Редакция онлайн-журнала The Point продолжает рубрику «Предприниматели». Наши герои − украинские производители, которые делятся своим опытом, рассказывают о конкуренции на украинском рынке, и как устроен их бизнес изнутри.

Наша следующая героиня – Дари Черникова, основательница ювелирного бренда Dari Jewelry. Она рассказала The Point о том, с чего начинался бизнес, как изготовляются ювелирные изделия, какие каналы продвижения наиболее эффективны и какие вакансии сложнее всего закрывать.

О стартовом капитале и окупаемости

− С чего начался бизнес? Какой у вас был бэкграунд, и как он помог в основании бренда?

− Бренд появился естественным образом, как последовательное развитие моей деятельности и интересов. Сначала я училась в художественном училище, затем начала делать украшения и аксессуары, экспериментируя с разными материалами. Позже пришла пора определяться и расти. Я выбрала профессиональный путь и получила образование ювелира в «Межрегиональном Центре ювелирного искусства г. Киева». Параллельно с обучением я принимала заказы и постепенно углублялась в работу с драгоценными металлами. Поэтому можно сказать, что бренд существует давно, но принимает разную форму, трансформируется, растет. В нынешнем же формате Dari Jewelry существует четыре года.

Интервью с основательницей ювелирного бренда Dari Jewelry Дари Черниковой

− Каким был стартовый капитал?

− Сложно сказать. Свое первое кольцо я сделала в частной мастерской своего учителя, и первая бормашина за 1500 грн у меня появилась еще в то время. Потом я сама сделала рабочий стол. Затем была первая серьезная инвестиция – оборудование, которое помогает прокатывать и полировать металл (10 000 грн). Позже подруга подарила еще одну бормашину. Напильники обошлись в 500 гривен. Так постепенно накапливались собственные инструменты. Что-то покупалось, что-то дарили, что-то оставалось «в наследство» от знакомых мастеров. Иногда инструменты  приходилось брать взаймы у друзей, если у меня подходящих не было.

− А когда бизнес окупился?

− Изначально я так не мыслила. Я вкладывала те суммы, которые могла себе позволить, и принимала заказы. Затем покупала дополнительные инструменты и снова принимала заказы.

Интервью с основательницей ювелирного бренда Dari Jewelry Дари Черниковой

О создании эскизов и источниках вдохновения

− Как появляются эскизы, какие модели самые популярные?

− Все эскизы придумываю я, раньше даже не зарисовывала, а сразу переходила к изготовлению. Также есть линейка «Лазурный берег», придуманная нашим ювелиром Аней, небольшая серия «Шторм» и коллекция «Stripe» авторства другого нашего ювелира Наташи. Сейчас у нас есть некоторое количество постоянных коллекций (около 12), и только недавно мы стали принимать индивидуальные заказы. Но они все равно должны проходить «модерацию», попадать под нашу концепцию минимализма и представления о прекрасном.

Недавно мы перестали изготавливать браслеты-восьмерки, которые начали делать, когда их нигде еще не было, а сейчас это уже слишком банальная история. Кольца с эмалевыми ласточками разных цветов, которые на просвет выглядят, как витраж, и с деревом-гравировкой по-прежнему остаются самыми популярными. Коллекция «Japan» и линейка «Моря» с голубой и зеленой эмалью также любимы всеми.

− Откуда черпаете вдохновение?

− Извне. Иногда просто иду, и мне приходит какая-то идея. Или общаюсь с кем-то, человек рассказывает о себе, о своей деятельности − и у меня словно лампочка какая-то включается и перед глазами появляется картинка, как будет выглядеть будущее изделие. Иногда знакомые говорят: «А не хочешь сделать что-то контрастное?» И на слове «контрастный» появляется идея.

Интервью с основательницей ювелирного бренда Dari Jewelry Дари Черниковой

О процессе изготовления ювелирных изделий

− Опишите, пожалуйста, процесс изготовления ваших изделий.

− В ювелирном деле к одним и тем же процессам можно подойти с разных сторон. Одно и то же кольцо можно сделать несколькими способами. Многие работают с 3D-программами, мы же практически все делаем вручную, и только некоторые модели – с помощью 3D.

Чтобы сделать кольцо-ниточку, нужен час, если есть готовая серебряная проволока. Если нет – нужен день, чтобы отлить небольшой кусочек металла, прокатать его через вальцы и протянуть через фильеру, превратив в проволоку.

Если, к примеру, говорить о создании сережек с цветной ювелирной эмалью, то вначале в резиновую форму заливается воск, затем восковка отливается в серебре, после этого обрабатывается напильниками, борами с разными насадками, припаивается гвоздик, затем идет этап финальной обработки, заливка и неоднократное запекание эмали в муфельной печи. Для закрепления камней используются микроскоп, шрабкугель, давчики, штихели и еще множество инструментов.

Интервью с основательницей ювелирного бренда Dari Jewelry Дари Черниковой

– Где заказываете металлы?

– Есть два способа. Можно купить на фирме, которая очищает металл, а можно на заводе, куда мы отдаем заготовки в воске, а нам возвращают в серебре.

– Какие камни вы используете?

– Белые и черные бриллианты, изумруды, сапфиры. Но маленькие – мы не работаем с большими камнями.

– Как отличить качественное ювелирное изделие от подделки?

– Все должно быть аккуратно спаяно, гладко обработано, без пятен и царапин, если только они не предусмотрены дизайном. Нужно обращать внимание на то, чтобы камни были надежно закреплены. Если вы хотите проверить, золото это или серебро, нужно нести изделие в пробирную палату. В ломбарде не всегда оценивают правильно и могут низкопробное золото назвать медью. Та же история и с камнями.

Интервью с основательницей ювелирного бренда Dari Jewelry Дари Черниковой

Об обучении и команде

– Учат ли у нас ювелирному делу на достойном уровне?

– Смотря у кого учиться. Лично я получила необходимые азы в Межрегиональном Центре ювелирного искусства, то есть в профучреждении. Но все зависит от того, насколько сам человек интересуется темой. На YouTube сейчас достаточно видео-уроков, по которым можно учиться ювелирному мастерству и совершенствовать свои навыки.

– Сколько человек в вашей команде?

– Шесть вместе со мной. Это мастера, менеджер по продажам и бухгалтер.

Интервью с основательницей ювелирного бренда Dari Jewelry Дари Черниковой

О заказах и каналах продвижения

– Сколько примерно заказов в месяц у Dari Jewelry?

– Около 100. Цены на изделия – от 300 до 1500 гривен.

– Где можно купить ваши изделия?

– Через интернет, в шоурумах на Лыбедской и «Окно во двор», а также во время маркетов «Всі. Свої». Маркеты очень помогают в плане узнаваемости и расширения аудитории. Также это хорошая возможность познакомиться со своими клиентами вживую или увидеть уже знакомых и любимых людей.

– Какие еще каналы продвижения эффективны?

– Конечно же старое-доброе сарафанное радио, соцсети. На данный момент Instagam очень помогает, при этом рекламу мы запустили совсем недавно, потом Facebook, а потом сайт. Пишут также в Viber, Telegram.

 

О портрете клиента и особенностях подхода Dari Jewelry

– Как бы вы описали вашего клиента?

– Это человек 18-45 лет, зрелый, осознанный, стильный, который знает, чего хочет, любит лаконичность. Который не любит перегружать образ множеством деталей, а хочет лишь дополнить внешний вид определенными акцентами, которые аккуратно подчеркнут его внешность и вкус.

– Кого бы вы назвали своими конкурентами? Что вас отличает от других брендов?

– Я не думаю о конкурентах, мне чужда эта концепция, поэтому стараюсь не тратить свою энергию в этом направлении. Считаю, что для каждого найдется свой покупатель, потому что все бренды разные, с разными изделиями, сервисом и своей собственной аурой.

Для Dari Jewelry, прежде всего, важно, чтобы клиент остался доволен, а украшение носилось, а не лежало в шкатулке. Поэтому мы можем что-то дорабатывать, доводить до желаемого вида, если клиенту не подошел размер или хочется что-то изменить, например.

Интервью с основательницей ювелирного бренда Dari Jewelry Дари Черниковой

О дружественной атмосфере и любви к работе как главной мотивации

– Хороший управленец в бизнесе – это …?

– Человек сдержанный, волевой, дружелюбный, который может объективно посмотреть на все процессы со стороны, и который должен разбираться (хотя бы частично) во всех организационных аспектах. Для меня важна дружественная, легкая атмосфера в коллективе. Считаю, что мотивация должна базироваться не на принципе кнута и пряника, а на любви к своей работе.

– Какие вакансии закрывать сложнее всего и почему?

– Сложно найти хорошего менеджера по продажам. У нас в Украине не культивируется эта профессия. Поэтому мы сменили уже три человека на этой позиции.

Предыдущие выпуски:

1. Про гастрономічний бізнес по-українськи, стартовий капітал, крафт та мас-маркет: інтерв’ю із засновником бренду «Димне м’ясо» Тарасом Парандієм

2. О химии, «комфортных» запахах, масс-маркете и правилах подбора парфюма: интервью с парфюмером и основателем BZ Parfums Богданом Зубченко

3. О стартовом капитале, простой мотивации и почему минимализм окрыляет: интервью с основателями бренда изделий из кожи The Wings

4. Об американском опыте, поисках художников в Instagram и фабрике против хендмейда: интервью с основателями украинского бренда пледов Woolkrafts

5. «В день открытия у меня было два кредита, а в кошельке осталось только 100 гривен»: интервью с основательницей сети быстрого питания Furgoneta Аллой Овсянниковой

6. Про найчесніший одяг, лайфстайл-бізнес, піжамні вечірки та лояльність: інтерв’ю із засновницею українського бренду одягу для дому, сну та відпочинку Balcony Garment Катериною Бойко

7. О главном условии актуальности, «болезни Наполеона» и 300 000 платьев: интервью с основательницей украинского бренда одежды VOVK Татьяной Семенченко

8. Про правило зворотного зв’язку, помилку як точку для розвитку та слова-табу: інтерв’ю зі співзасновницею українського бренду взуття та аксесуарів Kachorovska Аліною Очеретяною

9. О селф-мейд клиентах, вечных костюмах и старте в период кризиса: интервью с основательницей мастерской Indposhiv Катериной Возиановой

10. О культуре потребления, «ударных» вкусах и бизнесе ради развития: интервью с основателем бренда натурального мороженого «Умка» Вячеславом Шестаковским

11. О начале бизнеса с личной потребности, свободе творчества и интуиции при выборе сотрудников: интервью с основателями Drommel Furniture Александром Соловьем и Дмитрием Федченко

12. О командной работе, конкурентах и контракте с Walt Disney: интервью с генеральным менеджером UGEARS Геннадием Шестаком