На работу на велосипеде: 5 историй украинцев о двухколесном друге, независимости и езде даже зимой

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Среди нас живут по-хорошему сумасшедшие люди, которых отличить от всех остальных очень сложно. Но и для них есть определение – велосипедисты. Они не видят своей жизни без велосипеда – катают и летом, и зимой. И даже на работу едут (!), искренне получая от этого удовольствие. Мы записали для вас пять велоисторий, которые объединяет любовь к велосипедной езде.

Валерия Михайличенко

Валерия Михайличенко,
экономист, консультант по внедрению программы 1С
(Харьков)

«Ездить на велосипеде я стала из вредности. Много знакомых ездит, а я почему не могу? Оказалось – хочу и могу! (улыбается) Вообще, у меня велосипед есть уже 10 лет, но каталась мало. В прошлом году купила новую «машинку» – она и мотивировала крутить педали больше и чаще. Регулярно езжу на велосипеде уже год.

Первое ощущение, когда я выехала на велосипеде на работу, – страшно до ужаса! Мне надо ехать одной, вокруг машины,  в голове множество сомнений («Успею ли я?», «Устану?», «Вдруг что-то сломается»). Но мне нравилось ездить, поэтому я переборола себя, чтобы сделать самостоятельный выезд во второй раз. С каждым следующий разом становилось все легче.

На велосипеде я экономлю около 20-30 минут с утра по дороге в офис. Обычно я трачу час на общественном транспорте, а на велосипеде дорога занимает всего полчаса!

Валерия Михайличенко

В нашей компании я не одна приезжаю в офис на велосипеде, поэтому коллеги не удивляются. Тем более, есть все удобства для велосипедистов. У нас есть душ, гардеробная, чтобы мы могли переодеться и оставить сменную одежду. Велосипед я завожу прямо в офис, если дождь или холод, так как у нас нет крытой стоянки. А дома двухколесный друг стоит в одной из комнат – это наш кабинет- мастерская.

Будьте предсказуемыми на дороге. Вот мое самое главное правило и совет начинающим велосипедистам. Показывайте руками все свои маневры, соблюдайте дистанцию, перестраивайтесь в нужную полосу, будьте справа от транспорта, а не по центру дороги, старайтесь на перекрестке быть впереди машин, чтобы они вас видели. Хотите уважения к себе на дороге – уважайте других участников движения.

Я не езжу по тротуарам. С людьми очень сложно разделить полосу – видя велосипедиста, они начинают резко менять свою позицию и непонятно, куда они рванут в следующую секунду. Велосипед – это все-таки транспорт, и он должен быть вместе с машинами.

Валерия Михайличенко

Мне нравится находить новые маршруты, дороги, улицы. Да, на работу я еду проверенными путями, а вот по дороге домой начинаю экспериментировать, всегда нахожу массу новых и классных мест для фотографирования.

В холодное время ездить тоже можно, нужно просто привыкнуть. Купите теплые вещи и не бойтесь. Из экипировки на зиму и осень у меня прорезиненные непродуваемые куртка и штаны с защитой на коленях (очень важно согревать эту часть тела), теплые баф и велосипедная балаклава, шлем, теплые перчатки, а на ногах – высокие закрытые кроссовки. Летом, конечно, же, все легкое.

Лично мои преимущества езды на велосипеде – скорость, свобода, кайф. Мое настроение всегда меняется в лучшую сторону от того, что я кручу педали».

Ирина Садовникова

Ирина Садовникова,
координатор проекта «Полтава велосипедная»
общественной платформы «Сити Лаб»
(Полтава)

«Я купила велосипед пять лет назад. Мой друг и коллега помог подобрать тот, что был создан именно для меня. C тех пор я катаюсь постоянно, практически каждый день.

Строить «велокарьеру» мне было очень легко. Были друзья, которые тоже ездили на работу на велосипедах, и они давали мне разные полезные советы. В компании первые выезды не пугают, потому что тебе помогут в любой момент, что бы не случилось. Плюс – ты сразу впитываешь секреты профессиональной езды, да и ехать с людьми весело. Это отличный способ начать «дружбу» с велосипедом.

Ирина Садовникова

Чтобы начать ездить на велосипеде на работу, новичку нужно для начала определить свой маршрут. При этом проложить его не только большими улицами, но и тихими проулками, или даже двориками.  Это поначалу чуть дольше, но зато меньше стресса, а временные затраты быстро сокращаются вместе с растущим опытом. Можно даже сделать пробный выезд на работу в выходной день, чтобы понять, насколько удобный маршрут вы выбрали.

У меня дорога на работу была идеальной – через живописный парк, лес, пруд. В больших городах сложнее сделать дорогу комфортной, но попытаться стоит.

Очень многих отпугивает вероятная усталость и неприятный запах после интенсивной езды. Я решила эту проблему просто – одевалась в симпатичную яркую велосипедную одежду и брала с собой несколько вещей, чтобы переодеться в офисе. Но сейчас я часто бываю учреждениях, где нужно выглядеть официально, поэтому я просто выезжаю раньше и не спешу – дополнительный гардероб или обувь с собой мне не нужны.

Ирина Садовникова

Выбирая езду на велосипеде, необходимо быть всегда очень внимательным. Велосипедисту нужно быть очень сконцентрированным,  чтобы контролировать ситуацию, как свою скорость, так и скорость машин рядом. Я считаю, быстрая езда – не пример для подражания. Лучше отказаться от скорости космического корабля и получать удовольствие от безопасной езды.

Велосипед открыл для меня множество возможностей. Его можно брать с собой в поезд и колесить по другим областям, изучая местные достопримечательности. С ним можно добраться туда, куда не ездит общественный транспорт или долго добираться пешком.

Ирина Садовникова

Благодаря стажу катания, в том числе и европейскому, я теперь понимаю, почему у нас такое разное развитие инфраструктуры в Украине. Так, в городах Западной Украины улицы намного уже, и от этого кажется, что машин много больше, чем есть на самом деле. И часто у людей даже не возникает мысли, что в эти узенькие улочки с множеством припаркованных машин можно поместить еще велоструктуру. В Восточной Украине  улицы очень широкие. Здесь есть пространство для велосипедистов – если сделать велополосу на обочинах, то автомобилисты могут даже не заметить этого (улыбается).

В Полтаве очень мало людей в велосипедных шлемах. Всего около 3% велосипедистов защищают голову. В большинстве случаев люди чувствуют себя в безопасности – в Полтаве на дорогах гораздо спокойнее, чем в Киеве. Здесь я тоже редко сама надеваю шлем.

У нас в городе велосипед используют везде. Люди просто едут по своим делам, рабочим и повседневным, отвозят детей в школу, отправляются «в седле» на отдых.  Это гораздо лушче, чем находиться утром в забитой маршрутке!».

Орест Олескив

Орест Олеськив, отдел промоции города
Львовского городского совета
(Львов)

«Переломным моментом в моей жизни стала поездка в Копенгаген, где я арендовал «два колеса». Там я наконец-то узнал, как это – перемещаться на велосипеде везде. Мне кажется, это стало очень хорошим стартом, появилось понимание того, как это происходит в других странах. В Копенгагене идеальная велоструктура – это велосипедная столица мира. Здесь 50% жителей выбирает это вид транспорта. В Украине – всего два.

Уже около трех лет я регулярно езжу на велосипеде.  До этого, добираясь на работу, долгое время отдавал предпочтение общественному транспорту, но в голове зрела мысль, что велосипед был бы намного удобнее. Так оно и оказалось! Поэтому по возвращению из Европы я подобрал себе б/у модель городского велосипеда. Это универсальный вид транспорта – на нем можно ездить в любой одежде, даже в костюме, в любую погоду и любое время года.

Я разработал маршрут и сразу начал ездить по дороге. Страха перед машинами у меня не было. За три года езды у меня не было ни единого серьезного ДТП. Кстати, не использую шлем, хотя это и не поощряется. В Европе почти все без шлема, да и я уверен, если ездить безопасно, то шлем не нужен. Но всем новичкам я всегда советую использовать защиту для головы.

Для меня основные критерии хорошей езды – комфорт и скорость. Поэтому я трансформировал велосипед под себя. Заменил седло на более комфортное, поставил кожаные ручки, корзинку, чтобы не возить сумки на плечах, перекрасил раму, заменил почти всю систему. Для маневренности и скорости поставил более узкие колеса, а для защиты одежды – брызговики.

Орест Олеськив

Зимой я тоже езжу. Например, в прошлом году я не ездил в снег только девять дней – да и то, только потому что я отдыхал в горах. Можно ездить совершенно спокойно (и по льду, и в мороз) – для этого у меня есть шины-полуслики. Главное, ездить аккуратно. Не стоит гнать на скорости, откажитесь от резких маневров и торможений, по возможности выбирайте дорожки с хорошо утрамбованным снегом. Опаснее всего во время оттепели, когда часть дороги покрыта слоем воды. Тогда лучше ехать, выбирая более сухие участки трассы. Мой гардероб для осенне-зимних выездов ничем не отличается от гардероба не-велосипедиста.

Основное преимущество велосипеда – время. Моя поездка на работу на общественном транспорте занимает около 40 минут, а на велосипеде – всего 15 минут. Тем более, что сначала я еду сверху вниз, то есть совсем не трачу энергию. Да, обратная дорога – вверх, и это уже 20 минут, но после работы я уже не спешу и спокойно еду домой. Еще одно преимущество – можно ехать от двери до двери.

Мне не нужно брать с собой дополнительный комплект одежды на работу. По дороге в офис я не устаю и не потею.

Я работаю во Львовском совете, и здесь многие ездят именно на этом виде транспорта. Но в принципе во Львове хорошо развит тренд езды на велосипеде, поэтому мое руководство изначально хорошо отнеслось к моему выбору. Особенных условий мне не нужно – важно лишь наличие велопарковки у входа в здание и хорошего велозамка.

Нужно просто осмелиться  сесть за руль. Важно сразу начать ехать по дороге, чтобы привыкать к дорожному потоку. К тому же, в нашей стране, согласно ПДД, запрещено ехать по тротуару. Это не так страшно, как кажется, да и большинство водителей ведут себя осторожнее, когда видят велосипедистов, делятся дорожным пространством и пропускают их на дороге».

Олеся Сторожук

Олеся Сторожук, медиа-координатор
Ассоциации велосипедистов Украины
(Киев)

«Велосипед – отличная замена фитнеса для тех, кто живет в офисе. Он экономит деньги на оплату проезда и помогает поддерживать физическое здоровье, делает меня независимой от общественного транспорта.

Я начала ездить, когда жила в Германии. Там есть культура езды и инфраструктура. Садилась за руль ежедневно – сначала ехала в университет, потом на работу.

Два года назад, вернувшись в Киев, я поняла, что ездить на велосипеде здесь не так уж и просто. Я даже не сразу решилась снова сесть за руль. Здесь практически отсутствует велосипедная инфраструктура – дорожки, соответствующие знаки, парковки, указатели и пр. Поэтому сначала я каталась в пределах своего района, выбирая улицы, которые я хорошо знала, и где мало машин. Так проще привыкнуть к местным условиям. Сейчас я снова полноценно использую велосипед для любых своих целей, в том числе и для велотуризма по стране.

Олеся Сторожук

Наш  город более ориентирован на автомобилистов. Для среднестатического велосипедиста, человека, который просто хочет использовать велосипед для езды на работу, здесь недостаточно развита инфраструктура. Да и в Украине в целом пока еще нет ни одного города, который можно назвать полностью велосипедным.

Да, хотелось бы иметь дорожки везде. Но в то же время если вести себя адекватно, то совершенно безопасно делить дороги с автомобилистами. Это означает ехать в правой полосе, перестраиваться в левый ряд для поворота налево, делая соответствующие сигналы руками, не мешать другим участникам движения, постоянно оценивать ситуацию вокруг себя на дороге, включать фонарик в темноте, чтобы быть заметным. У нас часто говорят, что автомобилисты ведут себя неадекватно, но на самом деле, если велосипедист нарушает правила ПДД, то он тоже является виновником ДТП.

Одним из основных «велодостижений» города можно назвать маршрут из Троещины в центр, который появился в 2015 году. Это хорошее комплексное решение, которое в отличие от велодорожек, которые были здесь раньше, объединяет несколько городских районов в одно целое. До этого велосипедист мог проехать лишь часть своего маршрута, используя специальные дорожки, а для тех, кто впервые выезжает на оживленную трассу – это большой стресс.

Олеся Сторожук

Для тех, кто впервые выезжает из дому и хочет избавиться от страха езды, особенно актуальны различные мероприятия. Например, мы в Ассоциации велосипедистов  ежегодно проводим «День на работу на велосипеде»: в каждом районе города едут организованные колонны с ведущими, к которым можно запросто примкнуть и попробовать, как это ездить на велосипеде по дороге. Тогда же проводится и велозавтрак, где можно пообщаться с опытными велосипедистами.  Также побороть срах езды можно с помощью занятий в нашей велошколе.

Заметила, что компании-работодатели становятся более внимательными к сотрудникам-велосипедистам. Все больше компаний создают в офисах комфортные условия для своих сотрудников и гостей, которые приезжают к ним на велосипедах. Речь идет о наличии качественной и удобной велопарковки, душа, гардероба.

Велопарковка Prom.ua

Велопарковка Prom.ua, avk.org.ua

Когда нахожусь в седле – день всегда начинается с хорошего настроения. В езде на велосипеде мне нравится тот факт, что я могу проехать на одном виде транспорта от дверей до дверей. Раньше я чаще опаздывала на работу – на наши маршрутки достаточно сложно рассчитывать, они часто попадают в пробки. С велосипедом я могу сама контролировать свое время.

Также я совершенно иначе воспринимаю мир, когда еду на велосипеде. Знакомые места, где часто ходишь пешком, зачастую кажутся совершенно незнакомыми, если проехать по ним впервые. Другой ракурс открывает перед вами другие детали, которых вы не замечали раньше. Очень вдохновляет».

Владимир Исатаев

Владимир Исатаев,
Backend TechAngel в ZEO Alliance
(Киев)

«Я оценил преимущество по времени, добираясь на велосипеде на 20 минут быстрее, чем на двух маршрутках. Поэтому я и пересел с общественного транспорта на велосипед около 10 лет назад. Уже тогда я знал правила движения, так сдал на права к тому времени. Велосипедисту важно знать свои права и обязанности на дороге по отношению к другим участникам движения – это значительно упрощает передвижение по проезжей части.

Езды на велосипеде на работу – это отличная встряска всему организму, сразу просыпаешься. К тому же, это еще и дополнительный заряд адреналина. Также я записываю время прохождения пути и стараюсь с каждой поездкой улучшать результат. В некоторых случаях получается даже быстрее, чем на автомобиле.

Владимир Исатаев

Стараюсь как можно чаще ездить на велосипеде. Перестаю ездить, только когда начинаются затяжные дожди и снег. В сухую холодную погоду надеваю куртку, велоштаны и велобахилы. Если по прогнозу погоды намечается дождь или снего только вечером, то могу взять с собой дополнительную защиту в виде дождевика и штормовых брюк.

Стараюсь выбирать яркую одежду со светоотражателями. Обязательное наличие фонарей/маячков и шлема. Пользуюсь зеркалом заднего вида, прикрепленного к шлему – это снижает необходимость крутить головой, при этом обгоняющая меня машина не станет неприятным сюрпризом.

Велопарковка ZEO Allianc

Велопарковка ZEO Alliance, avk.org.ua

Велогардероб в Zeoalliance

Велогардероб в ZEO Alliance, avk.org.ua

Моя компания-работодатель создала очень комфортные условия для велосипедистов. У нас есть душевые, раздевалка, сушилка для вещей, стиральные машины. Также есть защищенная велопарковка с ограниченным доступом.

Друзья уже привыкли к тому, что я езжу на велосипеде. А с коллегами обсуждаем разные ситуации на дорогах и маршруты. Тех, кто пробует пересесть на велосипед, все велосипедисты пытаются завалить советами. И в первую очередь мы советуем позаботится о безопасности: шлем, яркая одежда, катафоты и соблюдение правил движение на дороге».

7 советов начинающим велосипедистам

1. Вкатывайтесь постепенно. Приучайте свой организм к велонагрузкам, сначала катайтесь недалеко от дома, изучая дороги и трафик. Постепенно увеличивайте радиус езды и время в седле.

2. Найдите компанию. Найдите тех, с кем сможете вместе ездить на работу, чтобы было не так страшно. Более опытные райдеры подстроятся под вас, выбирая оптимальный темп, маршрут, покрытие, а вы не переусердствуете, надолго отбив у себя желание кататься.

3. Выбирайте яркую одежду. Выбирайте яркую велоодежду, которая специально разработана для езды, или заметные на дороге наряды, желательно дополнительно «украсив» их светоотражающими полосками на липучках. Надевайте необходимый минимум одежды, чтобы не вспотеть и не перегреться. Не забывайте про шлем.

4. Доверяйте, но проверяйте. Проверяйте двухколесного друга на исправность перед каждым выездом.

5. Позаботьтесь о своем комфорте. Попросите более опытных велосипедистов (коллег, сотрудников сотрудников веломастерских) подстроить велосипед под вас – найти комфортный и правильный уровень седла и руля, его наклон, выбрать удобное седло, подходящие покрыщки, багажник/корзинку, чтобы не возить рюкзаки и сумки на спине.

6. Учите ПДД. Изучите правила дорожного движения и будьте адекватными на дороге, подавайте сигналы руками, не появляйтесь внезапно перед машинами, держитесь правой полосы, следите за дистанцией. Также не жмите судорожно на ручку тормоза. Держите на тормозах не всю руку, а пару пальцев. Со временем вы поймете, что этого достаточно для оперативного реагирования. Для безопасной езды научитесь пользоваться обоими тормозами – задним и передним.

7. Определите свою скорость. Пока вы не уверены в своих навыках езды на велосипеде, выбирайте небольшую скорость. «Средний темп» опытного велосипедиста может оказаться сумасшедшей гонкой для новичка.

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Лучшие статьи за неделю – у вас в почте

Читайте также