О химии, «комфортных» запахах, масс-маркете и правилах подбора парфюма: интервью с парфюмером и основателем BZ Parfums Богданом Зубченко

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Редакция онлайн-журнала The Point продолжает рубрику − «Предприниматели». Наши герои − украинские производители, которые делятся своим опытом, рассказывают о конкуренции на отечественном рынке и как устроен их бизнес изнутри.

Наш второй герой – парфюмер Богдан Зубченко. Богдан занимается парфюмерией более 20 лет, в 1993 году основал первый украинский нишевый парфюмерный бренд BZ Parfums.

Нишевая парфюмерия включает ароматы, которые создаются по индивидуальному заказу или в лимитированных линейках опытными парфюмерами. Нишу можно противопоставить масс-маркету: нишевые бренды не привлекают звезд в рекламе, игнорируют фешн-тренды и продолжают традицию авторской парфюмерии.

Зубченко рассказал The Point о необходимых знаниях и навыках для парфюмера, ароматах прачечной, гаража, ржавых гвоздей, чернил и крови, коммерческом расчете и гламуре, почему фармацевтика предшествовала появлению парфюмерии, параллелях с кинематографом и кулинарным искусством, а также о том, как найти свой парфюм.

О химии, образованности и главных карьерных этапах

− Что нужно уметь и знать, чтобы стать парфюмером?

− Профессия парфюмера находится на стыке ремесла и искусства, и сегодня это удивительное сочетание традиции и новаторства.

Все, что пахнет в природе, – это химия. Природа – гениальный парфюмер. Химическая лаборатория, которая нам все родила и подарила. А мы, парфюмеры, преобразуем природу и создаем то, что считаем нужным, обращаясь к нашему воображению.

Сейчас есть доступ к информации в интернете, парфюмерным ингредиентам, но возможность купить краски не делает всех пользователей живописцами. Нужно уметь делать и создавать. Для этого необходимо знать химию, хотя бы азы. Нужно понимать, как все сочетается, работает, быть усидчивым. Парфюмер должен знать сотни, тысячи запахов, ингредиентов. Но прежде всего парфюмер – это художественная профессия, потому важны вкус, образованность, эрудированность, креативность, чувство баланса и отменный нюх. При этом в самом широком смысле, речь не только о хорошо развитом обонянии.

Все, что пахнет в природе, – это химия. Природа – гениальный парфюмер. Химическая лаборатория, которая нам все родила и подарила. А мы, парфюмеры, преобразуем природу и создаем то, что считаем нужным, обращаясь к нашему воображению. Эфиры, амины, спирты, альдегиды, углеводородные соединения… Почему роза пахнет? Она выделяет различные молекулы в определенных пропорциях, которые улавливают ваши рецепторы, а ваш мозг идентифицирует, что это такое, используя опыт и память.

Когда мы нюхаем розу, то, по сути, нюхаем духи, созданные природой. Химики изучили их состав, поэтому мы можем собрать розу в лаборатории без масла, реконструировать ее за счет продуктов синтеза. Там есть и цитрусовые, и зеленые, и фруктовые оттенки запаха. Меняя пропорции, мы можем менять характер аромата цветка: сделать розу томной или свежей, зеленой или мармеладной, что не возможно при использовании лишь эфирного масла. Эти знания стали в свое время прорывом для парфюмеров, которые теперь научились воссоздавать ароматы разных цветов, фруктов, а также минеральные запахи, сырье из которых невозможно получить обычными методами дистилляции или анфлеража (способ извлечения жирами душистых веществ из цветков – ред.).

О химии, «комфортных» запахах, масс-маркете и правилах подбора парфюма: интервью с парфюмером и основателем BZ Parfums Богданом Зубченко Богданом Зубченко

Фото предоставлены Богданом Зубченко

− А что это за синтетические компоненты?

− Синтетические душистые вещества очень разнообразны. Внешне они могут быть густыми или жидкими, кристаллическими, порошкообразными. Некоторые пахнут неприятно или непонятно обычному человеку. Натуральные – это масла, смолы, резиноиды, абсолюты, экстракты.

Со многими материалами, еще до начала создания композиции, необходимо поработать. Некоторые ингредиенты не растворяются в этиловом спирте, и потому их готовят к работе, растворяя в определенном процентном соотношении, например, в густом дипропиленгликоле (бесцветная жидкость без запаха, которая используется в том числе и в парфюмерии – ред.).

Стоит учитывать, что парфюмерная жидкость – это многосоставная сложная структура, которая создается и с учетом множества гигиенических требований и ограничений. Творчество парфюмера должно воплощаться в безопасной для здоровья людей композиции духов. В основном современная парфюмерия спиртосодержащая: спирт используется как носитель, благодаря ему мы распыляем аромат. Но это все химия. Поэтому когда произносят слово «химия» с пренебрежением – это очень глупо.

В отличие от первых нишевых брендов, те, которые появились в последнее время, создаются с сугубо коммерческим расчетом. Они как продюсерские группы на поп-сцене – собираются из беспроигрышных элементов, рассчитанных на конкретный сегмент покупателей.

− С чего началась ваша карьера парфюмера? Какие главные этапы можете назвать?

− В середине 1990-х я учился самостоятельно: читал литературу, ходил по библиотекам, экспериментировал и даже частично создавал сырье для своей работы. Давалось нелегко, не с первого раза, на это ушло много лет. Затем были стажировки во Франции у грасских парфюмеров (город Грасс считают столицей мировой и французской парфюмерии – ред.), в том числе знаменитых, мне давали рекомендации, оценивали мою работу.

Сегодня я парфюмер с 20-летним опытом работы и узнаваемым авторским парфюмерным почерком. Провожу мастер-классы, лекции о парфюмерном искусстве, профессиональные тренинги. Моя линия ароматов alea, которую я начал еще в 1993 году, продолжает развиваться, появляются новые ароматы. Периодически я делаю современные версии своих старых композиций как для BZ Parfums, так и для других марок. На ближайшее время запланировано несколько таких релизов. Ароматы линии alea продаются в нишевых бутиках в Украине и Европе.

В прошлом году BZ Parfums и творческое объединение Olfactorium создали Гильдию украинских парфюмеров, чтобы выработать украинскую стилистику и задать планку качества, продемонстрировать миру нашу национальную парфюмерию. Кто-то очень легко влился в процесс, делая оригинальные и качественные ароматы, которые нашли уже своих поклонников в рамках созданного нами процесса. Кто-то еще, как показала жизнь, не тянет работу на заданном уровне. Но мы стараемся помогать тем, кто готов слышать и развиваться. Никакой профанации и поспешности. Наша цель − профессионализм и украинская школа парфюмерии. Это ответственно для всех участников процесса. Подход был и будет строгим.

О химии, «комфортных» запахах, масс-маркете и правилах подбора парфюма: интервью с парфюмером и основателем BZ Parfums Богданом Зубченко Богданом Зубченко

Фото предоставлены Богданом Зубченко

О развитии нишевой парфюмерии, коммерции и аптеках

– Если говорить об истории. Когда появилась нишевая парфюмерия?

– Первые нишевые марки появились в конце 1960-х-1980-х: Diptyque, L`Artisan Parfumeur, Annick Goutal, Etro, Nicolaї Parfumeur Createur. Они прекрасно помогают понять начинающим любителям и парфюмерам, как отличить нишевую парфюмерию от классической, люксовой.

Нишевость сегодня стала модной. У модных домов даже появились бутиковые, нишевые серии духов. Это или часть их истории, как в случае с Chanel (в бутиковой серии старые и новые ароматы), или же новодельные коллекции, которые вливаются в аксессуарный ряд фешн-бренда – например, как у Armani, Givenchy, YSL и др.

О химии, «комфортных» запахах, масс-маркете и правилах подбора парфюма: интервью с парфюмером и основателем BZ Parfums Богданом Зубченко Богданом Зубченко

Фото предоставлены Богданом Зубченко

– Какие основные этапы развития нишевой парфюмерии?

– В 18-19 веках парфюмеры нередко были фармацевтами и аптекарями. Ведь они знали сырье и умели с ним работать. Первые одеколоны использовались не только для ароматизации, но и как лечебные средства. Тогда парфюмеры могли казаться колдунами, алхимиками, которые в недрах своих аптек или мастерских создавали удивительные ароматы и сами же их выносили на суд публики.

Многое стало меняться в конце 19 века. Начали появляться первые синтетические ингредиенты – например, кумарин, ванилин. Появились первые «фантазийные» духи, рос объем производства и потребления. Впереди была индустриализация производства ароматов.

– А если говорить о достижениях прошлого века?

− В 1930-х годах сформировалась мощная система, которая существует до сих пор. Появились крупные производители аромаматериалов и парфюмерные лаборатории, которые предлагали модельерам, домам моды разработку ароматов или готовые формулы духов. Парфюмерия поднялась на абсолютно новый уровень. В то же время, по мере того как парфюмерия становилась все более массовой, стандартизированной, в ней начала пропадать смелость, индивидуальность, прямой выход парфюмера к клиенту – началась эра маркетинга. Поэтому в 1970-80-х некоторые парфюмеры и марки решили вернуться к истокам – не оглядываться на то, что диктует мир моды, и просто творить для своего нишевого покупателя.

Поначалу многие нишевые ароматы получали название по главенствующему компоненту в композиции: например, Ambra, Sandalo, Eau de Lavande, Vetiver, Mure et Musc. Это отличало новую парфюмерию от массового люкса с его интригующими названиями и ставкой на соблазнительность или романтизм. Также это приглашало к исследованию материалов, к познанию природы и истории, позволяло человеку самому решать, что это за аромат – женский или мужской, деловой или вечерний.

Следующий этап – 1990-2000-е. Интерес к этнике, этот период характеризует историзм. Именно в начале 90-х появился французский бренд Serge Lutens, который выпустил целую серию прекрасных ароматов: они сформировали новый тип восточной композиции, не похожие на знакомые классические духи.

В тоже время парфюмеры делали успешные попытки создать такие парфюмы, на которые не решилась люксовая парфюмерия. Более смелые марки стали выпускать необычные ароматы, в том числе минеральные, которые пахнут неживой природой, повернулись в сторону урбанистики и авангардизма. Например, бренд Comme Des Garcons создали ароматы с нотами прачечной, гаража, чернил, пыли на раскаленной лампочке, остывающего картриджа в принтере. Была и отдельная линия «вкусных» ароматов: задолго до повального тренда на все сладкое они сделали немало ароматов с отсылками в кондитерскую. Была создана и отдельная линия зеленых цветочных ароматов, которая сегодня выглядит очень современно и вписывается в тренды.

Особым вниманием стали пользоваться композиции с акцентами на сакральных ароматах – например, знаменитая ладанная серия Comme Des Garcons. Ароматы ладанов разных религий и конфессий − серия до сих пор пользуется заслуженным спросом у ценителей.

О химии, «комфортных» запахах, масс-маркете и правилах подбора парфюма: интервью с парфюмером и основателем BZ Parfums Богданом Зубченко Богданом Зубченко

Фото предоставлены Богданом Зубченко

− Каковы тенденции последних лет?

− Последние десять лет ниша очень активно развивается и меняется на глазах. В отличие от первых нишевых брендов, те, которые появились в последнее время, создаются с сугубо коммерческим расчетом. Они как продюсерские группы на поп-сцене – собираются из беспроигрышных элементов, рассчитанных на конкретный сегмент покупателей.

Грубо говоря, хотите на рынок Эмиратов или быть на них похожими, значит, добавляем шика в дизайн – золото, лак, чтобы тяжелее было. И вот вам жасмины-розы, пачули, удовое дерево и пряные древеса. Хотите хипстерскую заумь – мы сейчас смешаем запах ржавых гвоздей с ладаном и помидорной ботвой, прикроем кусочком бетона. Дешево-сердито-стильно. Это не значит, что такие парфюмы сделаны некачественно. Просто в них нет духа честного творчества, ремесла и вкуса. Для меня, по крайней мере.

Сегодня понятие ниши уже размыто, и это теперь больше маркетинговое определение – отсутствие постеров в глянце, небольшие тиражи по сравнению с масс-маркетом. Истина, как всегда, в хороших ароматах. Их нужно уметь находить везде – без снобизма и предвзятости, опираясь на опыт и развитый вкус.

– Какие особенности развития нишевой парфюмерии в разных странах?

– Например, итальянцы любят и умеют красиво одеваться. Их парфюмерия похожа на их национальную кухню и моду. Яркость, наполненность, декоративность. У каждого народа есть свои традиции, и они достаточно сильно проявляются в современной нишевой парфюмерии, несмотря на глобализацию и размытие культурных границ.

В основе украинского современного стиля – наши травы и цветы, ощущение воздуха, духа свободы, наша история, культура, топонимы. У нас есть много чего хорошо пахнущего, что интересно для заграничной публики, которая знает Японию, Францию, Италию, а теперь постепенно узнает Украину. Украинская панорама запахов: от южных степных ароматов чабреца, шалфея, полыни и до садовых сирени, роз, нарциссов, вишен, а также елей, кедров и ягод Карпат. Мой самый популярный аромат – alea 78 PORICHKA, ведь в его сердце аромат красной смородины. И это символ, образ – ягоды, подарившие свой аромат духам, похожи на бусины для намыста.

О химии, «комфортных» запахах, масс-маркете и правилах подбора парфюма: интервью с парфюмером и основателем BZ Parfums Богданом Зубченко Богданом Зубченко

Фото предоставлены Богданом Зубченко

О самых удачных ароматах, масс-маркете и удачном маркетинге в сказке о феромонах

– Помимо PORICHKA, какие ваши ароматы считаете самыми удачными?

– Стоит назвать аромат alea 77 DEKHTIARI (Дехтяри), который вышел осенью прошлого года. К нему я шел несколько лет − была идея восточного, кожаного аромата. Восточные элементы нам близки, потому что мы живем на пересечении культур. Та же крымско-татарская культура всегда с нами связана.

Выделанная кожа сама по себе пахнет неприятно, поэтому ее традиционно отдушивают эфирными маслами и настойками. У нас выделанную кожу смазывали еще и березовым дегтем, чтобы не только ароматизировать ее, но и придать водоотталкивающие свойства – это необходимо во влажном климате. В результате смешения запахов образуется сложный дымный и бальзамический аромат.

Откуда такое название? Возьмите ту же Воздвиженку – там есть урочище Гончары-Кожемяки. Вспомните «За двумя зайцами»: собственно, там и происходили события. В Киеве есть улица Дегтяревская, названная в честь купца Дегтерева, а есть еще Дегтяри в районе Нивок – старинное поселение, которое когда-то было в пригороде Киева.

alea 71 CHYPRE VIOLET – это фиалковый шипр, мшистый сложный аромат, который я считаю своим автопортретом. Создал его в конце 1990-х и сейчас выпускаю время от времени ограниченными тиражами, так как он сложный в производстве и содержит некоторые редкие ингредиенты. Этот аромат связывает меня с моей первой парфюмерной школой – классическим домом Guerlain, который всегда был моим эталоном.

Frechmut – созданный в мае этого года персональный мужской аромат. Название – авторский неологизм клиента, он писатель. С немецкого название переводится, как «импозантный способ быть наглым». Это урбанистический, современный аромат, который пахнет морем, грейпфрутами, зеленью, при этом в нем есть абстрактные минеральные, древесные и амбровые ноты. В сердце композиции мой аккорд редкого сорта зеленых роз Viridiflora – они обладают необычным перечно-розным ароматом.

Простые, приятные и мало заметные ароматы хорошо вписываются в современную жизнь. Нам не всегда нужна сложная драматургия аромата. Люди работают в офисах, ездят в траспорте, решают массу задач и такие ароматы создают комфортный фон.

− Есть ли ингредиенты, которые используются только в нише?

− Нет таких. Все пользуются одной и той же палитрой, все зависит от задачи парфюмера.

В люксе стали весьма редкими натуральные животные компоненты. Например, бобровая струя, кастореум (прианальные железы бобра) – ее тинктура (спиртовая настойка – ред.) есть в нескольких моих ароматах, в частности в «Дехтярях». Кастореум способствует хорошей прорисовке кожаного аромата, придает глубину и анималистический аспект в сочетании с другими компонентами этого ряда.

В люксе чаще всего любят, чтобы было гламурно, красиво, сексуально, модно − свежая зелень, ягоды, фрукты, ваниль, нежный жасмин, мускус, карамель. Бобровая струя или цибетин сюда никак не вписываются. Редко кому нравится эти запахи. Нюхая, морщатся и говорят, что это пахнет старостью, больницей, еще чем-то неприятным.

Кстати, в слепых тестах я определял, что большая часть публики предпочитает искусственный жасмин, а не дорогущий абсолют из Грасса. Масс-маркет не станет рисковать. Поэтому там все сладко-вкусно-романтично. А ниша больше ориентирована на тех, кто ищет необычные ароматы, красивые и с интеллектуальной составляющей. То, что можно увидеть в малом зале кинотеатра «Жовтень», никогда не покажут в «Мультиплексе».

О химии, «комфортных» запахах, масс-маркете и правилах подбора парфюма: интервью с парфюмером и основателем BZ Parfums Богданом Зубченко Богданом Зубченко

Фото предоставлены Богданом Зубченко

− А какой выход для тех, кому не подходят практически никакие парфюмы? Одна моя знакомая говорит, что единственный аромат, который не вызывает у нее аллергию, – это Molecule.

– Molecule – это очень хороший маркетинг. Наглая идея предложить покупателю некоторые ингредиенты, разбавленные спиртом. Это 100 граммов муки по цене огромного торта от великого кондитера. Но люди в это поверили, потому что им рассказали сказку про феромоны и тайное воздействие ароматов.

Ингредиенты, использованные в этих духах – не уникальны, они стоят килограммами в канистрах и бочках в лаборатории любого парфюмера. Например, Iso E Super, Аmbroxan, Vetiveryl Acetate и прочие. В огромном числе парфюмерной продукции эти материалы содержатся в немалом количестве. Это замечательные ингредиенты, красиво пахнущие, порой незаменимые, с которыми работаю и я в том числе. Но не могу не сказать, что себестоимость такой одномолекулярной парфюмерии на самом деле не высока. И там нет искусства – лишь точное попадание в потребителя, маркетинг.

Нюхать, не быть снобом – хорошие ароматы можно найти везде независимо от полки в магазине и ценовой категории.

Еще одна причина популярности в том, что такие простые, приятные и мало заметные ароматы хорошо вписываются в современную жизнь. Нам не всегда нужна сложная драматургия аромата. Люди работают в офисах, ездят в траспорте, решают массу задач и такие ароматы создают комфортный фон. Им, безусловно, есть место в современной жизни, их легче регулировать по парфюмерному этикету. Потому мы и говорим сегодня о понятии «парфюмерный гардероб» – разные ароматы на разные случаи жизни.

Теперь про феромоны – в парфюмерии их нет. Нельзя путать мускусы и феромоны – это разные вещи. В промышленных масштабах феромоны не производятся, да и в них нет смысла. Духи с феромонами – это плацебо. Но если это кому-то придает уверенности в себе, то почему нет? На здоровье. Но все же, по моему мнению, люди не мотыльки, чтобы лететь на самочку, которая на сотни метров распространяет некий феромон, побуждающий к размножению.

О химии, «комфортных» запахах, масс-маркете и правилах подбора парфюма: интервью с парфюмером и основателем BZ Parfums Богданом Зубченко Богданом Зубченко

Фото предоставлены Богданом Зубченко

− В чем основные отличия ниши от масс-маркета?

− Как я уже говорил, мы не видим рекламу нишевых брендов в глянце, на телевидении, нет привлечения звезд.
Еще это необычные ходы в подаче и ноты, которые не идут в массовую продукцию. Например, есть ароматы с нотами спермы, бетона, крови. Одна марка построила на этом целую коллекцию. У них есть ароматы под все группы крови.

Унификация дизайна. Традиционно нишевые марки упаковывали ароматы в однотипные флаконы. Люкс всегда славился специально созданным дизайном под каждый аромат. Но сейчас, например, тот же Guerlain упаковывает классические и новые ароматы в одинаковые флаконы, то же самое сделали Chanel, Hermès. Они поняли, что это удобно, экономно и все же позволяет легко узнать марку, если в одинаковых флаконах прочитывается так называемый ДНК бренда.

При выборе парфюма важно учитывать и предназначение – куда вы собираетесь носить аромат. Это вопрос культуры и этикета, уместности и красивой сочетаемости с вашими ощущениями, погодой, ситуацией.

Еще одно отличие − привязка к конкретной личности, когда парфюмерная композиция выходит к потребителю от мастера, от парфюмера или от автора концепции. И мы понимаем, что это авторская парфюмерия.

О химии, «комфортных» запахах, масс-маркете и правилах подбора парфюма: интервью с парфюмером и основателем BZ Parfums Богданом Зубченко Богданом Зубченко

Фото предоставлены Богданом Зубченко

О правилах подбора парфюма

− Какими правилами подбора парфюма поделитесь?

− Не торопиться. По возможности меньше реагировать на дизайн и рекламу. Хотя дизайн может быть подсказкой стиля, направления, чтобы вы могли нащупать свое. Но главное – то, что внутри.

Нюхать, не быть снобом – хорошие ароматы можно найти везде независимо от полки в магазине и ценовой категории. Сначала нанести аромат на блоттер, то есть бумажную полоску. Нюхайте только после испарения спирта. Прислушайтесь – нравится? Тогда нанесите на запястье. Не спешите с покупкой, подождите раскрытия и снова понюхайте. Потом «наденьте» аромат полноценно – если вам приятно, комфортно, тогда берите. Главное, чтобы нравилось вам, но можно спросить окружающих. Но это второстепенно.

Важно учитывать и предназначение – куда вы собираетесь носить аромат. Это вопрос культуры и этикета, уместности и красивой сочетаемости с вашими ощущениями, погодой, ситуацией. Нужно уважать людей. Мы не пойдем в больницу, надушившись роскошным винтажным или восточным парфюмом: у кого-то астма, у кого-то аллергия. Мы не станем громыхать ароматом там, где можем отвлечь людей от работы. А есть места, где можно показать себя – клубная обстановка, неделя моды, открытие выставки, вечеринка. В транспорт много не надо, не мучайте окружающих, лучше возьмите с собой – надушитесь еще раз позже. Главное – это ваш обонятельный опыт и чувство баланса. И тогда не только вы, но и окружающие полюбят хорошие духи и научатся наслаждаться миром ароматов.

Предыдущий выпуск:

Про гастрономічний бізнес по-українськи, стартовий капітал, крафт та мас-маркет: інтерв’ю із засновником бренду «Димне м’ясо» Тарасом Парандієм

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Лучшие статьи за неделю – у вас в почте

Читайте также