Почему в компании Prom.ua решили рассказать именно о работе с джуниорами, мы интересуемся, уже находясь в светлом уютном офисе компании. Чтобы рассказать нам максимально объективно, в беседе приняли участие Анастасия Тымник – IT рекрутер, Дмитрий Садковой – Junior Python developer и Борислав Ларин – Team Lead команды CMS.
Почему все-таки молодые специалисты? Что в них особенного?
– Фактов несколько, – рассказывает рекрутер Анастасия. – Один из них – мы собеседовали многих кандидатов со «звездами во лбу», которые на практике абсолютно не соответствовали своим амбициям. Поэтому мы решили расширить сотрудничество с молодыми специалистами. Тем более, что у нас уже был длительный позитивный опыт работы с джуниорами в другой команде – архитектурном подразделении. Некоторые специалисты были настолько успешны, что продолжили карьеру в Америке и Европе, а один даже вернулся к нам после годичной работы в Германии.
Отличный показатель. А как нужно искать таких джуниоров?
– Для нас главное – это блеск в глазах, желание впитывать новое и работать с энтузиазмом. Ведь придется узнавать много нового, учиться превращать знания в навыки. Но таких надо искать.
А где ищете?
– Конечно, размещаем вакансии на специализированных порталах, таких, как rabota.ua. Кроме этого, активно работаем на выставках. Стараемся поддерживать коммуникацию всеми популярными средствами.
И каков эффект?
– Эффект положительный, но работы много. Компания наша известна многим студентам, но мы не берем первого-встречного. Ведь кроме того, что на вакансию нужно откликнуться, прислав резюме, необходимо еще и выполнить тестовое задание. Те, кто тестовое задание не выполняют, отсеиваются тут же. А те, кто хотя бы попытался, имеют шанс на дальнейшую коммуникацию. И вот тут начинается самое интересное.
Поскольку решения тестовых заданий оценивают наши профи, они уже знают, кто и у кого «скопипастил» решение. Встречаются даже трудолюбивые кандидаты, компилирующие свое решение из пары-тройки предшественников, рассказавших в Интернете о своих вариантах решения наших тестовых задач.
И как вы относитесь к любителям плагиата?
– Отрицательно. Нам важно, чтобы наш сотрудник был креативен, умел предлагать новые решения, а не повторять ошибки предшественников. Мы готовы брать джуниоров даже без коммерческого опыта, если видим в них потенциал.
Те, кто успешно проходят тестирование…
– Попадают на очное или скайп-собеседование. Общаются с тим-лидом, который задает вопросы по вещам, которые нужны для работы в команде.
А если знаний не хватает?
– Бывает и такое – говорит Борислав. – Тогда смотрим, что он знает, насколько хорошо. Если ошибается, но понимает свои ошибки, старается и производит впечатление толкового специалиста – пробуем.
Давайте подсуммируем – на что может рассчитывать джуниор, отправивший резюме?
– Если он не сделал тестовое задание – ни на что. Таких, к сожалению, почти половина, мы не успеваем ответить всем. Однако мы поощряем активных кандидатов – нам можно звонить, писать, спрашивать – мы открыты к коммуникации. Зато по каждому присланному тесту даем расширенную обратную связь. Некоторым даже пишем список книг, которые нужно прочитать, изучить – и тогда можно пробовать еще раз.
И кто-то пользуется?
– Пользуются, как ни странно, многие. Берут тайм-аут на дообучение, занимаются самообразованием, успешно проходят тест – и мы их берем.
Дмитрий, а как брали вас? – спрашиваем мы у самого юного участника интервью.
– Да как-то так и взяли, – застенчиво улыбается наш собеседник. – Я думал, что завалил собеседование – знал не так много, как предполагалось для должности, не на все вопросы ответил. И опыта у меня не было, зато я люблю программировать. И теперь работа у меня не как работа, а как часть жизни – пришел, попил кофе, поработал, обсудил детали – уже вечер, пора идти домой, но я бы еще остался и поработал. Иногда программирую дома – мне очень нравится этим заниматься.
Компания масштабная, большой проект, много нюансов и технологий. Когда пришел работать, думал, понадобится много времени на освоение, но помогла команда. Правда, и я не боялся спрашивать. Подкупает атмосфера компании, простота топ-менеджмента. Я раньше работал в другом бизнесе, для меня то, что руководитель компании может запросто поздороваться за руку, было просто шоком.
А что сложно для тим-лида в работе с новичками? – интересуемся мы у Борислава.
– Проект большой, всех новых людей надо вводить постепенно – и опытных специалистов, и новичков. Важно постепенно усложнять задачи, чтобы они начинали с того, что знают и могли не только успешно осваивать новое, но и им это было интересно. Поэтому в первые две недели нагрузка минимальная, больше адаптация. Важно, чтобы технологии были новичкам интересны, тогда они будут готовы активно воспринимать новое. Многие новички волнуются, что не будут успевать. У нас в компании это не тот вопрос, который должен волновать. Главное – ошибки в работе. Если и делать, то только один раз.
– Наверное, такое отношение – причина того, что у нас нет ни одного увольнения среди джуниоров – подсказывает Анастасия.
Тогда любимый вопрос молодежи – про карьерный рост.
– Мы не та компания, где можно щеголять статусами. Наши джуниоры растут в команде. Растут профессионально и, соответственно, в заработной плате. Рост заработной платы, кстати, не привязан к каким-либо срокам – просто руководитель, видя прогресс и результативность сотрудника, ходатайствует о повышении зарплаты.
– Да, – вступает в разговор Дмитрий – для меня было приятной неожиданностью и то, что зарплату подняли после окончания испытательного срока, хотя я не считал себя таким уж специалистом и после, чтоб компенсировать рост доллара и инфляцию.
– Тем не менее, – продолжает Анастасия, – сейчас мы прописываем систему грейдов, хотя задача непростая – на больших и разных проектах универсализировать навыки достаточно сложно.
Но ведь есть часть специалистов, ориентированная исключительно на денежную мотивацию?
– Да, несмотря на то, что большая часть наших сотрудников имеет чаще профессиональный интерес и мотивацию на освоение новых задач, встречаются и такие. К счастью, нечасто, и прощаемся мы с ними быстро. Нам важно, чтобы сотрудники работали в команде, были нацелены на результат. А вот об оплате мы стараемся думать заранее. Поэтому наших джуниоров мы «холим и лелеем», работаем индивидуально.
А что самое сложное? – обращаемся мы ко всем собеседникам сразу.
– Было сложно понимать роли в крупной ИТ-компании – признается Дмитрий. – Не было соответствующего опыта. Из-за этого вначале были сложности в коммуникации – не знал, что у кого спрашивать. Поэтому спрашивал у Борислава. И нужно постоянной учиться, но это не сложность, это нравится!
– Много времени тратится на коммуникацию – и с кандидатами, и с новичками, – поясняет Борислав. – Приходится отвлекаться от основной работы. Но это нужно. Тем более, что плотная работа с отделом персонала приводит к правильному отбору, с людьми интересно сотрудничать.
Тогда последний вопрос – почему Prom.ua?
– Большая продуктовая компания, – начинают перечислять собеседники. – Многие устали от аутсорса, хотят видеть вещь, результаты своей работы, хотят работать в большой опытной команде. Для молодых – все круто, все растут, есть возможность развиваться. И главное – замечательная атмосфера в коллективе – сотрудничество и взаимовыручка – это дорогого стоит.