – дело непростое. Поэтому не удивительно, что во время чтения мало увлекательного учебника или прослушивания лекции в голове возникает множество мыслей о других, более приятных вещах. В итоге получаем серию логичных эффектов из разряда «В одно ухо влетело – в другое вылетело», «Смотрю в книгу – вижу фигу» и т.д. А так хотелось бы надежно усваивать знания и не терять драгоценное время.

Советами, как эффективно учиться, с пользователями Сети поделилась аспирантка Гарвардского университета София Чуа-Рубенфельд. Они помогут достигать отличных результатов не только студентам, но и тем, кто, например, посещает профильные курсы, самостоятельно повышает квалификацию, изучает новое.

На «отлично»: 10 приемов эффективного обучения от аспирантки Гарварда

София Чуа-Рубенфельд

1. Выбирайте курсы или дисциплины, которые вам интересны. Только в этом случае учеба не будет казаться рабским трудом. Если нет желания учиться, никакие советы вам не помогут.

2. Не допускайте пропусков: посещайте все занятия. Так вы поймете материал гораздо лучше и сэкономите время в долгосрочной перспективе. Кроме того, выполняйте всю необходимую работу своими силами: копируя чьи-то готовые наработки, вы извлечете из них минимум пользы.

3. Делайте конспекты и заметки от руки. Сейчас для этих целей существует множество технических альтернатив, но традиционный способ имеет важное преимущество: позволяет лучше сохранить записываемое в вашей памяти.

4. Меньше выделяйте цветными маркерами. Ожидается, что подчеркивание текста поможет сосредоточиться, но на самом деле, оно переведет мозг в режим «автопилота». Фокус отключится, и скоро вы обнаружите целые страницы неоново-зеленого цвета. А перечитывая их, совершенно не вспомните содержания. Если вам нужно акцентировать на чем-то особое внимание, лучше делайте заметки на полях. А режима «автопилота» избегайте всегда и любой ценой.

5. Не проводите много времени в библиотеках. Сам по себе факт пребывания в их стенах еще не наполняет вас знаниями. Ведь там тоже можно переключиться с чтения книг на новостную ленту или социальные сети. Получив то, за чем пришли, идите домой и повторяйте изученное. Это же относится к электронным библиотекам и ресурсам, подобным Википедии: задействуйте их при необходимости, а не тратьте часы на листание страниц из других, совершенно ненужных сейчас разделов.

6. Правило «меньше, но лучше»: не читайте все, а понимайте то, что прочли. Полезней иметь глубокое понимание ограниченного количества материала, чем смутное – всего курса. Так вы лишь напрасно потратите время. И не пытайтесь схитрить при помощи саммари и материалов в сокращенном виде – будьте вдумчивым читателем, а не роботом. Задайте себе вопрос: что пытается донести автор? Какая логическая последовательность его аргументов? Обычно на эти вопросы можно ответить, прочитав введение и заключение каждой главы. Затем подберите пару любых примеров, иллюстрирующих тезис, и позже они помогут восстановить в памяти теоретическую часть.

7. Не бойтесь заучивать информацию наизусть. Часто люди недооценивают или презирают процесс зубрежки. Но даже в таких интеллектуальных бастионах, как Гарвард, приходится запоминать формулы, имена и даты. Только делать это нужно правильно. Прекратите перечитывать текст снова и снова без его осмысления – это действительно не работает. Гораздо эффективней будет записывать, а потом проговаривать вслух.

8. Смотрите на картину целиком. В каждой дисциплине есть главные темы, которые упрощают понимание сути. Потому попробуйте выяснить, где отдельные концепции вписываются в курс вообще. Вы можете знать миллион фактов, но пока не поймете, как они сочетаются друг с другом, продолжите упускать самое главное.

9. Давайте себе стимулы. Например, поставьте цель: прочитать одну главу и решить задачи, а затем посмотрите эпизод любимого сериала или сходите на прогулку. Изучайте понемногу каждый день, но не занимайте учебой весь день целиком. Так вы только устанете, а в изучении материала продвинетесь недалеко. Зато если вы знаете, что через пару часов собираетесь куда-то идти, то с большей вероятностью доведете дело до конца.

10. Пригласите помощь. Попросите кого-нибудь провести вам опрос и послушать, как вы объясняете только что изученную концепцию. Это заставит заново сформулировать свое понимание материала, осознать, насколько хорошо знакомы с ним, а где до сих пор остается лишь расплывчатое представление. Наверняка вы замечали закономерность: если чего-то не понимаете, это точно попадется на экзамене.