В каждой компании есть свои истории успеха. Но вот необычные истории рекрутинга, причем рекрутинга успешного и долгосрочного, есть не везде. О секретах успешного подбора и адаптации персонала в Группе компаний БАКОТЕК мы спросили руководителя департамента Алексея Ясинского.

Необычный рекрутинг в компании БАКОТЕК

– Алексей, расскажите, как давно вы работаете в БАКОТЕК и что вам понравилось в этой компании?

– В БАКОТЕК я с июня 2012 года. До этого тоже работал в ИТ-сфере, был и инженером, и системным администратором. Я всегда думал, как мне развиваться дальше, ведь в компаниях приходилось заниматься только узкими задачами, а мне хотелось чего-то более масштабного. Поэтому я смотрел в сторону системных интеграторов – тех, которые работают с технологиями, работают над многими проектами и при этом распространяют информацию о технологиях на весь рынок. Поэтому, когда мне позвонили из БАКОТЕК и предложили стать инженером по направлению McАfee, я не сразу согласился. Мне не очень понравилась эта идея – я хотел в интеграторы, а дистрибьюторы казались скучной нишей – теми, кто просто привозит что-то. У меня это ассоциировалось с супермаркетами и мерчандайзерами, но мне несколько раз позвонили, и я подумал, что если я нужен здесь – почему бы и нет?

В БАКОТЕК все оказалось совсем не так, как я предполагал. В нашей компании все гибко меняется в зависимости от реалий рынка: ранее были менеджеры, каждый из которых занимался своим вендором и меня пригласили инженером на одно из таких направлений – направление McAfee. А потом началась наша консолидация по разным производителям. Мой руководитель предложил мне заняться менеджерской деятельностью, взяв нового вендора и соответственно новое направление. На тот момент я уже проработал полгода и мне было интересно попробовать себя в роли менеджера – своего рода эксперимент.

В итоге мне дали не только нового вендора, но и свободу действий. С тех пор моя должность не поменялась, но тогда это был один вендор, с которым работал я сам, а сейчас в моем департаменте девять человек и четыре вендора. Этот департамент – один из четырех, которые выкристаллизовались в компании в процессе работы.

Я стал работать под непосредственным руководством генерального директора БАКОТЕК. Мне очень понравилось, что он был от меня на расстоянии вытянутой руки, что всегда можно было с ним пообщаться, обсудить какие-то вопросы. Это намного круче, чем работать в большой компании со сложной иерархией, где «небожители» не знают, что происходит внизу, где руководитель смотрит на всех сверху и не понимает, что происходит в компании. Еще мне понравилось, что наш генеральный директор сам собеседует многих людей перед приемом на работу. Это позволяет ему посмотреть, что из себя представляет человек, умеет ли общаться. Для успешного рекрутинга это тоже важно.

Вначале мне показалось, что эта компания – не мой план, но я быстро понял, что планы меняются. Мне очень понравилась атмосфера. Кризисы, не кризисы, все меняется, но компания растет и развивается. Мне понравилась система работы и подкупила атмосфера доверия и сотрудничества в коллективе. У нас все на одном уровне, общаются, стараются помочь, и при этом у всех стопроцентная нацеленность на результат. Не важно, что ты делаешь, важно, что ты сделал. И если ты сделал что-то, приложив минимум усилий – это твоя заслуга. Если ты предпринял много всего, но результата нет – это никого не интересует.

Такой подход мне импонирует — сразу пресекается возможность «работать работу». Я побывал в разных компаниях, видел разных «нахлебников». У нас таких нет, каждый выполняет свою работу, людям не нужен контроль. Например, есть программы, которые считают количество кликов мышкой и засекают время, которое человек провел на Facebook. Это явно не для нас. Я спокойно могу заходить на Facebook и смотреть там видео с котиками. Потому что в БАКОТЕК оценивается результат, а не процесс. И это до сих пор подкупает.

Необычный рекрутинг в компании БАКОТЕК

– Если к вам на собеседование приходит новичок, и вам нужно честно описать ситуацию в компании – рассказать о преимуществах и недостатках, что именно вы отмечаете?

– Когда я собеседую, у меня очень простой алгоритм. Сначала я рассказываю о компании, чем мы занимаемся, чем отличаемся от других дистрибьюторов. Потом о тех принципах, по которым мы работаем. Есть такой термин VAD – Value Added Distributor, это поставщик, добавляющий ценность продаваемым продуктам. Компания БАКОТЕК и люди, которые в ней работают, первые начали использовать эту парадигму в своей работе, добавляя ценность предлагаемым решениям в каждом проекте. Логистика для нас не основной вопрос, хотя мы ее стараемся сделать максимально качественно и быстро. Мы в первую очередь за технологии и развитие рынка. Также я объясняю, что в работе очень важно иметь сверхзадачу. У нас сверхзадача – продвигать украинскую сферу ИТ к мировому уровню. Но мы ни на кого не равняемся – просто берем технологии и пытаемся рассказать о них людям. Пускай даже в итоге не все купят передовое решение, но хотя бы обратят внимание, разберутся, станут образованнее.

С новичками тоже есть интересные истории. Например, с одним из моих инженеров я познакомился на СТО. Я приехал туда чинить мотоцикл, а он там был электриком. Мы разговорились, и оказалось, что на основном месте работы он работает системным администратором в какой-то группе компаний, а мотоциклы – это его хобби и в свободное время он подрабатывает на СТО электриком. В ходе беседы я увидел, что человек соответствует моим принципам – у нас одинаковые подходы к работе, к постановке целей и к результату. Спросил, интересно ли ему перейти к нам, он ответил, что нет. Я все же рассказал о работе, о нашей команде и тех проектах, которыми мы занимаемся, и в итоге он вот уже год в БАКОТЕК. Еще одного человека мне порекомендовал вендор. Остальных кандидатов нам ранее подбирало кадровое агентство, а сейчас необходимые вакансии закрывает наш специалист по подбору персонала.

– Некая «евангелизация»?

– Да, наверное. Я говорю, что мы – «представительство вендора 2.0». Потому что у нас минимум бюрократии и максимум опыта и практики, за счет этого мы выигрываем. Мы можем потерять в конкретном проекте, потому что не хитрим и не обманываем заказчика. Но, по сути, мы все равно в выигрыше, потому что все эти хитрости – одноразовые. А к нам клиенты возвращаются.

Все это я рассказываю людям на собеседовании и это их цепляет. Также я отмечаю, что руководство в одном шаге от вас, к ним всегда можно обратиться, не согласовывая это со мной. Например, мой подчиненный спокойно может написать любому из директоров, встретиться с ними, обсудить какие-то вопросы. У нас открытые взаимоотношения с руководством. Интриг у меня в департаменте точно нет.

А что касается преград или трудностей, – нам нужен результат. Неважно, какой ты классный парень. Если результата нет, то ты не в нашей компании. Неважно, сколько применяется действий, как тебе сложно. Если не получается, значит ты не на своем месте. В этом основная сложность: есть цели и они должны выполняться. Компания хорошо за это платит. Вот и все. Это большой вызов для любого человека, на любой должности. Я могу сказать, что требования к любому человеку у меня в департаменте – быть менеджером, а не исполнителем. Те же инженеры — многим может со стороны казаться, что это просто айтишники, которые любят «крутить гайки» и «поднимать сервера». Но я всегда говорю, что они – те же менеджеры по продажам, просто продают не за деньги, а за технологические возможности, «за любовь» заказчика к решению. Некоторым такая философия не подходит – они просто хотят свою порцию не зависимо от результата. Но такие сотрудники, как правило, не приживаются.

Очень важно, что все обещания у нас выполняются безусловно. Если мы договорились сделать что-то до 10-го числа – значит до 10-го числа. Если мы договорились, о конкретной бонусной составляющей на определенных условиях, то она не изменяется в сторону уменьшения и условия не меняются на лету. А дальше система прогрессивная. Если сделал что-то выдающееся, то и получишь соответственно. У нас мотивационная система вместо демотивационной, все направлено на поощрение.

Необычный рекрутинг в компании БАКОТЕК

– А если человек был успешным год-два, а потом попадает в сферу, где начинаются проблемы…

– Это решается диверсификацией бизнеса, расширением портфеля вендоров. Мы все время в поиске новых ниш, и наряду с ходовым направлением занимаемся развитием новых. Другое дело, если человек приходит на новую должность или новое направление. Оно сразу не приносит результата.

У инженеров и менеджеров разные программы, индивидуальный подход тоже важен.

Инженер приходит на меньшие деньги, на новое направление, и должен получить знания по этому направлению. Ситуация такова, что готовых специалистов на рынке нет. Все хорошие инженеры — или наши, или специалисты наших партнеров и клиентов, которых мы обучили или помогали обучаться. Реальный заработок наших инженеров растет по мере того, как они набирают компетенцию. Естественно, их сразу информируют об этом.

У менеджеров по-другому. Если опытный менеджер приходит на новое направление, он поначалу не выходит сразу же на бонусную составляющую, потому что в начале его задача – наработка проектов, а «длинные» проекты не закрываются по щелчку пальцев. У нас есть программы, которые предусматривают на определенный период более высокую ставку, чтобы человек думал о работе, а не о том, за какие деньги ему заправиться. Если это «зеленый» менеджер, рост его дохода тоже происходит по мере роста профессионального.

Мы не работаем с 9 до 18. Если необходимо, то у сотрудника есть возможность выбирать для себя удобный график, например, с 10 до 19, либо работать из дому в случае такой необходимости. Кому-то может показаться, что при таком подходе людей придется «загонять на работу», но это не так – ребята сами стремятся в офис, потому что здесь реально неформальная, но очень рабочая атмосфера и дружный коллектив. И все ориентированы на результат.
Какие еще есть из нюансов? Мы работаем в режиме большого количества входящих запросов, нет автоматической приоритезации. Это многозадачность, тут человек сам для себя должен выставить приоритеты и не прогадать — ответственность на нем, причем большая. Менеджер несет полную ответственность за проект — это обязательное условие.

– А как вы с сотрудниками расслабляетесь после активной работы?

– По-разному. Во-первых, у нас и во время работы можно совмещать приятное с полезным. Есть большое количество командировок – а это возможность путешествовать. Я бы не сказал, что это расслабление, но это мотивирует, позволяет посмотреть новую страну, познакомиться с новыми людьми и менталитетами. Командировочных достаточно: можно погулять после работы, посмотреть достопримечательности. А если в программе командировки есть вечерние встречи с партнерами или заказчиками, то представительские расходы позволяют глубже изучить как местную кухню, так и досуг. Надо в ресторан – значит идем в ресторан. Надо в театр – значит идем в театр. Опять же, это ответственность, но при этом возможности. В результате это приводит к положительному результату, если человек концентрируется не только на своих интересах.

Во-вторых, у нас внутри компании и в отделе очень свободные взаимоотношения. Сотрудники могут сколько угодно общаться, пить кофе или обсуждать спортивные достижения – неформальное общение позволяет лучше понимать друг друга. Людей никто не загоняет на работу – ведь оценивается результат.

Что касается мероприятий, у нас проводят тимбилдинги разного рода. Это может быть спонтанно – закрыли проект, пошли отмечать вместе, даже те, кто в этом не участвовал. Или запланированный тимбилдинг – боулинг, картинг и т.д. Мы вместе отмечаем дни рождения. Человек, который пришел месяц назад, может сидеть за одним столом с СЕО и СOO, и открыто сказать, что ему не нравится или нравится, похлопать руководителя по плечу. Бывает, новые люди на корпоративе стоят в углу и боятся, вдруг их потом будут обсуждать, если они что-то сделают. Обсуждать в любом случае будут, но всегда по-доброму, точно не будет никаких санкций. Наши развлечения проходят, скорее, как семейные посиделки. Раньше был даже термин «БАКО-семья». Сейчас он не используется, а сама семья осталась.

Необычный рекрутинг в компании БАКОТЕК

– Раньше вы часто меняли рабочие места, а в БАКОТЕК уже пять лет. Что вас удерживает в компании так долго?

– Те плюсы, которые я озвучиваю для других, нравятся и мне. Конкретнее — что никто не обманывает, нет бюрократии, есть возможность развиваться. У нас можно предлагать идеи, даже сумасшедшие — какие-то будут отклонены, какие-то приняты. Эта ответственность, которая свойственна любой должности – она мне нравится. Когда инициатива позволяет получить «плюшки», если она сработала, но и шишки летят в тебя, если получилось плохо. Плюс выполнение всех обязательств – это тоже важно. И мне нравится общая идеологическая сверхзадача. Многие компании не знают, для чего они на рынке. Если только ради денег – долго там не продержаться. А мы знаем.