Обратная связь – как медаль, имеет две стороны. Одно ее проявление – это развитие: она помогает работать над собой и двигаться вперед. Но результат может быть и противоположным: создание барьеров и убеждений, которые мешают человеку достигать целей. От всех ли нужно принимать обратную связь, и как отделить зерна от плевел? Где искать ответы на свои вопросы, чтобы не сбиться с выбранного пути?

Условность авторитетов

Мешать нашему развитию может как слепая вера в чужое мнение, так и неспособность прислушаться к нему. Для иллюстрации приведу два примера.

Много лет назад один именитый тренер решил оценить мой стиль работы и коммуникации с людьми. По его мнению, я все делала неправильно. И мне нужно было выбрать совершенно другую стратегию развития, иначе ничего не получится. У меня был выбор – прислушаться к себе или к влиятельному эксперту. Принять правильное решение помог разбор ситуации, особенно – одного важного нюанса: обратную связь мне передали через другого человека, словно это сплетня.

Я не игнорировала «послание». Проанализировала его. Подумала о том, могу ли принять эти слова и применить их, чтобы не ломать себя. И поняла, что это мнение не вписывается в мою картину мира, и учитывать его я не хочу. Продолжила прислушиваться к себе, следовать своим целям, и время показало, что это был правильный выбор.

Игнорировать обратную связь – означает остановиться в своем развитии. Это важный аспект профессиональной деятельности, целый раздел жизненной книги.

Двигатель прогресса

Но может сложиться и другая ситуация. Однажды моя знакомая организовывала грандиозное, очень важное для себя мероприятие, и по рекомендации друзей обратилась к мастеру, которая готовила кондитерские изделия на заказ. С ценовой политикой, как в профессиональном магазине. Они обсудили важные параметры, а в день мероприятия кондитер прислала фотографию своего произведения – других цветов и с очевидными дефектами.

Моя знакомая попросила исправить погрешности, очень культурно и спокойно. Изделия оказались вкусными, и она сообщила об этом мастеру, поблагодарила за работу. Но вот друзья, которые дали ей рекомендацию, прекратили с ней общение, объяснив: «Нужно уважать человеческий труд». Так нежелание принимать обратную связь мешает развиваться.

Если обратная связь интересна, стоит проанализировать ее, уточнить, в каком именно контексте проявлялись те или иные рекомендации. Потому что ни одна ситуация, как отпечаток пальца, не повторится. Универсальных решений нет.

Здорово, когда человек находит свой талант и зарабатывает благодаря ему. Но обычно это сфера обслуживания, и зачастую – все-таки не нишевая парфюмерия, а услуги, которые выполняются по заказу клиента, и его пожелания важно учесть. Вероятно, и без обратной связи можно удержаться на плаву. Но вряд ли удастся в будущем создать, например, свою шоколадную фабрику.

Игнорировать обратную связь – означает остановиться в своем развитии. Это важный аспект профессиональной деятельности, целый раздел жизненной книги. Более того, лично мне, например, сложно общаться с человеком, который не реагирует в процессе коммуникации, в том числе и в рабочих отношениях. Я не вижу смысла в таком общении, поскольку человек не может только отдавать. Его ресурс нужно пополнять, а общение без грамотной обратной связи не позволяет это делать.

Почему авторитеты условны, а к обратной связи нужно относиться избирательно: колонка коуча Анны Егоровой

Только спокойствие

Я с уважением отношусь к опытным профессионалам в любой сфере: они прошли путь проб и ошибок, и им, безусловно, есть что сказать. Можно и важно просить об обратной связи. Но порой люди могут давать советы, не уточняя, нужны ли они. На мой взгляд, к этому лучше относиться спокойно. Воспринимать как книгу: читать ее, напитываться информацией – но применять ли, решать только нам, это наше право.

Если обратная связь интересна, стоит проанализировать ее, уточнить, в каком именно контексте проявлялись те или иные рекомендации. Потому что ни одна ситуация, как отпечаток пальца, не повторится. Универсальных решений нет. Но есть опыт и знания, которые полезно хранить, наполнять внутреннюю «копилку» с инструментами, из которой при необходимости выбирать что-то подходящее и пробовать это применять.

Став коучем, я перестала давать людям советы. Вообще. Иногда этого даже ждут – например, собеседник делится своим опытом и наблюдает за реакцией. Не получая ее, уточняет: «А ты как думаешь?» Я предпочитаю бросить этот мячик обратно: «Не знаю. А ты?»

Если мы слышим от другого человека не то, что хотели бы, реакция бывает очень эмоциональной. Как справиться с этим? Не спешить с ответом. Дать себе время отдохнуть. Не отвечать на реплики или письма, которые вызывают злость и обиду, сразу же. Глубоко дышать и задавать себе вопросы: «Насколько для меня важно мнение этого человека? И применимы ли его слова к моей ситуации?»

Важно помнить, что профессионал зачастую спрашивает, хотят ли узнать его мнение. И никогда не критикует личность – только сам проект, задачу. Возможно, другой человек прав, и проекту действительно чего-то не хватает? Если это так – есть смысл пересмотреть свои действия. А если нет – то не стоит тратить ресурсы на переживания. Лучше инвестировать их в достижение своей цели.

Непрошенные советы и коучинг

Став коучем, я перестала давать людям советы. Вообще. Иногда этого даже ждут – например, собеседник делится своим опытом и наблюдает за реакцией. Не получая ее, уточняет: «А ты как думаешь?» Я предпочитаю бросить этот мячик обратно: «Не знаю. А ты?» Только когда человек начинает разбираться в себе сам, приходит истинное понимание цели и того, что нужно делать.

Именно этим мне так нравится коучинг: он позволяет человеку услышать себя настоящего, сделать свой выбор, раскрыть потенциал. Причем как собственный, так и своей команды – научившись ставить задачи в коучинговом формате, «сшивать» цели компании и личные цели сотрудников и многому другому.

Коучинг – это не психотерапия, не тренерство, не консультирование. Он помогает самостоятельно анализировать риски и брать на себя ответственность. Без оценок и советов. В бизнесе и любых других сферах жизни, более того – невозможно нахвататься инструментов, чтобы «починить» что-то на работе, пока все разваливается, например, в семье. Это системный подход, который помогает сбалансировать всю жизнь. Это также эффективный инструмент развития лидеров: не каждый руководитель готов слушать консультанта, который рассказывает, как ему управлять его же компанией. В коучинге все решения человек находит сам.

Почему авторитеты условны, а к обратной связи нужно относиться избирательно: колонка коуча Анны Егоровой

Разговор по душам с самим собой

Наши цели теряются среди посторонних «шумов». А во время коучинга все лишнее уходит – и цель проявляется четко, видна, как на ладони. Вне работы с коучем, можно попытаться играть эту роль для самого себя, прибегнуть к самокоучингу.

Так уж устроены люди – зачастую мы внешне ориентированы, нам важно, чтобы вопрос прозвучал от другого человека. Наверное, только просветленные люди – например, монахи, достигли того уровня, чтобы задавать себе вопросы и искренне на них отвечать. Но важно учиться. Такие вопросы помогают удерживать себя на пути к цели, не сбиваться с него.

От нас зависит очень многое, если есть знание своей цели и вера в нее. Себя не ищут, а создают.

Например, я часто задаю себе такие вопросы:

– Насколько для меня важен этот проект? Чем именно он ценен?
– Что этот проект мне даст, какую пользу принесет? Как он повлияет на другие мои проекты и показатели?
– Что будет для меня наилучшим результатом?
– Чего я хочу вместо того, что имею сейчас?
– Какие пути решения мне известны? Какой путь решения будет лучшим для меня?
– Какие инструменты я использую? Возможно, есть другие варианты?
– Та ли это эмоция, которую я хочу испытывать? Что мне это приносит, какой вред или пользу? Как это можно исправить, чтобы вернуться в ресурсное состояние?

А в конце года также можно спрашивать себя:

– Что полезного я сделал(-а) за этот год?
– Насколько лучше и эффективнее стал(-а)?
– Какие люди были рядом со мной?
– Таким(-ой) ли я хочу быть в следующем году?
– Какие результаты хочу получить? Какие задачи могу поставить? Какой вызов принять?

Эти вопросы приводят в чувство. Как будто надеваешь очки и начинаешь видеть, что тебе делать. Порой люди доживают до зрелого возраста, но не осознают ценности своего пути, не видят в нем смысла – я считаю, что это страшно. Способность слушать себя позволяет жить осознанно, посвящать время тому, что любишь. Тогда, даже если споткнулся и упал, есть силы встать и пойти дальше.

Конечно, от коучинга и самокоучинга не стоит ждать волшебства. Если человеку не хватает знаний, ему нужен не коучинг, а курсы. Это не панацея – не менее важно учиться и перенимать опыт экспертов.

«Завтрамены» и ответы, которые есть у каждого

Мы любим перекладывать ответственность за свою жизнь. «Не было нужного момента», «Мне не помогли», «Меня сбили в толку», «Я родился не в той семье»… Отговорок сотни, и все они не имеют смысла. Множество людей родились «в той семье» и потеряли все, что им дали при рождении. И наоборот. Безусловно, есть внешние факторы, на которые мы не можем влиять. Но от нас зависит очень многое, если есть знание своей цели и вера в нее. Себя не ищут, а создают.

Еще один способ отдалить свою цель – отложить ее. Есть даже специальный термин – «завтрамен»: человек, который завтра займется йогой, пойдет на курсы, запустит новый проект… Начнет жить. В коучинге есть замечательный вопрос: «Что ты готов сделать для своей цели уже сейчас?» Если ничего – это просто не та цель.

Итак, как же работать с обратной связью от других людей, на чье мнение и опыт полагаться, планируя свое развитие? Обратную связь важно анализировать, выбирать зерна истины, применять для своего роста. Но искать ответы важно только в себе: они уже есть у каждого из нас.