Партнер рубрики

yakaboo

Ежедневно книжный рынок открывает миру множество новых авторов, работы которых помогают читателям совершить собственные открытия. Редакция сайта rabota.ua запускает новую рубрику – MustRead. Раз в две недели мы будем знакомить вас с наиболее известными и полезными книгам о личностном и профессиональном развитии. О них стоит знать каждому, кто стремится развивать свои сильные стороны и открывать новые. Книжный партнер рубрики – интернет-магазин Yakaboo.

В нашем первом выпуске рубрики мы читали книгу Михайя Чиксентмихайи «Поток. Психология оптимального переживания». В сегодняшнем выпуске – книга операционного директора Facebook Шерил Сэндберг «Не бойся действовать. Женщина, работа и воля к лидерству». Десять ключевых мыслей, которые вдохновляют взять жизнь и карьеру в свои руки.

Автор и ее книга

Шерил Сэндберг – представитель поколения людей, считающих, что в их распоряжении находится множество карьерных и жизненных возможностей. Однако на личном опыте столкнувшись с до сих пор существующими  барьерами, она научилась преодолевать их сама и помогать в этом другим женщинам.

Сэндберг окончила Гарвард со степенью бакалавра экономики, работала во Всемирном банке и возглавляла кадровую службу министерства финансов США, затем занимала позицию вице-президента по международным операциям в Google, когда компания только лишь набирала обороты. После этого ее пригласили в Facebook на позицию операционного директора.

Топ-менеджер постоянно находилась между необходимостью быть с командой проекта в ключевые моменты его развития и с семьей, стремясь на отлично исполнять свою роль матери. Но проанализировав свои действия, она поняла: чтобы успешно проявлять себя в разных аспектах жизни, нужно минимизировать страхи и сомнения, внушаемые женщинам на протяжении их жизни, и вместо этого развивать в себе внутреннюю силу и настойчивость.

В своей книге «Не бойся действовать» Сэндберг призывает к преодолению барьеров на пути к женскому лидерству, которое, как надеется автор, вскоре перестанет дифференцироваться по гендерному отличию и станет единым для всех. На собственном примере, а также на примере своих коллег, она описывает, как из небольших шагов выстраивается путь к истинному равноправию в карьере и жизни.. Доходы от издания книги перечисляются в одноименную некоммерческую организацию по поддержке женщин – Lean In.

Женщина может быть лидером: формула успеха

1. Самосбывающаяся смелость

Лидерство требует идти наперекор своему страху и делать все необходимое вопреки условностям. Корпоративная среда в силу устоявшихся гендерных стереотипов создает условные ограничения для женщин, для преодоления которых требуются дополнительные усилия и решимость.

Многие карьерные возможности достаются их коллегам-мужчинам лишь по той причине, что у них чаще хватает смелости заявить о своих способностях, в то время как женщины боятся, что не справятся с высокой степенью ответственности и не обладают всеми необходимыми навыками. Женщины чаще склонны держать свое мнение при себе. Также для них также характерен «синдром самозванца» – когда человек считает похвалу незаслуженной, а все свои успехи приписывает удачному стечению обстоятельств и другим людям.

Шерил призывает задаться вопросом «Что бы я сделала, если бы не боялась?», а потом пойти и сделать: поднять руку и задать свой вопрос перед огромной аудиторией, подать резюме на вакансию мечты или стать лидером целой команды.

Профессиональные амбиции, вполне естественные для мужчин, для женщин считаются делом второстепенным, а кое-где и открыто неодобряемыми. […] Амбициозными, властными, успешными мужчинами принято восхищаться, тогда как представительницы противоположного пола, демонстрирующие точь-в-точь те же качества, зачастую получают лишь общественное порицание.

2. Всеобщее благо – в свою пользу

Как рассказывает Сэндберг в своей книге, во время одного из экспериментов участникам предложили оценить похожие результаты работы представителей разных полов. Несмотря на позитивную оценку компетентности в обоих случаях, в качестве возможного коллеги чаще предпочитался мужчина, которого наделяли, в отличие от женщины, более положительными характеристиками. Ирония эксперимента была в том, что к оценке были представлены результаты лишь одной женщины, которую во второй случае просто назвали мужским именем.

На пути к успеху Шерил советует женщинам использовать такую тактику поведения: чаще заявлять о своих интересах в контексте общих – например, будучи руководителем проекта, говорить об успехе всей команды, или во время переговоров о новом рабочем месте, заявить о намерении торговаться, упомянув что, как правило, женщинам приходится работать в иных условиях. Также свои доводы важно подкреплять реальными фактами и обоснованиями.

Сэндберг рекомендует эту тактику, поскольку все еще считается, что мужчина в первую очередь должен думать о собственном продвижении, а женщина – об общем благе и о том, как снискать одобрение коллег, а также постоянно подтверждать свое право иметь то, что мужчинам достается по умолчанию.

Не приходится удивляться тому, что женщины решаются торговаться куда реже, чем мужчины. Ведь для них это почти то же самое, что идти по минному полю на высоких каблуках спиной вперед. Должны ли мы играть по правилам, придуманным для нас другими? Стоит ли нам искать способы продемонстрировать свое дружелюбие, не становясь при этом слишком услужливыми…? Я понимаю, что когда я советую женщинам изменить мир, опираясь на несправедливые правила и предвзятые представления, это звучит парадоксально. […] (Но) каждый хороший переговорщик знает: чем глубже ты понимаешь того, с кем пытаешься договориться, тем лучшего результата сумеешь добиться.

3. Не подъем, а взлет к вершине

Успех – в компаниях, которые предлагают не стабильность, а рост. Многие видят успех как стабильное и неуклонное стремление вверх в заданном направлении. Поэтому чаще всего они предпочитают стабильные отрасли и компании, которым уже есть что предложить своим сотрудникам. Но, как утверждает Шерил, главным ориентиром для выбора должна выступать возможность быстрого роста.

Даже небольшой стартап, который стремительно развивается, может стать своеобразной ракетой и помочь выйти на другой уровень. Так было и в карьере самой Шерил, когда она принимала решение о работе в Google: тогда компания была еще совсем плохо организованной, но уже обещала большие перспективы, изменения в ней происходили почти ежедневно.

Лианы («прыжки» в сторону новых возможностей, которые могут быть рискованными, но быстрее доводят до желаемой цели – ред.) дают больше простора для творчества и больше возможностей добраться до вершины. […] Возможность проложить собственный путь, двигаться, иногда спотыкаясь, идя окольными путями или даже забредая в тупики, позволяет самореализоваться. […] Каждый из нас хочет получить работу, которая увлекает и вдохновляет на подвиги. Поиск подобного места требует одновременно настойчивости и гибкости, поэтому я рекомендую одновременно держать в голове две вещи: жизненные цели и подробный план действий, составленный на полтора года вперед.

4. Наставник важен, но сначала – действие

Не бойтесь просить о поддержке, но сначала начните действовать. Наставничество в корпоративной культуре зачастую считается не просто важной, но и необходимой составляющей профессионального роста молодых сотрудников. Поэтому большинство из них обращается к более опытным профессионалам внутри своей компании или отрасли с просьбой о поддержке и наставлении на их пути.

Но, как правило, у тех, к кому они обращаются, не хватает времени на ожидаемый уровень поддержки. Поэтому автор рекомендует в самом начале своей карьеры действовать так: сосредоточиться на результатах и ожидать ответов на конкретно заданные вопросы, возникающие в процессе. Помощь, по словам Сэндберг, будет гораздо эффективней, если наставник будет знать, в чем она заключается. Но также не менее значима помощь со стороны сотрудников одного уровня, которые могут помочь советом, актуальным и для них самих.

Большинство из тех, кто достиг позиции, позволяющей быть наставником, отлично умеют решать проблемы. Так расскажите о проблеме, которую нужно решить. Иногда женщины, обладающие незаурядным потенциалом, с трудом заставляют себя попросить о помощи, поскольку не хотят признаваться, что находятся в тупике. Между тем неуверенность в том, как следует поступить – одно из самых естественных человеческих чувств. […] И попросить помощи – не признак слабости: зачастую это первый шаг к тому, чтобы найти путь вперед.

5. Честность как основа отношений

В деловой среде люди часто склонны скрывать свои истинные мысли и чувства, боясь показаться непрофессиональными. Например, не всегда говорят о том, что их может что-либо беспокоить, не позволяют себе проявлять те или иные эмоции, слепо продолжают следовать заданным правилам, вместо того, чтобы их менять. Но такое поведение может навредить не только окружающим, но и компании в целом. Так, подчиненные испытывают высокую степень нагрузки, но не признаются в этом, и это приводит к эмоциональному и физическому выгоранию.

Мнение Шерил: нельзя скрывать истинное положение дел, но важно донести его так, чтобы быть понятым. Необходимо принимать точку зрения собеседника, но и доносить свою. Стремиться к профессионализму, но при этом не утрачивать человечность.

Эффективная коммуникация начинается в тот момент, когда мы осознаем: существует наша точка зрения (наша правда) и точка зрения оппонента (его правда). Правда редко бывает абсолютной, и люди, полагающие, что они вещают абсолютную истину, просто-напросто затыкают рты другим. […] Мы все хотим быть услышанными, и когда стараемся показать другим, что слушаем их, действительно обретаем способность их услышать. […] Когда люди общаются честно и открыто, признательность окружающих вдохновляет их на то, чтобы продолжать действовать в том же духе, одновременно посылая нужный сигнал всем остальным.

Право на лидерство: 10 ключевых мыслей из книги топ-менеджера Facebook «Не бойся действовать»

6. Семья – не помеха карьере

Не спешите преждевременно сходить с карьерной дистанции, планируя семью в будущем. В течение обучения и в первые годы построения карьеры мужчины и женщины идут на равных и демонстрируют одинаковые результаты. Но со временем, когда встает вопрос о создании семьи, именно женщины склонны идти на уступки, в то время как мужчины продолжают идти к намеченному. Женщины иногда задолго до появления семьи и детей начинают принимать ряд стратегических карьерных решений: например, отказываться от выгодного предложения, считая, что в будущем не будут способны справиться с обязательствами в обоих сферах жизни. Шерил утверждает: мысля таким образом, женщины лишают себя порой ключевых возможностей, поддаваясь общественным ожиданиям.

Есть много важных причин, по которым человек может бросить работу. Для многих людей сидеть дома и ухаживать за детьми – прекрасный, а зачастую и необходимый выбор. Не каждый родитель может и должен работать вне дома. […] Я утверждаю лишь, что притормозить в гонке ради карьеры необходимо, когда вам нужен перерыв или когда у вас родился ребенок, – но не раньше и уж, конечно, не за много лет до этого. Месяцы и годы, предшествующие рождению ребенка, – это время для того, чтобы двигаться вперед, а не для того, чтобы сходить с дистанции.

7. Карьерный принцип 50/50

Как женщины способны справиться с «мужской» работой, так мужчины – с «женской». По мнению Сэндберг, ключ к успеху в работе и счастью семьи – в партнерстве. Сознательно принимая решение в равной степени разделить общие обязанности партнеры также помогают друг другу быть более независимыми в вопросах карьерного развития. Согласно статистике, которая приводилась в книге, наиболее успешными становятся женщины, которые освобождены от своей половины домашних и семейных забот.

Гендерные стереотипы живучи за счет того, что они сами себя поддерживают. Всеобщая уверенность в том, что для матери семья всегда будет на первом месте, мешает женщинам реализоваться в профессии, поскольку работодатели не верят в их способность проявить нужную степень преданности работе. Для мужчин верно обратное – все ждут, что карьера всегда будет для них важнее семьи. […] Равное партнерство в семье не только приносит пользу сегодняшним парам, но и готовит почву для жизни следующего поколения.

8. Сделанное – лучше, чем идеальное

Плакат с такой надписью висит в офисе Facebook. Стремясь к идеальности во всех сферах жизни, женщины добиваются обратного результата. Так, дополнительные часы на работе не обязательно будут полезны для развития проекта, а забота о семье не должна отнимать все свободное время. Но, как правило, женщины стремятся именно к тому, чтобы сделать все «в совершенстве», когда в этом совсем нет необходимости. Если же они не справляются с намеченной целью, то испытывают чувство вины по этому поводу – перед коллегами или детьми. Совершенство чревато либо разочарованием, либо вовсе отказом от действий.

Вместо того, чтобы задаваться вопросом «Сможем ли мы иметь все?», нам следует задавать более практический вопрос: «Можем ли мы сделать все?» И правильный ответ – нет. […] Как ни парадоксально это звучит, карьерные успехи в долгосрочной перспективе зависят от нашего умения не прилагать слишком много усилий, выполняя все, что нам поручают. Лучший способ совместить карьеру и личную жизнь – уметь сделать обдуманный выбор, обозначить собственные правила игры и придерживаться их.

9. Перестать бояться слова «феминизм»

Решение проблемы равных гендерных возможностей – в руках тех, кто говорит о ней. Лишь только кто-то решается заговорить об этом с целью изменить положение дел, вокруг оказывается достаточно единомышленников, которые вдохновляются примером и подхватывают эстафету небольших перемен, приводящих к значительным результатам.

Прогресс пробуждает в нас стремление громко говорить о том, как гендерные проблемы влияют на нашу жизнь. Мы больше не можем делать вид, что гендерных предубеждений не существует, как не можем избавиться от них с помощью одних лишь разговоров. Создавая вокруг обстановку равенства, мы не только помогаем собственным компаниям добиваться лучших результатов, но и делаем всех без исключения немного счастливее.

10. Опора вместо соперничества

Взаимная поддержка – первый шаг в сторону истинного равенства. Принято считать, что именно мужчины препятствуют тому, чтобы с ними наравне были женщины-профессионалы. Но гораздо больший вклад в текущее положение дел в корпоративной среде вносят и сами женщины, обученные «мужским» правилам поведения и давая понять остальным женщинам, что для остальных больше места не осталось. В результате в своей сфере или компании в качестве исключения остается лишь одна наиболее выдающаяся женщина-профессионал, создающая «конкуренцию» всем остальным.

Сэндберг предостерегает: принимая эти правила, женщины соглашаются на их сохранение в дальнейшем. Они ведут борьбу друг с другом как в профессии, так и в других сферах. Например, те, кто стремится к успеху, не принимают решения тех, кто посвятил себя семье, и наоборот. Отказ от борьбы способен дать гораздо большее – возможность собственного выбора для каждой.

Мы все хотим одного и того же: чувства удовлетворенности выбранной жизненной дорогой и признания со стороны окружающих. Давайте же для начала научимся ценить друг друга. […] Истинное равенство наступит лишь тогда, когда мы все выйдем на битву со стереотипами, которые тянут нас назад. Пока мы видим угрозу в выборе, сделанном другими людьми, мы не сможем добиться прогресса. Будет лучше, если мы направим свою энергию на то, чтобы разорвать порочный круг.

Приобрести книгу «Не бойся действовать. Женщина, работа и воля к лидерству» можно тут.