Шпаргалка лидера: 5 психологических теорий, которые пригодятся любому, кто работает с людьми

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Харизма и умение понимать людей – это то, что отличает обычного человека от настоящего лидера в коллективе. И если харизма, как правило, черта врожденная, то умению понимать своих подчиненных часто приходится учиться даже самым выдающимся менеджерам. Мы разобрали 5 интересных психологических теорий, с которыми стоит познакомиться любому, кто мечтает завоевать уважение своих коллег или подчиненных и стать настоящим лидером.

1. «Эффект Хотона»

Этот психологический эффект был обнаружен группой ученых во главе с Элтоном Мэйо в начале ХХ века. Его суть состоит в том, что само по себе внимание к сотрудникам и их работе повышает gродуктивность. Эксперимент проходил в компании Western Electric и длился 8 лет. Изначально ученые пытались выяснить, как освещение рабочего места влияет на результаты работы.

Однако в итоге заметили еще один феномен – даже в тех группах, где освещение не меняли, производительность выросла. После изменения еще несколько параметров, например, создания небольших помещений для работы, улучшения системы оплаты труда, введения дополнительных перерывов – производительность также повышалась, а после отмены этих условий только незначительно снижалась. Это натолкнуло исследователей на мысль, что в данной ситуации на результаты работы влияют не только объективные факторы.

Ученые пришли к выводу, что осознание причастности к важному мероприятию, участию в эксперименте, а также внимание к их работе привели к положительным результатам. Так что если вы хотите добиться хороших результатов, не забывайте проявлять внимание к вашей команде? спрашивать о результатах работы, показывать важность уже выполненных заданий.

Читайте еще: Как наладить отношения с «трудными» коллегами.

2. «Пирамида Маслоу»

Это одна из самых известных теорий мотивации. Ее презентовал в 1943 году американский психолог Абрахам Маслоу. Он расположил основные человеческие потребности в иерархическом порядке.

Иерархия, изображенная в виде пирамиды, имеет 5 уровней:

1. Физиологические потребности – жажда, голод, сон, секс и т. д.
2. Безопасность – личная защищенность, финансовая защищенность, безопасность здоровья, комфорт и т. д.
3. Социальные связи – любовь, дружба, семья, близкие отношения и т.д.
4. Самооценка – самоуважение, уверенность, признание со стороны других, ощущение собственной значимости и уникальности;
5. Самовыражение – познание, творчество, самоидентификация, развитие личности.

Психолог объяснил, что человек не может перейти к потребностям более высокого уровня, прежде чем удовлетворит свои базовые нужды.

Читайте еще: Как улучшить свои навыки общения

3. «Теория двух факторов Герцберга»

Это известная теория мотивации, созданная американским психологом Фредериком Герцбергом в конце 50-х годов. Психологический эксперимент, проведенный в одной крупной фирме, показал, что источник удовлетворения и причины неудовлетворения от работы абсолютно разные. Так, согласно эксперименту, сотрудники получают удовлетворение от работы, если осознают свои достижения, чувствуют признание заслуг, видят возможность карьерного роста. С другой стороны, среди причин неудовлетворения –административная политика  компании, заработная плата, отношения в коллективе.

Таким образом, если условия работы ухудшаются – человек чувствует себя неудовлетворенным. Но при этом, улучшения этих условий автоматически не приносит удовлетворения от работы. Для этого нужны также такие психологические мотиваторы как признание результатов его работы и возможность развиваться.

4. Самовыражение

Еще один чрезвычайно важный психологический момент, который может послужить хорошую службу умелому руководителю. Согласно исследованиям, большинство компаний настраивают сотрудников выполнять работу привычным для компании способом. При этом, исследования показывают, что именно поощрение к самовыражению и генерированию уникальных идей – секрет счастливых и уверенных в себе сотрудников. Кроме того, это помогает компании развиваться и находить новые идеи.

Читайте еще: 7 мыслей, которые вредят вашему успеху в карьере

5. «Групповое мышление»

Еще одна чрезвычайно полезная для работы в команде теория. Речь идет о психологическом феномене, когда сплоченная группа людей начинает принимать решения, стремясь, прежде всего, сохранить гармонию и консенсус в команде, чем поддать критическому анализу все аспекты этого решения.

Чтобы не допустить конфликта, группа начинает подавлять любые альтернативные идеи и принимать нерациональные или не самые оптимальные решения. В итоге теряется инновационный или нестандартный подход и гаснет любая творческая инициатива. Феномен был замечен психологом Ирвингом Джейнисом.

Читайте еще: Как пробудить в себе талант

Чтобы избежать этого эффекта Джейнис предложил несколько правил для лидеров группы, среди которых – воздерживаться от высказывания своего мнения в начале обсуждения, почаще призывать сотрудников высказывать свои идеи и соображения, делить группу на подгрупы, чтобы они могли обсуждать идеи в таком составе, приглашать экспертов не из вашей комманды, а также требовать несколько вариантов решений.

По материалам Officevibe.

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Лучшие статьи за неделю – у вас в почте

Читайте также