Переход к конкуренту: что делать?

Share on FacebookTweet about this on Twitter

По результатам опроса карьерного портала rabota.ua, выяснилось, что многие соискатели готовы перейти к прямому конкуренту нынешнего работодателя. А те, которые все же решили остаться, исходят из соображений – у конкурента не лучше.

Что же случилось с лояльностью персонала, вовлеченностью, в которую в лучшие времена вкладывались силы и средства многих работодателей? Сказался кризис – зарплаты упали и, поскольку сотрудники понимают, что их нынешний работодатель в зарплатной политике не успевает в ногу со временем, решают покинуть тонущий или плывущий не по тому курсу корабль. Кстати, из желающих уйти практически все руководствуются исключительно финансовыми соображениями.

Что делать компании

Что же делать? Из наиболее популярных стратегий на рынке нынче присутствуют две.

Первая – удерживать наиболее перспективных и незаменимых (их еще называют ключевыми) сотрудников. Для этого компании разрабатывают программы индивидуальной мотивации, пытаются удержать деньгами, если получается, или системами нематериальной мотивации (если на материальную мотивацию денег не хватает или она неэффективна для такого сотрудника).

Вторая – отпустить сотрудников, если удержать их компания не в силах, а урон от их ухода не является серьезным убытком.

Что делать сотруднику

Учитывая, что ключевых сотрудников в компании не так уж много, большая часть сотрудников подпадает под вторую стратегию. Тем не менее, компании часто пытаются удержать сотрудников от перехода к конкуренту, используя честные и не очень приемы или манипуляции. Поэтому, если вы собрались перейти к конкуренту, вам просто необходимо о них знать.

Работодатель просит уходящего сотрудника найти себе замену или подготовить преемника. Эта ситуация становится манипуляцией, если вас готовы отпустить только при наличии замены или подбирают неопытного специалиста, которого обучить в оговоренные сроки просто нереально.

Например, один из самых популярных приемов – работодатель просит уходящего сотрудника найти себе замену или подготовить преемника. В принципе, эта ситуация нормальная, если вам разрешают в положенный срок покинуть компанию и вместе со «сдачей хвостов и передачей дел» вы обучаете вашу замену премудростям работы на своем рабочем месте. Манипуляцией она становится, если вас готовы отпустить только при наличии замены (а если зарплату поставили маленькую, никто не хочет идти на ваше место) или подбирают неопытного специалиста, которого обучить в оговоренные сроки просто нереально.

Еще одним видом манипуляции является «пристыживание» уходящего сотрудника, мол, как же так, бросаешь компанию в сложный период, мы же столько для тебя сделали, выучили … Тогда любой порядочный человек начинает чувствовать дискомфорт и собственное предательство. Некоторые даже не спят ночами и пьют успокоительное, часть готовы вернуться.

Разоблачить манипулятора

Чтобы переход был менее болезненным, нужно, прежде всего, распознать манипуляции нынешнего руководства, если они есть, конечно же (не путать путать манипуляции с заботой или просто опекой шефа) . Иногда работодатель готов удержать уходящего сотрудника только затем, чтобы после самому его уволить – уже по инициативе руководства. Поэтому постарайтесь разобрать ситуацию на нынешнем месте работы, отключив эмоции, исключительно на логическом уровне. Рисуйте схемы, пишите списки – вам должно стать очевидным, что и как происходит сейчас, что изменится с вашим уходом, на что вы можете повлиять, а где влияют на вас и почему.

Довольно часто в компаниях существует правило – не брать назад тех, кто ушел работать к противнику по рынку: такой поступок человека заставляет сомневаться в его лояльности.

Важные моменты перехода

Важно понимать, действительно ли к прямому конкуренту вы уходите. Иногда на рынке работают несколько крупных игроков, но напрямую конкурируют только, например, два, например. Или вариант, когда все всем конкуренты, поэтому у человека остается только два выхода: или уходить из сегмента и терять профессию, или идти к конкуренту, иного не дано.

Возвращение. Еще один важный момент – специалист, переходящий к конкуренту, далеко не всегда может вернуться назад. Довольно часто в компаниях существует правило – не брать назад тех, кто ушел работать к противнику по рынку: такой поступок человека заставляет сомневаться в его лояльности. Учитывайте этот момент, принимая решения.

При переходе к конкуренту важно понимать – на какие жертвы вы готовы идти, а на какие нет. И реально оценивать – какие из этих жертв реальные, а что есть результат ваших страхов.

Исключение могут составить те ситуации, когда человек уходит на проект или за новыми знаниями, иногда – потому что карьерный путь наверх закрыт непосредственным руководителем. Спустя некоторое время сотрудник может вернуться в родную компанию – уже на другую должность и в другой роли. Знаю несколько удачных историй «ушельцев», которые возвращались в родные компании на более высокую должность и успешно продолжали карьеру. В любом случае большинство работодателей рассматривают каждый случай возврата индивидуально, и, если за возвращающимся специалистом на его прошлой работе нареканий не числилось, он может вернуться .

«За» и «против». Сейчас популярна ситуация, когда на «схлопнувшемся» рынке мелкие игроки выбывают один за другим и, чтобы удержаться, работу можно сменить только на рабочее место у конкурента. Здесь уже вопрос выживания, поэтому важно понимать – на какие жертвы вы готовы идти, а на какие нет. И реально оценивать – какие из этих жертв реальные, а что есть результат ваших страхов и фантазий. Недаром говорят, что большая часть страхов распадается при трезвом анализе, поскольку связана именно с незнанием последствий. Поэтому продумывание наихудших последствий и разработка стратегии их преодоления – путь выхода из эмоционального напряжения.

Не слишком ли большой профессиональный скачок вы собираетесь совершить? Адекватно оценивайте свои силы.

Вызов. И последний момент – искушение. Нередко человеку хочется перейти к конкуренту, потому что условия слишком хороши. Но думайте не только о том, что вы сможете получить, но и о том, что от вас хочет конкурент. Не слишком ли большой профессиональный скачок вы собираетесь совершить? В общем, стоит адекватно оценивать свои силы. Вы должны быть уверены, что со всем справитесь.

Подводя итоги, скажем, что переход к конкуренту – явление, неприятное с моральной точки зрения. Тем не менее, не во всех случаях оно является синонимом предательства или поводом для угрызений совестим. Особенно сейчас, когда рынок труда сокращен и вряд ли сможет предлагать вакансии в новых проектах или открывающихся компаниях.

Поэтому, если решение о переходе принято, оно логичное, системное и взвешенное, далее нужно следовать разработанной стратегии, не поддаваясь на провокации и не скатываясь в эмоции. И тогда, возможно, спустя некоторое время выяснится, что это решение было судьбоносным. В лучшем смысле этого слова.

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Лучшие статьи за неделю – у вас в почте

Читайте также