По-женски: 5 украинских предпринимательниц, которые преуспели в бизнесе

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Если раньше женщин не воспринимали в мире больших переговоров, прибылей и связей, то сегодня ситуация полностью поменялась. Редакция портала rabota.ua поговорила с пятью украинскими девушками-предпринимательницами, которые успешно развивают собственные компании в самых разных отраслях.

катерина возианова

Катерина Возианова,  создательница мастерской мужских костюмов Indposhiv:

«Бизнес – это как банджи-джампинг, всегда будет страшно. Надо просто взять и сделать. Но, желательно, чтобы у вас был надежный тыл, чтобы не оглядываться постоянно назад», – говорит владелица и руководитель мастерской Indposhiv, специализирующейся на индивидуальном пошиве классических мужских костюмов, сорочек и аксессуаров, Катерина Возианова.

Более шести лет назад она приняла решение уйти с позиции бренд-менеджера крупной международной FMCG-компании: «Работа на «большого босса» – это стабильно, очень доходно, проходишь отличную школу. Но по мере того как компания разрастается, перестаешь видеть собственные результаты и достижения, повышается уровень бюрократии».

Уволившись, Катерина ушла работать к своему отцу, дизайнеру женской одежды, продвигать его бренд. Но сотрудничество не удалось, и через три месяца они распрощались. «Работать с родственником, и уж тем более с отцом, – сложно. Он не воспринимает советы, потому что ты его дочь, и иначе воспринимать тебя не может. Да и то, что работало в большой компании, не сработало в небольшом бизнесе», – объясняет Катерина.

мастерская Inposhiv

www.facebook.com/indposhiv

Девушка сразу же принялась искать свою нишу: «Идея делать одежду под заказ мне нравилась. В женской одежде конкуренция была очень большой, а в индивидуальном пошиве мужских костюмов ниша почти пустая, было только одно имя – Воронин. Подумала, что могу сделать не хуже. Да и мужчинам всегда нужны костюмы, плюс у этого направления красивая предыстория».

Открытие мастерской совпало с кризисом, но он больше помог Катерине стартовать, чем навредил, – цены на аренду упали. «Считаю, что кризис – время больших возможностей, так как все дешевле. Например, мы сняли квартиру в старом доме: в комнатах работали мастера, кухня была моим кабинетом, а гостиная – примерочной. Стены задрапировали тканью вместо обоев, потому что так дешевле».

мастерская Indposhiv

www.facebook.com/indposhiv

мастерская Indposhiv

www.facebook.com/indposhiv

мастерская Inposhiv

www.facebook.com/indposhiv

По словам Катерины, первым клиентом был ее друг, за ним пришел его друг – в общем, заработало сарафанное радио. «Потом мы пошли в интернет, и это был и есть наш основной источник клиентов. Во многом в работе мне помогал и помогает опыт продвижения бренда, полученный в международной компании», – говорит бизнесвумен.

Самая большая проблема, с которой столкнулась Катерина, – это подбор персонала. «Я поняла, что до этого работала в инкубаторе, куда попадали тщательно отобранные кандидаты, поняла, что совершенно не разбираюсь в людях. Люди, работающие на производстве, – очень специфические. Большинство из них не мотивирует то же, что и меня. Да и с профессионализмом есть проблемы», – говорит Катерина. Поэтому новых мастеров девушка обучает сама – на внутренних тренингах, которые проводят уже работающие в мастерской профи (к слову, в данный момент в команде – 20 мастеров).

мастерская Indposhiv

www.facebook.com/indposhiv

По ее словам, стабильности с коллективом удалось достичь только через три года. «Когда я только начинала, то каждая проблема выводила меня из строя, но потом я привыкла, закалилась и просто внесла нестабильность в бизнес-план. Другого выхода нет, – рассказывает Катерина. – Вообще, быть женщиной в бизнесе не так уж и сложно, особенно если в команде есть менеджеры, которые могут решать текущие проблемы. Усложнять жизнь может то, что женщины, в общем-то, более наивны, чем мужчины, и менее жесткие. Мне, например, очень сложно увольнять людей, мне их по-человечески жалко».

мастерская Indposhiv

www.facebook.com/indposhiv

Чтобы быть успешной и в бизнесе, и в личной жизни владелица мастерской старается постоянно развиваться (например, время от времени ездит с коллегами на выставки материалов за границу, в похожие мастерские Италии, Англии, и перенимает их опыт), старается заниматься спортом и … мало спит. «Сплю 4,5-5 часов. Тогда времени больше, – говорит Катерина. – Но вообще, гармонично совмещать бизнес и семью помогает личное отношение и планирование. Нельзя воспринимать дом просто как место, где ты отдыхаешь перед работой. Как и в бизнесе, в личной жизни тоже должен быть план мероприятий, в организации которых твоя роль очень важна. Вот эта вовлеченность и помогает отвлекаться от работы».

мастерская Indposhiv

www.facebook.com/indposhiv

мастерская Indposhiv

www.facebook.com/indposhiv

Советы новичкам:

«Самое главное в любом бизнесе – люди. Об этом никогда не стоит забывать. Могут быть потрясающие идеи, но если их некому выполнять – ни один бизнес не сможет выжить. Любой кризис – правильное время для старта «правильного» бизнеса. Это лакмусовая бумага, благодаря которой становится ясно, имеет ли бизнес право на жизнь, или нет. Еще любите клиента. Мне кажется, что в Украине очень мало компаний, которые по-настоящему клиент-ориентированы. Будьте гибче, подстраивайтесь под условия. Всегда продолжайте идти вперед, несмотря ни на что. Не забывайте о материальной миссии, она должна быть у каждого бизнеса».

ольга половко

Ольга Половко, создательница бренда женского белья Leaf:

«Собственный бизнес научил Ольгу Половко, основательницу бренда женского белья Leaf, трем основным качествам – доверять себе, помогать людям, благодарить и отдавать. Девушка говорит, что стартап для нее – это любимая работа, и совершенно неважно, сколько времени она ей уделяет. «Даже если работаешь до 23-24 часов, то ощущаешь себя только счастливее от осознания того, сколько всего полезного ты сегодня сделал, и какие результаты это может принести. Бизнес – это средство для саморазвития и роста, потому что ты пробуешь себя во многих ролях и получаешь опыт и знания из разных сфер», – говорит Ольга.

женское белье Leaf

www.facebook.com/leaf.ukraine

Идея производства женского белья пришла к девушке не спонтанно, а из собственного опыта и постоянной проблемы выбора между различными брендами. По словам Ольги, ей не хватало чего-то мягкого и лаконичного, чтобы не травмировало, не содержало лишних деталей и не выделялось пестрыми цветами. Ольга все чаще задумывалась над тем, что хочет создавать свое белье и все-таки решилась на это. Сложно было только осмелиться и сделать первый шаг, но помогла поддержка близких, а двигаться дальше было намного легче. Отправной точкой стало получение недостающих знаний, опыта и мотивации на курсах предпринимательства.

женское белье Leaf

www.facebook.com/leaf.ukraine

Многих начинающих стартаперов пугают и останавливают трудности, которые, рано или поздно, но появляются на пути. Ольга подходит к этому вопросу несколько иначе и считает, что слову «проблемы» не место в бизнесе. «Стараюсь видеть не проблемы и сложности, а возможности и задачи. Это добавляет немного игры в процесс и помогает быть позитивно настроенной в любой ситуации. Сложнее всего работать над собой. Успешность бизнеса и многих процессов зависит от руководителя и его состояния», – делится девушка. По ее словам, прежде всего, важно понимать, что бизнес нужен именно вам и никто, кроме вас, ничего не сделает и не добьется успеха. А еще, стоит просто начать действовать, потому что иначе вы рискуете остаться на одном месте и лишиться перспектив.

женское белье Leaf

www.facebook.com/leaf.ukraine

Сегодня в команде Leaf, помимо Ольги, работают еще два менеджера. Но на старте поиск профессионалов превратился в сложную задачу. Оказалось, что все решается просто – правильным описанием вакансии. «Был период, когда я думала, что на рынке есть дефицит подходящих кадров, но потом поняла, что неправильно составила запрос. Как только я четко описала в вакансии необходимого мне кандидата, то их сразу нашлось даже больше, чем я ожидала. Это было моим жизненным уроком. Составляйте запрос правильно и ответ/люди найдутся», – вспоминает Ольга. Также предпринимательница добавляет, что команда – основа проекта, и ее участников нужно подбирать очень тщательно: «Это люди, с которыми вы собираетесь проводить больше времени, чем с кем-либо. Более того, именно от них зависит успех будущего предприятия в целом».

женское белье Leaf

www.facebook.com/leaf.ukraine

А вот с клиентами у Leaf получилось все значительно проще – они нашлись сами, как только узнали о новом проекте и той продукции, которую он может предложить. Сработало сарафанное радио, и все «завертелось».

женское белье Leaf

www.facebook.com/leaf.ukraine

Сегодня проект сотрудничает с несколькими шоу-румами в разных городах Украины, интернет-магазином белья, а также напрямую со своими клиентами. Последних у бренда уже много. «Достаточно для того, чтобы не было времени на статистику», – смеется девушка.

женское белье Leaf

www.facebook.com/leaf.ukraine

На еще один вопрос, который волнует многих женщин в бизнесе: как совмещать карьеру и личную жизнь, Ольга пока сама не знает ответа: «Этой премудрости я еще учусь. Нужно уметь выключать в себе руководителя и владельца бизнеса и «уходить» с работы, даже если работаешь дома», – говорит она.

Советы новичкам:

«Тщательно планируйте, составляйте гипотезы и несколько вариантов решения каждого вопроса, верьте в себя, успех и людей».

 

Дарья Черникова

Дари Черникова, создает украшения ручной работы Dari Jewellery:

«Создание украшений для Дари – это не работа, а, как она сама говорит, жизнь. Девушка не разделяет свое время на «работу» и «после работы» – это единый, непрерывный процесс. Собственный бизнес научил многому – доверять себе, не бояться, не сравнивать себя с другими и продолжать идти вперед, несмотря на трудности.

Dari Jewellery

www.facebook.com/dari.jewellery

Это и не удивительно, ведь запуску бренда ювелирных украшений ручной работы Dari Jewellery, вопреки всем правилам, не предшествовало тщательное планирование. «Я всегда любила ручной труд, просто в какой-то момент очень органичным образом мое внимание сконцентрировалось именно на ювелирном искусстве», – вспоминает Дари. До старта девушка успела закончить художественное училище и Киевский центр ювелирного искусства, но основные знания получила в частной мастерской.

Dari Jewellery

www.facebook.com/dari.jewellery

Запуск проекта означал для девушки поиск собственного пути продвижения, отличного от того, по которому работают крупные предприятия. Нужно было самостоятельно решать, как изготавливать украшения, где доставать материалы и как продавать. «Сложно было, скорее, не стартовать, а прокладывать совершенно новый способ ведения работы. Не на заводе, а именно самостоятельно, да еще и с суровым металлом, да еще и будучи девушкой. Близкие поддерживали в меру, где-то отговаривали, где-то помогали и воодушевляли», – вспоминает Дари. Кроме того, были проблемы с ресурсами для покупки инструментов и оборудования высокой стоимости.

Dari Jewellery

www.facebook.com/dari.jewellery

Dari Jewellery

www.facebook.com/dari.jewellery

Каждое украшение девушка создает вручную, а потому в этом деле не обойтись без особого подхода. В частности, это касается металла. «С металлом работать сложно. Он может быть как податливым, так и очень капризным. Бывает, в один день работа идет как по маслу, а в другой – все из рук валится, портится и ломается. Мне важно быть довольной тем, где я нахожусь, и быть уверенной в правильности своих целей. Только в таком состоянии я вообще начинаю что-то делать», – рассказывает мастер.

Dari Jewellery

www.facebook.com/dari.jewellery

Dari Jewellery

www.facebook.com/dari.jewellery

Первые клиенты появились у Дари еще до открытия Dari Jewellery. Они, по признанию девушки, находились сами. А продвигать проект помогли опять же социальные сети и положительные отзывы, которые очень быстро распространялись.

Dari Jewellery

www.facebook.com/dari.jewellery

Dari Jewellery

www.facebook.com/dari.jewellery

Ювелирные украшения девушка создает сама, а помощницы появились только этим летом. Дари также отмечает, что определенный дефицит кадров все же имеет место: «У меня есть много критериев, по которым определяю, готова ли я работать с человеком бок о бок или нет. В первую очередь это, конечно, профессионализм, но также должна быть любовь к своей работе. Для меня важно, чтобы человек получал удовольствие от того, что делает, а не «тратил время на работу», а после – начинал жить».

Dari Jewellery

www.facebook.com/dari.jewellery

Dari Jewellery

www.facebook.com/dari.jewellery

Dari Jewellery

www.facebook.com/dari.jewellery/

Основной канал продаж украшений – интернет, а средство рекламы – фотографии, которые просто не могут остаться без внимания. Хотя клиенты говорят, что реальные изделия выглядят даже красивее, чем на фото».

Советы новичкам:

«Важно понимать, что каждый человек идет своим путем. Нельзя сравнивать себя с другими – только с самим собой в прошлом. Старайтесь делать то, что по сердцу, а не то, что кажется престижным. Если доверять себе, усердно работать и постоянно учиться, быть гибким и восприимчивым – все обязательно получится. Всему свое время».

Анна Коваленко и Анастасия Янковенко

Анна Коваленко и Анастасия Янковенко, создательницы бренда женской одежды Must Have:

«Для Анны и Анастасии проект Must Have – это не работа, а, скорее, общее хобби, к которому девушки привлекли даже своих друзей и родных, а парни и мужья уже успели стать членами команды. Конечно, от любимого дела тоже иногда хочется отдохнуть, но бизнес-леди признаются, что не могут не думать о своем бренде даже час.

женская одежда Must Have

www.facebook.com/MustHave.ua

Когда пять лет назад девушки начинали проект, в Украине еще мало кто знал, что такое стартап. Анна в то время работала журналистом, а Анастасия – помощником директора в финансовой компании. Обе девушки отмечали для себя недостаток стильных вещей, которые можно было носить на работу. Именно так и появилась идея Must Have. «У нас было хобби, свое дело – шили одежду для девочек, которую сами с удовольствием носили. Для нас вообще не существует слова бизнес, если это касается нашего бренда. Если мы и думаем о том, как заработать деньги, то только для того, чтобы приобрести новое оборудование, расширить производство, закупить большую партию хороших тканей», – рассказывают Анна и Анастасия.

женская одежда Must Have

www.facebook.com/MustHave.ua

женская одежда musthave

www.facebook.com/MustHave.ua

женская одежда Must Have

www.facebook.com/MustHave.ua

Компания развивалась постепенно. На первых порах девушки заказывали пошив моделей в различных ателье, но столкнулись с проблемой срыва сроков. После очередной такой неприятности было принято решение изготавливать одежду самостоятельно. Анна и Анастасия купили швейную машинку, раскройный стол, наняли швею, закройщика и стали налаживать производство. Первый небольшой магазин открылся в Бердичеве, где сейчас располагается производство Must Have.

женская одежда Must Have

www.facebook.com/MustHave.ua

Со временем девушки приняли решение о переезде в Киев и открытии первого шоу-рума. «Изначально мы не строили больших надежд и начинали с малого. Так как у нас нет специального образования в сфере дизайна, то мы с нуля изучали все термины, виды тканей и оборудования. Все возникало постепенно, вместе с тем, как росли наши знания и опыт», – говорят предпринимательницы. В процессе становления Анне и Анастасии очень помогали близкие, вложившие небольшую сумму в покупку первой машинки и аренду помещения.

женская одежда Must Have

www.facebook.com/MustHave.ua

женская одежда Must Have

www.facebook.com/MustHave.ua

женская одежда Must Have

www.facebook.com/MustHave.ua

Первые два года деятельности Must Have основательницы продолжали корпоративные карьеры и вкладывали заработанное в собственный проект: «Первый год мы обе работали на наших постоянных работах, потому что прибыли было мало, а хотелось не стоять на месте: покупать новые ткани, оборудование, увеличивать штат, иметь свой красивый шоу-рум. Почти вся зарплата шла на развитие нашего «детища». Но, если в декрете ты сначала все время уделяешь ребенку, а потом выходишь на работу, то тут совсем наоборот. С каждым новым заказом, мы понимали, что без пристального внимания и постоянной заботы ребенок будет болеть и плохо развиваться». Так, сначала со своей должности ушла Аня, а Настя приняла такое решение спустя год, когда MustHave уже достаточно окреп и появилась стабильная прибыль.

женская одежда Must Have

www.facebook.com/MustHave.ua

женская одежда Must Have

www.facebook.com/MustHave.ua

Наибольшей проблемой для Анны и Анастасии на старте и по сегодняшний день является поиск качественных тканей по приемлемой цене. Материалы приходится закупать в Турции, Польше и подыскивать более выгодные варианты, чтобы цены на одежду оставались доступными. Был и ряд других вопросов: «Сложно было наладить само производство, своевременный пошив коллекций, логистику, сайт – но это все даже не назовешь проблемой. Это задачи, которые можно решить. Мы стараемся все делать по закону, правильно и качественно – поэтому и проблем возникает мало», – делятся девушки.

Тем не менее, Анна и Анастасия уверены, что любой вопрос и любая проблема абсолютно решаемы. Необходимо только учиться на своих ошибках и совершенствоваться: «Самое главное понимать, что, если в чем-то ты добился успеха, то не стоит оставлять все, как есть. Всегда надо совершенствоваться – это наш девиз. Поэтому вопросы помещений, производства и работников у нас до сих пор открыты. Всегда ищем новых, талантливых людей, оптимизируем сроки производства, качество и сервис».

женская одежда Must Have

www.facebook.com/MustHave.ua

Штат бренда уже насчитывает 150 человек. «Это около  100 работников производства, 4 администратора шоу-румов и 10 консультантов в щоу-румах. В киевском офисе постоянно находятся PR-директор, HR-директор, директор и два менеджера по развитию. Финансист, айтишник и юристы со свободным графиком. В офисе на производстве 13 человек, среди них: исполнительный директор, операционный директор, директор по производству, экономист, два администратора интернет-магазина, менеджер по логистике, менеджер по оптовому сотрудничеству, администратор сайта», – поясняют девушки.

женская одежда Must Have

www.facebook.com/MustHave.ua

Что же касается поиска клиентов, то здесь очень пригодились социальные сети и все то же сарафанное радио, которое отлично работает даже сегодня. Клиентская база компании насчитывает 15 000 человек, а за месяц, в среднем, производится около 5 000 единиц одежды.

В год Must Have выпускает 4 коллекции, и наполнение каждой из них зависит от сезона за окном.«Весной – это романтичный крой и яркие оттенки, летом – много летящих силуэтов и идеальных платьев для отпуска, осенью – приглушенные цвета, пальто, а зимой – теплые свитера, платья. Модели мы создаем исходя из собственной фантазии, с учетом текущих трендов и самое главное – потребностей наших покупателей», – объясняют девушки.  Собственный бизнес научил Анну и Анастасию, прежде всего, планировать и ставить перед собой самые высокие цели. А еще – не впускать в свою жизнь негатив, и делать все так, как для себя самой».

Советы новичкам:

«Прислушивайтесь к себе, верьте в свои силы и искренне получайте удовольствие от того, чем занимаетесь. В противном случае – все заглохнет так же быстро, как и начиналось. Если вы не уверены, что готовы посвятить своему делу всю жизнь – лучше не стартовать. А вообще, есть одно замечательно правило – лучше сделать и жалеть, чем не сделать и потом корить себя за это».

Катерина Андреева

Екатерина Андреева, основательница кафе «Любовь-морковь»:

«Идея создания собственного заведения пришла к Екатерине Андреевой еще в детстве. Будучи ребенком, она всегда любила посещать кафе. «Я наблюдала за работой персонала, представляла, какие вопросы у них могут возникать внутри коллектива, и как они их решают, смотреть на обслуживание и гостей. Я представляла, что бы изменила, а что – непременно оставила», – вспоминает девушка. А вот концепцию будущего кафе Екатерина обдумывала около года: она стала результатом собирательных трудов в путешествиях и поездках.

кафе любовь-морковь

www.facebook.com/lybovmorkov

«Любовь-морковь» существует уже 3 года. Это заведение с полезной едой, сладостями, приятной атмосферой и постоянными мероприятиями. Екатерина признается, что стартовать ей было совсем несложно – все благодаря характеру и большому желанию реализовать проект. Помогли также привлеченные инвестиции. Первых клиентов принесли те же соцсети: без них в современном бизнес-мире уже не обойтись.

кафе любовь-морковь

www.facebook.com/lybovmorkov

кафе любовь-морковь

Самой большой сложностью стал, как и для большинства предпринимателей, подбор персонала. «Сейчас в команде 15 человек. Есть дефицит кадров, в частности, для нас очень важно, чтобы человек хотел реализоваться и расти именно в этой сфере, а таких найти еще сложнее», – делится бизнес-леди.

Кроме того, проблемой стало делегирование. На первых порах функционирования своего проекта приходится делать все и сразу, а со временем передавать обязанности другим людям очень сложно – не хватает уверенности, что все будет выполнено на «отлично». «Для того, что бы бизнес работал одинаково хорошо как с тобой, так и во время твоего отсутствия, нужно уметь делегировать и не закрывать на себе большое количество вопросов. Твой бизнес – это твоя команда. Каким бы ты ни был хорошим специалистом, ты не сможешь все делать самостоятельно», – говорит Екатерина.

кафе любовь-морковь

www.facebook.com/lybovmorkov

Еще одним испытанием стал кризис, который ударил практически по всем сферам бизнеса. Екатерина говорит, что кафе продолжает работать благодаря минимизации затрат, максимизации выгоды для клиентов и особому подходу к гостям.

кафе любовь-морковь

www.facebook.com/lybovmorkov

кафе любовь-морковь

www.facebook.com/lybovmorkov

Основательница кафе «Любовь-морковь» признается, что не всегда успевает делать все и сразу, совмещать работу и личную жизнь – старается планировать и заниматься тем, что приносит ей удовольствие. А еще использует несколько интересных приемов: «Я стремлюсь всегда разделять свое время и дни для отдельных сфер. Например, выделять определенный день для семейного времяпрепровождения, один раз в неделю заниматься домом и домашними делами, в какой-то день больше внимания уделять себе. Приходя с работы домой, заниматься только ребенком, когда ребенок ложиться спать – это время для себя или для нас с мужем. Такое разделение помогает мне ставить акценты и больше концентрироваться на каждом процессе.

Также я очень люблю технику «7 минут». Суть в том, что нужно выбрать задачу, поставить таймер на 7 минут и на протяжении этого времени заниматься только одним делом. Это кажется очень просто, но попробуйте, например, поставить задачу убрать на кухне или на рабочем столе за 7 минут и больше ни на что не отвлекайтесь. Вы будете удивлены как много можно успеть за столь короткий период».

кафе любовь-морковь

www.facebook.com/lybovmorkov

За время ведения бизнеса Екатерина успела стать мамой. Этот период жизни достаточно сильно изменил ее и помог посмотреть на многие вещи совсем с другой стороны: «Я стала определенно спокойнее, научилась отпускать и принимать ситуации, легче воспринимать критику». Тем не менее, бизнесвумен уверена, что быть женщиной в бизнесе совсем не сложно – нужно просто иметь определенную настойчивость и трезвость рассудка. И не давать волю эмоциям – они не самый лучший помощник».

Советы новичкам:

«Найдите то, что вам нравится и то, чем вы готовы заниматься даже бесплатно, и развивайтесь в этой сфере. Изучайте истории успеха великих компаний, ищите личные авторитеты в вашей сфере и учитесь у них. Не бойтесь делать ошибки – это личный опыт, который бесценен. А также всегда помните о том, что вы женщина: в какой бы роли на данный момент вы не пребывали, оставайтесь ею в душе, работайте над своей женственностью и получайте удовольствие от жизни».

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Лучшие статьи за неделю – у вас в почте

Читайте также