Сколько ты стоишь: зарплатная история бортпроводника

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Редакция The Point продолжает рубрику – «Сколько ты стоишь». Цель – помочь соискателям и сотрудникам объективно оценить свою стоимость на рынке труда. Наши инсайдеры – представители разных профессий, анонимно и честно расскажут о том, как менялся их доход в процессе развития карьеры, от чего зависит оплата работы в их сфере, а также, что нужно делать, чтобы повысить свою ценность в глазах работодателей.

Наша вторая героиня – бортпроводник, или, если неофициально, стюардесса.

Бэкграунд профессионала

Я окончила колледж по специальности «учет и аудит» в небольшом украинском городке. В 2010-м году переехала в Киев, чтобы поступить на заочное отделение КНЭУ им. В. Гетьмана на ту же специальность.

Мне было 19 лет, нужно было зарабатывать на жизнь, поэтому я устроилась на две работы по полставки – помощником бухгалтера в интернет-компании и на производственном предприятии. Первую половину дня посвящала одной работе, а затем «переезжала» на другую. В основном я занималась подготовкой и отправкой документов контрагентам.

Первая зарплата

На двух работах я зарабатывала – около 3 300 гривен в месяц. Затем я перешла на полную ставку в одну из компаний и проработала в ней еще 5,5 лет. В конце этого пути у меня уже было три помощника, которые выполняли базовые функции, а я сама занималась подготовкой отчетов, налоговых накладных, вела сотрудничество с банками. За пять лет моя зарплата выросла до 10 000 гривен.

Сколько ты стоишь: зарплатная история бортпроводника

Иллюстрации: Татьяна Попович

Смена профессии

В прошлом году мне захотелось глобальных перемен, и я решила сменить профессию. Две мои подруги работали стюардессами, и мне тоже захотелось получить такой опыт – путешествовать и узнавать что-то новое. Понимала, что это реально, и отправила резюме в авиакомпанию, где как раз был набор бортпроводников. На следующий день меня пригласили на собеседование.

Конкурс был серьезным: из 60 кандидатов отобрали только 19. Некоторые девушки специально делали операции, чтобы получить эту работу.

Конкурс был серьезным: из 60 кандидатов отобрали только 19. Чтобы получить работу, нужен как минимум средний уровень английского и любое высшее образование. Также есть много критериев, которые касаются внешности. О них не пишут в вакансии, но учитывают на собеседовании. Например, нельзя, чтобы на видном месте были татуировки, даже татуаж бровей. Хотя если что-то меняется во внешности – можно попробовать получить работу еще раз. Некоторые девушки худеют или улучшают состояние кожи. Также все стюардессы должны уметь плавать – это важный навык для аварийных ситуаций.

Важна комплекция: конкретных показателей в килограммах нет, а минимальный рост – 165 сантиметров. Но компания быстро растет и активно набирает сотрудников, поэтому сейчас на работу могут взять и более низких девушек. Не такими строгими стали и требования к возрасту. Если раньше верхней границей для поступления на работу было 27 лет, то сейчас – 30. Но, получив работу, на должности работают уже гораздо дольше. Например, у меня есть коллеги, которым за 50 лет.

Всех кандидатов ждет три этапа интервью: оценка знаний английского языка, индивидуальное и групповое собеседование. Затем нужно пройти очень жесткий медосмотр. Нужно сдать различные анализы, сделать УЗИ внутренних органов, пройти осмотр у лора, гинеколога, дерматовенеролога, хирурга, терапевта, окулиста. Зрение не может быть хуже -5.

Многие отсеиваются уже на этом этапе по состоянию здоровья. Противопоказанием может быть что угодно, например, проблемы с давлением или искривление носовой перегородки. С такой проблемой длительные полеты могут привести к травмам – например, к повреждению барабанных перепонок. Некоторые девушки специально делали операции по коррекции носовой перегородки и даже более серьезные, например, по удалению камней из желчного пузыря.

Все, кто прошел собеседования и медосмотр, проходят месячное обучение. Например, учат всему, что касается аварийных ситуаций. На занятиях разбирают причины авиакатастроф, рассказывают, как правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях, например, при пожарах, особенное внимание уделяют неотложной медицинской помощи. После каждого этапа обучения нужно сдать экзамен, а после всего курса – финальный экзамен. До конца доходят далеко не все.

После этого нужно выполнить несколько стажерских рейсов под руководством бортпроводника-наставника, который оценивает работу новичка. И только после этого можно летать самостоятельно.

Если работать 4-5 рабочих дней в неделю, то в первые месяцы работы можно рассчитывать на зарплату в 13 000-15 000 гривен, затем – в 26 000 гривен.

Зарплата сегодня

Первые девять месяцев стюардесса работает по контракту, а когда срок истекает – сотрудника либо приглашают на постоянную работу, либо нет. В этот период получаешь только оклад и командировочные. А потом – «включаются» доплаты. Суммы небольшие, но зарплата (без учета командировочных) увеличивается раза в четыре.

В целом зарплата бортпроводников состоит из многих составляющих: оклад, премия, командировочные, а также доплаты за налет, знание иностранного языка, работу в ночное время, вредные условия, выслугу лет, реализацию, работу на борту воздушного судна и т.д.

Оклад небольшой – около 3 000 гривен. Премия примерно такая же. Все доплаты в сумме составляют около 7000 гривен: есть как совсем небольшие – около 150 гривен за выслугу лет, так и более высокие – например, около 2500 гривен за работу на борту воздушного судна.

Основная часть дохода – это командировочные. Сумма зависит от того, как часто и куда летаешь. Например, суточные для Великобритании – $50, Турции – $39, Беларуси – $25. Есть специальный отдел, который планирует рейсы на месяц. В специальной программе мы видим, когда и куда летим. Влиять на расписание не можем.

Если работать 4-5 рабочих дней в неделю, то в первые месяцы работы можно рассчитывать на зарплату в 13 000-15 000 гривен, затем – в 26 000 гривен.

Сколько ты стоишь: зарплатная история бортпроводника

Иллюстрации: Татьяна Попович

Особенности работы

Бортпроводник должен отдыхать минимум 42 часа в неделю, но не обязательно подряд: например, мы можем три дня летать, затем день отдыхать, потом снова два дня летать и день отдыха.

Режим полетов может быть разным. Можно полететь в Париж утром и улететь обратно уже через час, не покидая борт. Есть рейсы, на которых экипаж привозит пассажиров – в самолет заходит другой экипаж, а те, кто приехал, остаются в городе на день-полтора. Тогда есть время и отдохнуть, и погулять. Работодатель оплачивает трансфер до гостиницы, проживание, одноразовое или двухразовое питание.

Чтобы летать в США, в Китай, на Шри-Ланку, в Таиланд и другие далекие экзотические страны, нужно переучиваться полетам на других самолетах (я летаю на Boeing 737). Дело в том, что отличается строение самолета, аварийно-спасательное оборудование и особенности поведения во время аварийных ситуаций. Если есть желание, можно пройти обучение. Но я пока что не стремлюсь – мне достаточно полетов по Европе и на Ближний Восток.

Больше всего люблю ночные полеты в Европу. Ведь если летишь днем, то, как правило, возвращаешься в тот же день. А если мы прилетаем ночью – можно остаться в городе, найти время для прогулки. В моей работе мне нравится возможность путешествовать, а самое трудное – то, что работа сложна физически (нагрузки, ненормированный график, недосып).

Ирония в том, что знание иностранного языка в некотором роде может даже ограничивать. Например, сотрудников со знанием китайского как большую редкость могут закрепить по большей части за рейсами в Китай.

Ценность на рынке труда

Людям, которые хотят работать в этой сфере, нужно учить английский – чем выше уровень, тем лучше. Украинскими авиалиниями сейчас пользуется очень много иностранцев, и им бы хотелось, чтобы бортпроводники могли общаться с ними свободно. Так происходит не всегда.

Знание бортпроводниками других языков – тоже большая ценность. Но ирония в том, что такое преимущество в некотором роде может даже ограничивать. Например, сотрудников со знанием китайского как большую редкость могут закрепить по большей части за рейсами в Китай.

Сколько ты стоишь: зарплатная история бортпроводника

Иллюстрации: Татьяна Попович

Карьерный рост

Чаще всего опытные сотрудники переходят из категории рядовых бортпроводников в старшие – несут ответственность за других сотрудников, распределяют обязанности, решают спорные ситуации. А затем становятся инструкторами для неопытных коллег – проводят обучение и проверки и летают уже намного реже – в качестве наставников для стажеров.

Можно также управлять своим графиком. Например, если у бортпроводника появляется семья и ребенок, и человек хочет проводить дома больше времени, можно перейти на половину или четверть ставки – летать два-три дня в неделю. Конечно, и зарабатывают такие сотрудники, соответственно, меньше. Но гибкие возможности – это большой плюс.

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Лучшие статьи за неделю – у вас в почте

Читайте также