Об американском опыте, поисках художников в Instagram и фабрике против хендмейда: интервью с основателями украинского бренда пледов Woolkrafts

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Редакция онлайн-журнала The Point продолжает рубрику «Предприниматели». Наши герои − украинские производители, которые делятся своим опытом, рассказывают о конкуренции на отечественном рынке и как устроен их бизнес изнутри.

Наш следующий герой – сооснователь украинского бренда пледов Woolkrafts Ярослав Яковенко. До того, как создать свой бизнес, он работал в сфере рекламы и разрабатывал дизайн для разных компаний. Но однажды понял, что готов посвятить все свое время собственному долгосрочному проекту. Поэтому вместе с другом детства, банкиром Олегом Михайловым, решили открыть свое дело. Проанализировав рынок, предприниматели поняли, что ниша производства качественных теплых пледов не занята.

Сейчас в ассортименте Woolkrafts – шерстяные, хлопковые и вязаные пледы. Бренд работает по принципу фаст-фешн: каждый сезон выпускает новую коллекцию с оригинальным дизайном, а также экспериментирует, сотрудничая с украинскими и зарубежными дизайнерами.

Об американском опыте, поисках художников в Instagram и фабрике против хендмейда: интервью с основателями украинского бренда пледов Woolkrafts

Фото: Оксана Красюк

Об опыте в рекламе и финансах, ультиматуме и теплых эмоциях

– С чего и когда начался бренд? Как вам помог на старте ваш прошлый опыт?

– Мы стартовали 3,5 года назад. Это время можно разделить на два этапа: до запуска и после первой продажи. Первый плед мы продали, как ни странно, – летом на ярмарке «Праздник первой клубники» в парке «Феофания». Два улыбчивых парня наивно поехали продавать пледы летом.

Как сейчас помню, это был последний день ярмарки. И если в субботу беспросветно лил дождь, то в воскресенье вышло солнце и стало тепло, у всех поднялось настроение. К нам подошла пара – веселые парень с девушкой. Они зарядили нас позитивом, и, как наши первые клиенты, запомнились радостью и любовью друг к другу.

Если говорить о нашем опыте, то он помог стартовать с минимальными затратами. Например, дизайн изделий, разработка упаковки, сайт и весь маркетинг в целом – все это мы продумывали самостоятельно. Просчитать все финансы помог Олег, потому нам не нужно было никого привлекать со стороны.

Мы тщательно готовились к запуску девять месяцев. Пришлось даже заказать эталонный образец ткани из США, потому что не смогли найти то, что нам нужно, тут. На его основе нам уже изготавливали собственный с оригинальным дизайном. Первая коллекция вышла в шести дизайнах.

Был своего рода ультиматум: или мы что-то наконец-то придумываем, или Олег едет на обучение в Штаты.

– Почему вы решили производить именно пледы?

– На самом деле сложно полностью воспроизвести историю, потому что все произошло как будто по какому-то «щелчку».

Начну с предыстории. С Олегом мы знакомы с детства. Всегда вместе участвовали в разных активностях, играли в одном футбольном клубе, участвовали в музыкальной группе и т.д. Кроме того, мы постоянно придумывали разные проекты, но не реализовывали их. Через какое-то время узнавали, что эта идея выстрелила там-то, подняла инвестиции здесь – нас стало это раздражать, захотелось довести хоть что-то до конца.

Мы не хотели продолжать быть там, где мы были. Например, для меня уже было эмоционально тяжело получать запрос от клиента, пропускать все это через себя и выдавать результат работы, который в итоге мне не принадлежал. При этом компания с продуктом твоей деятельность живет и продолжает развиваться.

Надо было активно думать, что делать. Ситуацию усугублял еще и такой факт: Олег успел еще во время учебы в университете съездить в США по программе Work and Travel, и ему там понравилось. Поэтому был своего рода ультиматум: или мы что-то наконец-то придумываем, или Олег едет на обучение в Штаты.

В тот же день я позвонил Олегу, и мы встретились. Обсудили все детали, загорелись, в тот же вечер начали искать производство и придумали слоган – «Поделись теплыми эмоциями».

– И как все в итоге получилось?

– Решение изготовлять пледы пришло спонтанно. Однажды я не мог долго выбрать подходящий подарок, и у меня дома был плед, но похожего в магазине я не нашел. В то время как раз было модно делать футболки и эко-сумки с принтами. У меня возникла идея делать пледы с принтами, но тогда я еще ничего в этом не понимал.

В тот же день я позвонил Олегу, и мы встретились. Обсудили все детали, загорелись, в тот же вечер начали искать производство и придумали слоган – «Поделись теплыми эмоциями». Нам понравилась идея тем, что плед можно не только купить себе, а и подарить, тем самым проявив заботу.

Об американском опыте, поисках художников в Instagram и фабрике против хендмейда: интервью с основателями украинского бренда пледов Woolkrafts

Фото: Оксана Красюк

О «формуле» крутой идеи, экспериментах и фабрике

– У вас с Олегом общий взгляд на ведение бизнеса?

– Да. При этом все же мы мыслим по-разному, и это позволяет оценивать любую идею и ситуацию с двух сторон. В итоге мы принимаем менее субъективные решения, избегаем возможных искажений.

Как говорят, в споре рождается истина. Так и на стыке разных идей получается интересный продукт.

– Сколько сейчас человек в коллективе Woolkrafts?

– Кроме нас, еще шесть человек: клиент-менеджер, менеджер по работе с партнерскими магазинами, SMM-специалист, менеджер по работе с медиа, швея и курьер. Если нужно, например, в период предновогоднего сумасшествия, то мы привлекаем дополнительных сотрудников.

Промышленное производство позволяет выдерживать планку качества от партии к партии, поэтому мы выбрали для себя это направление.

– Сложно ли находить сотрудников? И как находите?

– Нам везет находить людей, которые разделяют наши ценности. Находим, как правило, через Facebook и анкеты на нашем сайте.

– Каким был стартовый капитал? Привлекали ли сторонние инвестиции?

– 32 000 гривен на двоих. Это личные сбережения, которые пошли на покупку озвученного образца из США с доставкой и первого оборудования: оверлока, швейной машины для декоративной обшивки по периметру пледа.

К слову, нам казалось, что это типичное производственное оборудование. Но в Украине мы его не нашли, и пришлось заказывать напрямую из Китая. Сейчас у нас две таких машинки, но загружена одна, вторая резервная.

Об американском опыте, поисках художников в Instagram и фабрике против хендмейда: интервью с основателями украинского бренда пледов Woolkrafts

Фото: Оксана Красюк

– Вы себя позиционируете как крафтового производителя?

– И да, и нет. С одной стороны, мы частично закладывали эту идею при создании бизнеса. Крафт предполагает использование каких-то старинных семейных традиций, рецептов, технологий. Так или иначе все это присутствует в нашем производстве, потому что первая фабрика, с которой мы начали сотрудничать, работает с 1960-х годов. Они прошли долгий путь и наработали опыт. Все это отразилось в нашей первой коллекции.

С другой стороны, сейчас мы понимаем, что все это хорошо, но отрасль движется вперед. Нужно идти в ногу со временем. Мы следим за тенденциями, нам интересно использовать современные материалы, идти на эксперименты. А в таком понимании это не совсем крафт.

Также отдельно хотелось бы прояснить момент с хендмейдом. Хендмейд – это не всегда высокое качество, как многие привыкли думать. Есть производители пледов, которые делают их полностью вручную, но это длительный процесс и не всегда дает одинаково хороший результат. В отличие от хендмейда, промышленное производство позволяет выдерживать планку качества от партии к партии, поэтому мы выбрали для себя это направление.

Мы разрабатываем дизайн, упаковку, занимаемся проработкой продукта, коммуникациями, а наши партнеры выступают производственной базой. Они обеспечивают тот уровень качества, который мы хотим видеть.

– Что делает фабрика, а что вы делаете сами?

– Основное производство происходит у наших партнеров на крупном украинском предприятии. Сейчас в Украине две крупных фабрики по производству пледов, и есть еще текстильная фабрика в Чернигове. Мы сотрудничаем со всеми. Сами мы выполняем швейные работы, оверлок, брендирование, также проверяем плед на наличие или отсутствие брака. Это уже финальный этап.

Кстати, люди не всегда верили нам, что мы все изготавливаем сами, с нуля. Были мнения, что мы где-то закупаем ткани и просто нашиваем свою бирку, как это бывает с одеждой.

На самом деле нет: мы разрабатываем дизайн, упаковку, занимаемся проработкой продукта, коммуникациями, а наши партнеры выступают производственной базой. Они обеспечивают тот уровень качества, который мы хотим видеть.

Об американском опыте, поисках художников в Instagram и фабрике против хендмейда: интервью с основателями украинского бренда пледов Woolkrafts

Фото: Оксана Красюк

О производстве, дизайне и работе с художником, который рисовал муралы для офиса Facebook и Converse

– Какие у вас требования к производству?

– На первых этапах у нас возникало недопонимание, потому что предприятие привыкло делать ту продукцию, которую оно всегда производит. Но тут появляемся мы: «А нам нужно по-другому!». После обсуждений и объяснений, мы добились нескольких тестовых образцов. Изматывающий процесс, но когда ты знаешь, какой продукт хочешь получить, оно того стоит.

Вообще, мы не с первого раза нашли украинское производство, которое бы нам подходило. Поэтому пошли на авантюру – поиски производств заграницей. Рассматривали фабрики в Италии, в Бельгии и в Индии. Мы всем им разослали запросы, но ответила только фабрика из Индии. Они, как и Китай, готовы шить что угодно, лишь бы платили.

В итоге получили образцы продукции индийской фабрики, но они нас не порадовали. Поэтому решили во второй раз поискать производство в Украине. Тогда пришло понимание, что придется долго общаться с руководством фабрик – доносить то, что мы хотим видеть в результате.

Мы хотели разрабатывать свой дизайн, а со стороны фабрики было предложение просто использовать их базу рисунков. Но это не наш подход, поэтому мы добились своего. Сейчас мы отправляем на производство эскизы в векторном формате, которые специализированные программы выводят под их ткацкие станки.

Теперь мы занимаемся не только творчеством, а бизнесом с творческим подходом.

– Откуда берутся эскизы пледов?

– Эскизы мы придумываем сами. Я как дизайнер рисую их в графическом редакторе. Но у Woolkrafts также есть и модели в коллаборации с дизайнерами. Например, с украинской иллюстратором Лилит Саркисян. Она в основном занимается одеждой, открытками, поэтому пледы для нее стали новым продуктом. Но Лилит сама стала инициатором нашей капсульной коллекции с ее дизайном. У нас взаимовыгодные творческие отношения, поэтому планируем запускать новые модели по ее эскизам.

Об американском опыте, поисках художников в Instagram и фабрике против хендмейда: интервью с основателями украинского бренда пледов Woolkrafts

Фото: Оксана Красюк

Об американском опыте, поисках художников в Instagram и фабрике против хендмейда: интервью с основателями украинского бренда пледов Woolkrafts

Фото: Оксана Красюк

Еще один интересный вариант дизайна пледа для нас разработал американский иллюстратор Брендан Монро, которого мы нашли через Instagram. Мы впечатлились его работами и решили ему написать. Уже по ходу общения мы узнали, что Брендан сотрудничал с главным офисом Facebook, с брендом Converse. Он работает как муралист, сам разрабатывает эскизы и рисует муралы. Плед, разработанный Бренданом, пользуется успехом. Думаю, что мы будем продолжать выпускать эту модель.

Об американском опыте, поисках художников в Instagram и фабрике против хендмейда: интервью с основателями украинского бренда пледов Woolkrafts

Фото: Оксана Красюк

Еще один необычный плед – с картой Киева.

Об американском опыте, поисках художников в Instagram и фабрике против хендмейда: интервью с основателями украинского бренда пледов Woolkrafts

Фото: Оксана Красюк

Как я уже говорил, мы постоянно отслеживаем тенденции. Например, изучаем ежегодный отчет компании Pantone по трендам цветов и оттенков на год, которые, по их мнению, будут популярными в новом сезоне. Еще учитываем тенденции в дизайне интерьеров, потому что человек, который покупает или получает плед в подарок, рассчитывает, что плед буде выглядеть гармонично, например, в его квартире.

Поэтому теперь мы занимаемся не только творчеством, а бизнесом с творческим подходом.

– Сколько времени требуется на изготовление коллекции?

– Если брать непосредственно производственный цикл, все занимает около месяца. Мы уже не производим тестовые образцы по каждой отдельной модели, так как сработались с производством и понимаем, какой результат получим. На данном этапе нам достаточно устраивать встречи раз в месяц, чтобы обсудить новинки. Как правило, задействуется 10-15 человек.

Опыт работы с сезонностью спроса мы позаимствовали из США. Для американцев плед – более привычный продукт, в стране есть предприятия, которые производят пледы со времен Гражданской войны и пережили две мировые.

– Сколько пледов отшиваете за раз, и по какому принципу формируется количество того, сколько моделей должно быть в наличии?

– Количество моделей и пледов зависит от идеи коллекции и нашей внутренней ассортиментной матрицы.

– Сколько пледов в коллекции, как правило?

– Шесть-десять моделей.

– Какие размеры пледов пользуются наибольшим спросом?

– Сейчас мы используем один размер – 140 на 200 сантиметров, это полуторный размер. Мы задумывали плед как подарок, чтобы им можно было укрыться самостоятельно или вместе с любимым человеком. Хотя есть запрос и на большие двуспальные пледы. Но мы пока сосредотачиваемся на том формате, который есть.

Об американском опыте, поисках художников в Instagram и фабрике против хендмейда: интервью с основателями украинского бренда пледов Woolkrafts

Фото: Оксана Красюк

О составе пледов и эксплуатации изделий из природных материалов

– Из чего вы делаете пледы?

– Мы закупаем украинское сырье. Сейчас стали использовать шерсть мериноса, особой породы овцы. Эта шерсть считается более дорогой и качественной. Есть такое понятие как толщина ворса. Так вот шерсть мериноса тоньше, чем обычная овечья шерсть, поэтому более мягкая и приятная к телу. Плюс – у нее есть дополнительные свойства, например, теплота, гигроскопичность, то есть свойство впитывать и отталкивать влагу.

Тут нужно понимать еще одну важную вещь: чтобы природный материал не скатывался, в него добавляют синтетические материалы. Последнее гораздо упрощает уход за вещью, эксплуатация становится легче. В наших пледах 88% шерсти мериноса и 12% хлопка. В тех наших пледах, где 100% шерсти, несколько другая, более жесткая шерсть, хоть и не колючая.

Об американском опыте, поисках художников в Instagram и фабрике против хендмейда: интервью с основателями украинского бренда пледов Woolkrafts

– Как устроено производство пледов?

– На всякий случай уточняю, что с животным все в порядке, его просто стригут. После стрижки шерсть проверяют, нет ли там мусора. Ее промываются и чистят. Это очень важный этап, от которого напрямую зависит результат и качество изделия.

Из чистой шерсти делается нить. Для этого шерсть в несколько этапов вычесывают. Она проходит через определенные машинные процессы, чтобы волокно истончилось, стало более мягким и приятным на ощупь.

Когда пряжа уже готова к скручиванию, ее накручивают на шпули. Слово обычно вызывает смех, но на самом деле это такие катушки. Тогда пряжа готова к ткачеству на станке. Соткать из готовой пряжи плед занимает минут десять-пятнадцать в зависимости от загрузки.

Об американском опыте, поисках художников в Instagram и фабрике против хендмейда: интервью с основателями украинского бренда пледов Woolkrafts

Фото: Оксана Красюк

О мировых и украинских маркетах, сезонности и американских традициях

– Где, кроме интернет-магазина, можно купить ваши пледы?

– В партнерских магазинах: в Киеве, Одессе, Харькове, Днепре, Львове, Тернополе и Виннице. Их порядка 30, но сейчас мы немного реорганизуем направления. Еще участвуем в ярмарках, например, «Кураж Базар», «Всі. Свої».
А если говорить про экспорт, то наши пледы можно купить на Amazon, Spring, ebay и Etsy. Можем похвастаться тем, что мы первый украинский текстильный бренд, который вышел на маркетплейсы дизайнерских товаров Monoqi и Touch Of Modern.

– А что нужно, чтобы на них выйти?

– Они не раскрывают сразу все требования. Все происходит так: отправляется запрос, они могут на него вообще не ответить, происходит своего рода первичный отбор.

Если же они заинтересованы в продукте, то запрашивают маркетинг-кит, информацию о производителе, фотографии продукции. Затем они могут связаться для уточнения каких-то нюансов и деталей. В нашем случае на переговоры ушло полтора месяца – они изучали фото-контент, историю бренда.

Большие производственные компании не привыкли к таким скромным объемам, как наши, поэтому мы были вынуждены наращивать производство, и вырученные деньги снова инвестировать.

– Сколько примерно заказов в месяц?

– Структура продаж Woolkrafts состоит из корпоративных и ритейл-продаж. Средний показатель – около 200 пледов в месяц. Самый большой корпоративный заказ, который у нас был, – 600 единиц одному заказчику. Пик заказов и продаж – предновогодний период.

Конечно же, в нашем бизнесе есть выраженная сезонность. Сначала мы закрывали на это глаза, а сейчас научились с этим работать. Используем разные инструменты, чтобы этот спрос сглаживать. Опыт работы с сезонностью спроса мы позаимствовали из США. Для американцев плед – более привычный продукт, в стране есть предприятия, которые производят пледы со времен Гражданской войны и пережили две мировые. У американцев этот продукт намного глубже в сознании, плюс – инфраструктура больше позволяет применять пледы. В Штатах много ухоженных городских парков, где часто устраивают пикники.

Мы тоже решили внедрить эту традицию. Рассказываем, что плед – не только для зимы, чтобы скрыться от холода, но можно взять его на пикник, радовать себя и окружающих.

Об американском опыте, поисках художников в Instagram и фабрике против хендмейда: интервью с основателями украинского бренда пледов Woolkrafts

Фото: Оксана Красюк

О прибыли, благотворительности и когда «Под пледиком теплее»

– Когда бизнес окупился?

– Первые вложенные 32 000 гривен мы вернули по выручке спустя пару месяцев, когда продали свою тестовую коллекцию. Большие производственные компании не привыкли к таким скромным объемам, как наши, поэтому мы были вынуждены наращивать производство, и вырученные деньги снова инвестировать.

Сейчас проект прибыльный, но все равно на этапе роста и становления.

– Когда бизнес вышел на прибыль, на каком этапе?

– Можно сказать, что бизнес стал прибыльным на 5-й месяц работы. В то время мы готовились к нашему первому предновогоднему сезону и также получили первый B2B-заказ.

– Какой канал продаж приносит больше всего дохода, работает лучше всего сейчас? И какой промо-канал работает эффективнее всего?

– Розничные продажи. Плед – вполне понятный продукт, но спрос на него обычно не спонтанный. В продажах работают последовательные действия с помощью нескольких каналов продвижения.

– Расскажите о вашей благотворительной деятельности.

– Первый проект – это «Гастроли добрых вещей». Организаторы каждый месяц выбирают какой-то продукт, оплачивают производство, а вырученные средства от продажи переводят на конкретные тематики, которые меняются каждый месяц, как и продукт.

Когда мы приняли участие в «Гастролях», то деньги от продажи наших пледов пошли на покупку теплых вещей, матрасов и медикаментов для дома престарелых в киевской области.

Об американском опыте, поисках художников в Instagram и фабрике против хендмейда: интервью с основателями украинского бренда пледов Woolkrafts

Фото: Оксана Красюк

Об американском опыте, поисках художников в Instagram и фабрике против хендмейда: интервью с основателями украинского бренда пледов Woolkrafts

Фото: Оксана Красюк

Второй наш опыт – это создание совместного пледа с «Кураж Базар». Средства собирали на лечение позвоночника мальчика Никиты, который не мог ходить.

При создании этой модели мы немного подурачились, и если на всех наших пледах на этикетках написано Proudly from Kyiv, Ukraine, то на этом пледе мы напечатали «Под пледиком теплее».

Предыдущие выпуски:

1. Про гастрономічний бізнес по-українськи, стартовий капітал, крафт та мас-маркет: інтерв’ю із засновником бренду «Димне м’ясо» Тарасом Парандієм

2. О химии, «комфортных» запахах, масс-маркете и правилах подбора парфюма: интервью с парфюмером и основателем BZ Parfums Богданом Зубченко

3. О стартовом капитале, простой мотивации и почему минимализм окрыляет: интервью с основателями бренда изделий из кожи The Wings

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Лучшие статьи за неделю – у вас в почте

Читайте также