Сколько ты стоишь: зарплатная история SEO-специалиста

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Редакция The Point продолжает рубрику «Сколько ты стоишь». Цель – помочь соискателям и сотрудникам объективно оценить свою стоимость на рынке труда. Наши инсайдеры – представители разных профессий, анонимно и честно рассказывают о том, как менялся их доход в процессе развития карьеры, от чего зависит оплата работы в их сфере, а также, что нужно делать, чтобы повысить свою ценность в глазах работодателей.

В третьем выпуске мы узнали, сколько зарабатывает SEO-специалист в агентстве интернет-маркетинга.

Бэкграунд профессионала

Я окончила вуз в небольшом городке по специальности «экономическая кибернетика». Если честно, полученные знания никак не помогают мне в работе, но наличие диплома пригодилось при поиске работы. Так, в требованиях вакансии было указано высшее образование в сфере, связанной с информационными технологиями.

Первая зарплата

Когда я училась, в моем городке у студентов не было такого большого выбора подработок, как в больших городах. Устроиться можно было разве что курьером или официантом – то есть только неквалифицированный труд. Будучи студенткой, я не работала.

А уже после окончания вуза, в декретном отпуске, нашла удаленную работу: выполняла разовые задания по копирайтингу и редактированию текстов. Это случалось время от времени, работать я могла по пару часов в день. Мне платили около 10-15 грн за тысячу знаков текста. Мало, но на тот момент и сумма в 1000-1500 гривен в месяц была для меня существенной.

Изменения в доходах

Искать работу по специальности или хотя бы в смежной сфере я начала только в 2015 году, через пять лет после получения диплома. Мне хотелось работать в прогрессивной компании, которая развивается сама и дает такую возможность сотрудникам. Я понимала, что в родном городке такой нет, поэтому искала в больших городах, причем удаленно, из дома. Переехала, только когда получила предложение от работодателя из Харькова.

Когда я искала работу, то еще не знала, что именно мне нужно: просто просматривала вакансии IT-компаний в интернете, пытаясь разобраться, чем именно они занимаются. Было сложно, технологии ушли вперед, но я решила просто пробовать. Наконец, нашла вакансию компании, которая предоставляет услуги в сфере интернет-маркетинга, в которой работаю по сей день.

Middle не имеет права тратить время на задачу, которую может выполнить Junior: стоимость его рабочего времени выше примерно в два раза, и это влияет на стоимость проекта, а понапрасну тратить бюджет клиента некорректно.

Компания проводила набор на курсы SEO-специалистов. Из требований: высшее образование в сфере, близкой к IT, английский на уровне понимания, желание и умение учиться. Предлагали пройти курсы, а по итогам работодатель обещал пригласить лучших выпускников в штат, на Junior-позиции. Я отправила резюме в последний день, прошла собеседование по Skype с HR, а затем – с руководителем отдела и руководителем компании уже лично.

Поскольку компания как раз открывала новый офис в Харькове и ей срочно требовались сотрудники, мы с другими ребятами (всего 5 человек) сразу приступили к работе на позициях Junior SEO-специалистов – учились на реальных проектах, которые вели Middle SEO-специалисты, выполняли их поручения. Задания были простыми, но разноплановыми: например, подготовить семантику для сайта, заказать ссылки, проанализировать тексты и пр. Чтобы нас подтягивать, в компании нас дополнительно обучали.

Моя первая зарплата составила 2500 гривен, и полгода работы оставалась на этом уровне. Затем доход на моей Junior-позиции стал варьироваться: минимум – около 3000-3500 грн (ставка), максимум – около 11 000 грн (с бонусами).

Через год я получила повышение до Middle SEO-специалиста, и работаю на этой позиции до сих пор. Зарплата выросла в среднем минимум в два раза.

Мой доход нельзя назвать стабильным: зарплата может отличаться от месяца к месяцу. «Вилка» может быть даже очень заметной – от 16 000 до 35 000 грн.

На этой позиции нужно решать уже более сложные задачи, например, разрабатывать стратегию развития проекта. Преимущество позиции Middle SEO-специалиста еще и в том, что есть помощники – Junior SEO-специалисты: им можно поручить работу, которую не хочешь делать сам, например, монотонные задачи, отнимающие много времени. Более того, Middle не имеет права тратить время на задачу, которую может выполнить Junior: стоимость его рабочего времени выше примерно в два раза, и это влияет на стоимость проекта, а понапрасну тратить бюджет клиента некорректно.

Сколько ты стоишь: зарплатная история SEO-специалиста

Иллюстрации: Татьяна Попович

Зарплата сегодня

Говоря о том, сколько зарабатывает SEO-специалист, зачастую сложно предугадать, сколько составит его зарплата за месяц. Например, у меня оплата состоит из ставки и бонусов двух видов. Первый – за ведение проекта, в среднем это 10% от стоимости проекта. Второй – за результат, если проект растет, например, у корпоративного сайта увеличивается трафик, а у интернет-магазина повышается количество продаж. Например, если у проекта рост на 100% – это дополнительно примерно плюс 10% от суммы, которую специалист получает за ведение этого проекта. Бонусы за ведение проектов и за результат составляют большую часть заработка – переменная часть примерно в два раза больше постоянной. Система мотивации построена так специально, чтобы сотрудники стремились работать больше и лучше.

Общий доход за месяц еще и от объема работы – от того, сколько проектов ты ведешь. При этом может быть один проект с большим бюджетом и несколько с бюджетом поменьше – то есть разное количество проектов, но примерно одинаковая сумма за их ведение. У проектов разный уровень сложности, соответственно, разный бюджет. В целом, чем больше денег специалист, который ведет проекты клиентов, приносит компании, тем выше его доход.

Оптимизация – это постоянный процесс, ведь существует зависимость от поисковых систем, а они совершенствуются, предъявляют новые требования к сайтам. Нужно непрерывно учиться.

Мой доход нельзя назвать стабильным: зарплата может отличаться от месяца к месяцу. «Вилка» может быть даже очень заметной – от 16 000 до 35 000 грн. Например, если за месяц было мало проектов, – доход минимальный. А иногда клиент не оплачивает услуги в одном месяце, но оплачивает все сразу в следующем, к тому же, некоторые услуги длятся несколько месяцев – тогда доход максимальный. Средний же уровень – около 25 000 гривен. Из них 8000 гривен – это ставка, около 13 000 гривен – бонус за ведение проектов, около 4000 гривен – бонус за результат, но, повторюсь, это очень условно.

Особенности работы

Раньше идеей фикс у клиентов было «вывести сайта в топ-3» в поисковой выдаче. Сейчас же считается, что главное – добиться того, чтобы сайты хорошо ранжировались поисковыми системами и воспринимались пользователями. Если сайт находится на первой странице выдачи, но он запутанный и неудобный, сайт все равно неэффективен: скорее всего, пользователь оттуда уйдет.

Простыми словами, SEO-специалист анализирует сайт клиента и его видимость поисковыми системами, находит ошибки и составляет техническое задание – что нужно исправить, зачем, как именно и что это даст. Оптимизация касается и текстового наполнения – SEO-специалист составляет технические задания в том числе для копирайтеров: например, требования к объему и ключевым словам для текстов на сайте.

При этом работу SEO-специалиста нельзя назвать монотонной. Задачи рутинные в начале, но чем опытнее сотрудник, тем больше в них аналитики и даже творчества. К тому же, оптимизация – это постоянный процесс, ведь существует зависимость от поисковых систем, а они совершенствуются, предъявляют новые требования к сайтам. Нужно непрерывно учиться.

Сколько ты стоишь: зарплатная история SEO-специалиста

Иллюстрации: Татьяна Попович

Проблемы и возможности рынка

По моим наблюдениям, из нашей компании люди увольняются редко. Если это происходит, то обычно потому, что они не могут справиться с большим количеством проектов – их может быть 10-15 одновременно. Но для таких специалистов есть альтернативы. Например, они могут стать in house SEO-специалистом – работать в каком-то бизнесе и вести только его сайт. Знаю примеры людей, которые не смогли найти себя в нашей компании, но стали вполне успешными в другой, в той же профессии.

Стать SEO-специалистом может человек с любым образованием. Нет вузов, которые учат этой профессии, все приходит только на практике.

В этой сфере очень сложно оценить средний заработок: разброс предложений от компаний огромный. Плюс – в вакансии для SEO-специалистов работодатели могут включать разные обязанности, в том числе и SMM-специалиста. Но на рынке очень мало кандидатов, которые «на все руки мастера» – сложно качественно развиваться во всем. Намного выше шанс найти квалифицированного узкого специалиста, чем такого универсала, да еще и за небольшие деньги – я встречала предложения и по 5000-8000 гривен.

Ценность на рынке труда

Стать SEO-специалистом может человек с любым образованием. Нет вузов, которые учат этой профессии, все приходит только на практике. Знаю успешных ребят, которые пришли в SEO из экономики или биологии.

Очень приветствуется знание английского. Я, например, не владею разговорным английским на высоком уровне из-за отсутствия практики, но читаю без проблем. Мне это не особенно мешает – у нас в компании мало англоязычных проектов. Но у SEO-специалиста, который знает английский, однозначно больше перспектив. Например, он может рассчитывать на работу в международной компании. Кроме того, платят англоязычные проекты обычно больше, примерно на 20%.

Существуют специальные интернет-биржи, где в том числе и SEO-специалисты могут найти себе подработку. Компании ищут SEO-специалистов на постоянную работу или для решения конкретной задачи.

SEO-специалистам важно не просто следить за последними изменениями в своей сфере, но и раз в год-полтора проходить сертификацию в Google Analytics. Кроме того, нужно быть готовым работать с большими объемами информации. Еще очень полезно умение автоматизировать свою работу, чтобы не делать все вручную – например, пользоваться т.н. регулярными выражениями для работы с подстроками в тексте, писать простые скрипты, владеть хотя бы базовыми знаниями html.

Очень важно обмениваться опытом с коллегами – например, в нашей компании есть форум, где можно делиться полезными кейсами и инструментами, или наоборот – просить совета, если что-то не получается.

Дополнительный заработок

Многие SEO-специалисты занимаются фрилансом, но, например, в моей компании это не приветствуется. Существуют специальные интернет-биржи, где в том числе и SEO-специалисты могут найти себе подработку. Часто задачи мелькают и в ленте в Facebook – компании ищут SEO-специалистов на постоянную работу или для решения конкретной задачи (например, если снизился трафик).

Некоторым специалистам комфортнее работать фрилансерами – обычно они ведут какие-то сайты, договариваясь напрямую с клиентом, и могут получать примерно те же деньги, что и в компании. Суммы отличаются в разы, но я знаю примеры, когда фрилансеры зарабатывают и 25 000-35 000 гривен.

Сколько ты стоишь: зарплатная история SEO-специалиста

Иллюстрации: Татьяна Попович

Планы на будущее

На рынке ходит миф о том, что SEO уходит в прошлое, и будущее за PPC, то есть за контекстной рекламой. Думаю, это не так. Сфера просто трансформируется. Если раньше, чтобы продвинуть сайт, достаточно было накупить побольше ссылок, то сегодня SEO-специалисты занимаются маркетингом, используют комплексный подход, выполняют дополнительные функции. Мы можем, например, анализировать воронки продаж – отслеживать, на каком шаге «отвалился» пользователь, или даже заходить на территорию юзабилити-специалистов – скажем, тестировать кнопки на сайте и отслеживать, на какой цвет чаще кликают пользователи. Так что я не боюсь остаться без работы.

Если раньше, чтобы продвинуть сайт, достаточно было накупить побольше ссылок, то сегодня SEO-специалисты занимаются маркетингом, используют комплексный подход.

Кроме того, при желании в этой сфере есть куда расти. Например, можно стать Senior SEO-специалистом, а также Project-менеджером – это сотрудник, который ведет проект, отвечает за коммуникации с клиентом. Технические знания у меня есть, навыки переговоров можно совершенствовать. Можно дорасти до позиции Team Lead – она уже предусматривает управленческие функции, контроль процессов и помощь команде SEO-специалистов в повышении эффективности. Для этого нужен опыт – например, чтобы претендовать на такую позицию, нужно проработать SEO-специалистом минимум 2-3 года, реализовать множество разноплановых проектов, досконально изучить задачи.

Можно освоить недостающие навыки и перейти в близкую сферу деятельности – например, в SMM, или более широкую – например, интернет-маркетинг.

В ближайшей перспективе я хочу повысить уровень английского, а также пройти курс по веб-аналитике – изучить новые полезные инструменты, которые могут пригодиться в моей профессии.

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Лучшие статьи за неделю – у вас в почте

Читайте также