Редакция онлайн-журнала The Point продолжает рубрику «Предприниматели». Наши герои − украинские производители, которые делятся своим опытом, рассказывают о конкуренции на отечественном рынке и как устроен их бизнес изнутри.

Наш следующий герой – основатель бренда натурального мороженого «Умка» Вячеслав Шестаковский. Вячеслав рассказал редакции The Point о том, почему лакомство из банана не может быть желтым, когда рынок натурального мороженого может выровняться с рынком промышленного и почему за два года малому бизнесу в Украине окупиться  нереально.

О первом трейлере с мороженым и культуре потребления

− С чего начался бренд?

− Бренд начался пять лет назад с трейлера 2 на 3 метра, который ездил по разным фуд-фестивалям, продавая натуральное домашнее мороженое. Тогда я еще работал менеджером в компании, которая занималась мотоциклами. Когда же занялся производством натурального мороженого, то понял, что этот сегмент в Украине не заполнен. Изначально очень помогали в продвижении гастрофестивали, так как аудитория там очень отзывчивая и преданная.

Уже тогда ваше мороженое называлось «Умка»? Кто решил так назвать?

− Решение было мое. Хотелось вызвать у покупателей какие-то милые ассоциации с детством и прохладой.

А как вообще пришло в голову заняться производством мороженого?  

− Это была свободная на тот момент ниша. К тому же я очень люблю мороженое, этот товар дарит радость, и заниматься им очень приятно.

Аудитория у нас достаточно молодая. И дети наших покупателей не знают о мультике «Умка» и не понимают, откуда такое название. Для них это мороженое, а не медведь.

− Что было самым сложным, когда вы начинали?

− На второй-третий год, когда появились рост продаж и определенная узнаваемость, мы все еще не получали прибылей, а затраты росли. И сложной была первая зима, когда мы уже открыли кафе. Мы понимали, что зима – не сезон, и что продажи упадут, но не ожидали, что их вообще не будет. Тогда кафе еще не работало как кофейня, никто его не знал и особо не приходил. Мы ушли в глубокий минус.

На мой взгляд, все упирается в культуру потребления: наши люди не чувствуют разницы между натуральным и ненатуральным.

Влияет и советское прошлое, когда было всего несколько вкусов мороженого, и все они были стандартизированные, всегда одинаковые и одинакового качества. А когда стали появляться уже современные массовые производители, они для удешевления начали использовать компоненты, неполезные для здоровья. Поэтому в супермаркетах как такового настоящего мороженого нет – оно все с добавлением красителей и вкусовых добавок.

Но, путешествуя по миру, пробуя качественные продукты, люди стали перестраиваться. Тем более, что такие качественные продукты стали появляться и у нас. Думаю, этот переломный момент наступил года 2-3 назад. И новая аудитория, пробуя, например, банановое мороженое, уже понимает, что оно сделано из банана. И что оно не может быть желтым, как у массовых производителей, потому что банан не желтый – только шкурка.

О культуре потребления, «ударных» вкусах и бизнесе ради развития: интервью с основателем бренда натурального мороженого «Умка» Вячеславом Шестаковским

О концепции бизнеса не только ради денег и о портрете покупателя

Каким был ваш стартовый капитал? Как быстро бизнес окупился?

− Капитал на запуск был 10 000 долларов. Бизнес до сих пор не окупился. Он все еще реинвестируется. Я думаю, что окупиться за два года малому бизнесу в Украине – нереально. Особенно, учитывая, что концепция нашего бизнеса – это не зарабатывание денег, это бизнес ради развития и роста. Да, само кафе окупилось за два с половиной года. Но если брать все вложения в бизнес – то нет.

Мы никогда не будем конкурировать с массовыми производителями, так как это совсем другой рынок. Хотя есть голубые мечты о том, чтобы рынок натурального мороженого выровнялся с рынком промышленного. Но пока нет достаточного уровня культуры потребления натурального мороженого, и у людей достаточно низкая покупательная способность. У нас была идея зайти в супермаркеты – помучились и решили, что не нужно. Зато сейчас открываем новое двухэтажное кафе на Хорива с новой концепцией – мороженое и игристые вина, и коктейли на их основе.

О культуре потребления, «ударных» вкусах и бизнесе ради развития: интервью с основателем бренда натурального мороженого «Умка» Вячеславом Шестаковским

– Сколько человек в команде? Сколько было в самом начале?

– Сейчас в проекте работает 16 человек. Начинали вдвоем.

– Вы не единственные в стране производители натурального мороженого. Уже можно говорить, что в этой нише есть конкуренция или пока нет? Кого вы считаете своими конкурентами?

– Конечно, начинают появляться конкуренты, но рынок пока очень маленький и рано говорить о какой-то серьезной конкурентной среде. В Днепре есть ребята «Mr.Pops». Мне нравится то, что они делают.

– Как бы вы описали покупателя мороженого «Умка»?

– Наш покупатель – это человек образованный, развивающийся, которому небезразлично, что он ест. Он не боится попробовать что-то новое, что очень важно, так как у нас потребитель, как правило, очень консервативен, и если выбрал любимый продукт, то боится сделать шаг вправо-влево.

Аудитория у нас достаточно молодая. И, например, дети наших покупателей не знают о мультике «Умка» и не понимают, откуда такое название. Для них это мороженое, а не медведь.

О культуре потребления, «ударных» вкусах и бизнесе ради развития: интервью с основателем бренда натурального мороженого «Умка» Вячеславом Шестаковским

О процессе приготовления мороженого и о самых популярных вкусах

− Опишите, пожалуйста, процесс приготовления мороженого.

− Если на примере банана, то он очищается, потом замешивается с молоком, сахаром, декстрозой, стабилизатором, и эта смесь помещается в пастеризатор – там все это пребывает при низкой температуре, чтобы убить ненужные микробы. Потом все пастеризуется и переливается в машину, которая выглядит примерно, как бетономешалка, где и создается мороженое – она все время вращается и одновременно подмораживает. Готовое мороженое отправляется на шоковую заморозку.

Время приготовления зависит от сложности продукта. Киви, например, долго чистить (а все они чистятся вручную) – на килограмм мороженого нужно очистить полкилограмма киви. Сорбеты не пастеризуются – соответственно, нужно меньше времени.

А стабилизаторы, о которых вы говорите, – это не пресловутая «химия»?

− Нет. Это натуральные загустители, например пектин, гуаровая камедь и камедь рожкового дерева.

О культуре потребления, «ударных» вкусах и бизнесе ради развития: интервью с основателем бренда натурального мороженого «Умка» Вячеславом Шестаковским

– Сколько было вкусов мороженого изначально, а сколько – сейчас?

– Изначально было около 20 вкусов. Сейчас общая линейка – 46 видов мороженого, из них популярны 12-15, из которых, в свою очередь, «ударных» порядка 5: горгонзола, соленая карамель, клубничный сорбет, фисташка, шоколад. То есть, либо жесткие эксперименты, типа горгонзолы или томата, либо классические варианты – те, что у людей напрямую ассоциируются с мороженым, как фисташка, ваниль или шоколад.

А у вас какой любимый вкус?

− Очень люблю сезонные вкусы – сейчас это сорбет из голубики.

Кто разрабатывает новые рецепты?

− Технологией и рецептурой занимается технолог, он итальянец. Концепцию придумываю я.

– Чтобы приготовить вкусное натуральное мороженое, нужны качественные продукты. Кто ваши поставщики?

– Это сильно зависит от вкуса, над которым работаем. Например, манго-пюре – из Индии, сыр горгонзола – из Италии, голубика – из Житомирской области.

О культуре потребления, «ударных» вкусах и бизнесе ради развития: интервью с основателем бренда натурального мороженого «Умка» Вячеславом Шестаковским

О советах тем, кто планирует открыть свое дело

– Чему научились за время ведения бизнеса? Как вас изменил ваш бизнес?

– Основной урок – не бояться пробовать делать что-то новое и уникальное. Я очень повзрослел, и этот процесс абсолютно неразрывен с «Умкой».

– Что бы вы посоветовали тем людям, которые планируют открыть свое дело?

– Обязательно пробуйте начинать бизнес с абсолютной уверенностью, что рамок не существует, вы сами вправе решать, что можно делать, а что нет. В рамках закона, конечно же.

– Какие главные шаги должно предпринять государство, чтобы в Украине развивались малый и средний бизнес?

– На самом деле, создавать можно в любых условиях. Есть определенные ограничения законодательные, но, тем не менее, при наличии энергии и желании что-то менять мы можем полноценно работать и в той ситуации, которая сложилась в Украине.

– Кто был вашим главным вдохновителем из мировых производителей мороженого?

– Скорее всего, наибольшее влияние оказывает BEN&JERRY’s, этот бизнес сделан настоящими мечтателями!

Предыдущие выпуски:

1. Про гастрономічний бізнес по-українськи, стартовий капітал, крафт та мас-маркет: інтерв’ю із засновником бренду «Димне м’ясо» Тарасом Парандієм

2. О химии, «комфортных» запахах, масс-маркете и правилах подбора парфюма: интервью с парфюмером и основателем BZ Parfums Богданом Зубченко

3. О стартовом капитале, простой мотивации и почему минимализм окрыляет: интервью с основателями бренда изделий из кожи The Wings

4. Об американском опыте, поисках художников в Instagram и фабрике против хендмейда: интервью с основателями украинского бренда пледов Woolkrafts

5. «В день открытия у меня было два кредита, а в кошельке осталось только 100 гривен»: интервью с основательницей сети быстрого питания Furgoneta Аллой Овсянниковой

6. Про найчесніший одяг, лайфстайл-бізнес, піжамні вечірки та лояльність: інтерв’ю із засновницею українського бренду одягу для дому, сну та відпочинку Balcony Garment Катериною Бойко

7. О главном условии актуальности, «болезни Наполеона» и 300 000 платьев: интервью с основательницей украинского бренда одежды VOVK Татьяной Семенченко

8. Про правило зворотного зв’язку, помилку як точку для розвитку та слова-табу: інтерв’ю зі співзасновницею українського бренду взуття та аксесуарів Kachorovska Аліною Очеретяною

9. О селф-мейд клиентах, вечных костюмах и старте в период кризиса: интервью с основательницей мастерской Indposhiv Катериной Возиановой