Слабые стороны нужно развивать. Эта идея настолько привычна, что кажется очевидной. Но если задуматься – так ли это? Всегда ли нужно прикладывать усилия, чтобы «прокачивать» качества, которых нам не хватает?

Идеальная команда неидеальных людей

Определить свои сильные стороны несложно. На мой взгляд, на них указывает два обязательных фактора: это то, что получается, и то, что приносит удовольствие, наполняет энергией, дает ресурс, а не отнимает его. Думаю, важнее сосредоточиться именно на их развитии.

Конечно, мы живем не в сказке, и работа состоит из разных задач, которые требуют разных способностей и навыков. Что делать с ними? Собрать (или найти) команду, в которой люди дополняют друг друга: ваша слабая сторона может быть чьей-то сильной, и наоборот. Так не легче ли помочь друг другу, вместо того чтобы превращать работу в коллективное «поедание лягушек»?

Приведу простой пример. Я хороший стратег, но не лучший тактик. Обожаю нетворкинг, но не люблю операционную работу. Мне нравится выступать на ивентах и делиться опытом, но сложно выполнять рутинные задачи – например, описывать процессы и процедуры. Нужно ли мне развивать то, что у меня не получается и не приносит удовольствия? Мой опыт показывает, что нет: разумнее найти нужных людей и поделиться этими функциями с ними.

Не могу сказать, что эти знания и навыки не нужны совсем – ведь чтобы делегировать какой-то участок работы, нужно сначала освоить его самому, хотя бы на базовом уровне. Но есть ли смысл доводить их до совершенства? Заниматься тем, что нужно, вместо того, что по-настоящему вдохновляет? Нет, потому что я буду делать это намного дольше и далеко не так классно, как человек, которому такие задачи даются легко. Причем лично я применяю этот подход во всем, не только в бизнесе: мне нравится убирать (это помогает привести мысли в порядок), но я не люблю готовить. Считаю более логичным сделать заказ еды, и тем временем заняться чем-то, что приносит радость.

К тому же, нет сильных и слабых сторон по определению. Есть сильные и слабые стороны по чьему-то мнению, или в определенном контексте: например, применительно к требованиям конкретной вакансии или проекта. А это то, что мы можем выбирать.

Нужно ли развивать свои слабые стороны: колонка IT-рекрутера Виктории Придатко

Чего хотят сотрудники

То же касается понимания сильных сторон в своей команде. Далеко не все работодатели знают сильные стороны сотрудников. Это может проявляться, например, в обучении. Да, компании выгодно учить людей тем навыкам, которые нужны для выполнения конкретных задач. Все-таки бизнес нанимает людей для того, чтобы зарабатывать деньги. Но эффект от обучения в разы больше, если спросить у людей, чего не хватает им самим. Вместо того чтобы настаивать на развитии всех компетенций подряд, изучить сильные стороны каждого в команде и позволить им проявляться. Так я понимаю позитивный менеджмент.

Например, в моей команде рекрутеров мне нравится заниматься внешним нетворкингом и выступать в роли спикера на мероприятиях, а нашей СЕО – мудрому руководителю и администратору, это не по душе. Могу ли я приглашать ее на выступления, предлагать развивать эти навыки? Да. Но зачем? Что это даст человеку, как усилит его?

С нашей командой мы проводим множество разноплановых обучающих мероприятий. Не только профильных, по рекрутингу. Одна из недавних встреч – по запросу о восполнении личного ресурса. Поскольку рекрутинг непрост эмоционально – например, можно несколько недель работать над вакансией, а в последний момент кандидат может отказаться от оффера или ситуация поменяется у работодателя. Вместо тренинга мы работали с психологом, разбираясь в механизмах эмоционального выгорания и способах работы с ним. Это обучение не относится к закрытию вакансий напрямую, но важно для людей и, судя по отзывам, помогло им оставаться в ресурсе. А это огромный потенциал и для команды, и для бизнеса.

Изначально люди приходят в команду мотивированными – ведь что-то их привлекло в вакансии и задачах. Нужно только знать, что их вдохновляет, и поддерживать эту мотивацию – не заставляя, а наоборот, предоставляя свободу и поддержку. Мне не важна дисциплина в команде – считаю, что люди могут работать, где и когда им удобно. Это не имеет значения, если работа выполняется хорошо.

Конечно, компания нанимает людей не для того, чтобы сделать их жизнь легкой и веселой, бизнес приглашает специалистов, которые будут зарабатывать ему деньги. Поэтому важно, чтобы личные цели человека совпадали с целями компании, чтобы в работе люди находили личные вызовы и получали развитие – тогда это не только комфортно, но и приносит высокий результат, финансовый – в том числе.

Деньги, продуктивность и другие «бонусы»

Часто люди занимаются нелюбимой работой только потому, что она считается стабильной и денежной. Ориентируются на какие-то стандарты социальной успешности, которые навязаны окружением. Опять-таки, если занимаешься тем, что любишь, и делаешь что-то полезное для людей, именно это в итоге и приводит к заработку. Я не знаю людей, которые стали успешными в том, что они ненавидят – не думаю, что это возможно, даже если развивать свои слабые стороны годами. Например, в рекрутинге ничто не проходит бесследно – даже если оффер не принят и бонус не получен сразу, отношения остаются, в будущем отличные кандидаты могут подойти на другие вакансии, дают рекомендации или даже сами становятся клиентами, когда собирают уже свои команды. Но здесь работает не корреляция «оффер – бонус», а именно построение отношений и готовность рекрутера развиваться, искренний интерес к своему делу.

Люди, которые занимаются тем, что им нравится, и которые делают то, что вынуждены, – это небо и земля с точки зрения мотивации и результатов. Сильная сторона, талант часто вообще не связаны с образованием и предыдущим опытом. Например, один мой знакомый просто любил готовить. Он не занимался этим профессионально, но вкус рыбных бургеров с карамелизированным луком в его исполнении невозможно было забыть. Этот человек смог прислушаться к себе и к отзывам окружающим и организовать свой бизнес – сервис по доставке еды, и это потрясающе – все, каждая деталь, от выбора упаковки до подачи, как в ресторане, сделано с любовью. Очевидно, что это получается у человека хорошо, и приносит радость ему самому, а значит и клиентам.

Прежде чем начинать отношения – любые, личные или рабочие – важно научиться чувствовать, слушать и понимать себя самого. С этого начинается качество жизни. «Если вы достаточно безумны, чтобы заниматься делом, которое любите – вы обречены прожить жизнь, полную смысла», – говорил основатель Southwest Airlines Герберт Келлехер. Занимаясь любимым делом, человек в разы продуктивнее. Полностью погружается в процесс и перестает чувствовать течение времени, а не смотрит на часы: “когда закончится рабочий день?”. Развивается и растет профессионально, потому что это внутренняя потребность, а не обязательство. Легко и с удовольствием делится опытом. Деньги перестают быть самоцелью, более того, появляется готовность тратить значительную часть доходов на обучение и развитие. Но затем эти инвестиции обязательно возвращаются.