Сколько ты стоишь: зарплатная история SMM-специалиста

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Редакция The Point продолжает рубрику «Сколько ты стоишь». Цель – помочь соискателям и сотрудникам объективно оценить свою стоимость на рынке труда. Наши инсайдеры – представители разных профессий, анонимно и честно рассказывают о том, как менялся их доход в процессе развития карьеры, от чего зависит оплата работы в их сфере, а также, что нужно делать, чтобы повысить свою ценность в глазах работодателей.

В новом выпуске мы решили выяснить, сколько зарабатывает SMM-специалист (SMM – social media marketing, маркетинг в социальных сетях).

Бэкграунд

Я окончила киевский вуз по специальности «реклама и связи с общественностью» в 2015 году. Получив диплом бакалавра, решила не продолжать обучение, и опыт показал, что в моей сфере это действительно необязательно. Не многие знания, полученные в университете, можно использовать в сфере онлайн-маркетинга – это молодая профессия, ее практически не изучают в вузах. К тому же, SMM – это не такая обширная специальность, которую нужно осваивать несколько лет. Хотя база, безусловно, будет плюсом: маркетинг, журналистика, филология.

Азами SMM можно овладеть и самому, а затем пройти курсы. Я оканчивала специализированные курсы по SMM, копирайтингу и маркетингу. Рекомендую выбирать не общие программы, а прикладные лекции и мастер-классы на узкие темы от проверенных спикеров. А также – не верить в обещания научить за два дня писать, как колумнисты мировых СМИ. Это невозможно.

Затем нашла полноценную офисную работу SMM-менеджера с зарплатой 4000 грн. Для этого достаточно было хорошо писать и прилично оформить резюме. Что, как ни странно, встречается редко.

Первая зарплата

Впервые с SMM я столкнулась еще в университете – проходила практику в PR-агентстве в сфере моды: писала тексты, готовила пресс-релизы, общалась с журналистами и вела соцсети. Зарплату мне не платили, денег не хватало, и при этом нужно было писать про luxury-бренды, роскошь. Это, кстати, очень распространено в профессии – когда человек пишет о брендах, которые даже близко не может себе позволить. Именно во время практики я поняла, что хочу развиваться в сфере онлайн-маркетинга: много общалась с журналистами и знала, что печатные издания начали сокращать бюджеты и массово закрываться.

Затем нашла полноценную офисную работу SMM-менеджера с зарплатой 4000 грн. Для этого достаточно было хорошо писать и прилично оформить резюме. Что, как ни странно, встречается редко: я убедилась в этом, когда уже сама искала SMM-щиков – многие начинающие специалисты не могут оформить резюме или пишут с ошибками.

Это было молодое агентство с бюджетными, не очень интересными проектами, и вскоре я ушла в другую компанию.

Оптимально писать с личного аккаунта: человеку намного проще «орать» на обезличенную страницу, и не так легко – на живого собеседника.

Изменения в доходах

Я нашла вакансию SMM-специалиста в ресторанной сфере с зарплатой 8000 грн. Позиция предполагала много работы с фотографом, а также с комментариями в социальных сетях. В первую очередь – негативными. Конечно, это создает сложности. Например, в воскресенье вечером ты видишь, что какой-то лидер мнений, побывав в ресторане, пишет о нем негативный пост в Facebook. Важно сразу реагировать, поскольку за считанные секунды на страницу может «набежать» множество людей, которые поставят «единицы», напишут негативные комментарии, жалобы на профиль, отметят владельцев… Важно сразу связаться с руководством и сгладить ситуацию с человеком, написавшим жалобу – извиниться в комментариях, попытаться перевести разговор в личные сообщения. Причем оптимально писать с личного аккаунта: человеку намного проще «орать» на обезличенную страницу, и не так легко – на живого собеседника. Затем обычно предлагают компенсацию, какие-то бонусы, бесплатные заказы и т.д. Хотя так реагируют не все компании – некоторые отмалчиваются или просто приносят свои извинения.

Через год я нашла работу PR-менеджером на 15 000 грн, где, кроме SMM, выполняла многие другие задачи – от рассылок до подготовки презентаций руководству, пока не прошла собеседование на нынешнюю должность.

Сколько ты стоишь: зарплатная история SMM-специалиста

Иллюстрация: Татьяна Попович

Зарплата сегодня

Сейчас я работаю SMM-специалистом в крупной e-commerce компании. Зарплата достаточно высокая – 25 000 грн. Вакансий с таким уровнем оплаты мало на рынке. Получить работу мне помогли интересные кейсы, опыт работы с известными брендами, определенные достижения. Это своеобразное «портфолио» SMM-щика: страницы в соцсетях, с которыми работал, а также, если можно разглашать эту информацию – результаты работы с ними, например, данные по трафику.

В профессии SMM-специалиста низкий порог вхождения. Многие люди считают это непыльной работой, которую можно делать удаленно и за это будут платить большие деньги.

Сложности и возможности рынка

Критически важно знать, о чем пишешь, и иметь к этой сфере интерес. На первый взгляд, это просто. Но встречается очень много глупых ошибок. Начиная с ресторанной сферы, когда SMM-специалист ничего не знает про степени прожарки стейка, заканчивая постом с предложением «заценить лук» первой леди США во время посещения Мемориального музея Холокоста. И таких примеров много.

В профессии SMM-специалиста низкий порог вхождения. Многие люди считают это непыльной работой, которую можно делать удаленно и за это будут платить большие деньги. На самом деле, вакансий в сфере SMM очень много, как и начинающих специалистов, но опытных кандидатов, которые соответствуют требованиям больших компаний, – найти непросто.

Для начала достаточно грамотно писать и знать, как работают социальные сети – удивительно, но очень многие пользователи смартфонов не владеют даже базовыми навыками, например, не могут отметить в посте геолокацию. Также важны базовые коммуникативные навыки, если работа подразумевает ответы на комментарии в соцсетях.

Вакансий в сфере SMM очень много, а кандидатов, которые соответствуют хотя бы базовым требованиям для минимальной зарплаты, могут выполнить тестовое задание – очень мало.

Основная сложность – в том, что обычно ты не можешь просто выключить телефон и исчезнуть, даже в отпуске.

Набор необходимых знаний и навыков зависит от направления. Задачи могут включать написание постов, мобильную фотографию, работу с блогерами, настройку и анализ эффективности рекламы, ответы на комментарии. Чтобы развиваться в этой сфере и претендовать на высокий заработок, безусловно, нужно наращивать и углублять знания. Высокий уровень подразумевает большие бюджеты и серьезные проекты, включает разработку стратегии, аналитику, мультиканальные кампании и пр. – это более сложные комплексные знания.

Многие SMM-специалисты предпочитают работать на фрилансе – в нашей сфере это возможно. Таких предложений много – вполне реально найти несколько проектов и вести их. Хотя не все работодатели согласны нанимать удаленного специалиста – многие вакансии требуют физического присутствия в офисе. Стоимость работы при ведении проектов удаленно зависит от сложности проектов – в среднем от 3000 до 15 000 грн.

Сколько ты стоишь: зарплатная история SMM-специалиста

Иллюстрация: Татьяна Попович

Особенности работы

Как я уже отмечала, основная сложность – в том, что обычно ты не можешь просто выключить телефон и исчезнуть, даже в отпуске. Я много путешествую, но все равно должна каждый день находить время, чтобы поработать.

Плюс в том, что профессия очень динамичная – нужно постоянно следить за обновлениями. Учиться «на лету» – это норма для профессии: все интересное, что происходит, сразу появляется в доступе в пабликах, Telegram-каналах. Информации множество и есть откуда ее черпать, особенно на английском языке.

Ценность на рынке

Средняя стартовая зарплата начинающего SMM-щика – от 4000 грн. Может быть и 8000 грн, но не так часто, и это уже хороший уровень для новичка. Средняя зарплата опытных SMM-специалистов – от 10 000 до 15 000, руководителей отделов – 20 000–25 000 грн и выше. Если SMM-специалист владеет английским языком, может работать с контентом и англоговорящей аудиторией, ему могут предлагать зарплату 20 000–25 000 грн (не на руководящей должности). Некоторые вакансии подразумевают процент от продаж, но не думаю, что такие предложения заинтересуют эффективного опытного специалиста. Обычно работодатели платят ставку, но может быть и ставка плюс процент, в зависимости от выполнения KPIs, которые отличаются в разных компаниях (например, охват, узнаваемость бренда, трафик – количество переходов с соцсетей на сайт и пр.).

Сейчас профессия разделяется: в крупных компаниях и агентствах есть специалисты, которые занимаются только контентом – контент-менеджеры или копирайтеры, настраивают рекламу – таргетологи, отвечают за работу с комментариями – комьюнити-менеджеры. В небольших компаниях все делает один человек. В одних компаниях SMM-специалист работает с дизайнером и фотографом, в других выполняет соответственные задачи сам.

Сколько ты стоишь: зарплатная история SMM-специалиста

Иллюстрация: Татьяна Попович

Перспективы

Я вижу себя только в этой профессии. В целом же развиваться можно в нескольких направлениях: выбрать узкую специализацию – например, прокачивать навыки в работе с YouTube, Instagram или мессенджерами; предпочесть более широкую сферу – диджитал-маркетинг; или развиваться как руководитель.

Предыдущие выпуски:

1. Сколько ты стоишь: зарплатная история преподавателя английского

2. Сколько ты стоишь: зарплатная история бортпроводника

3. Сколько ты стоишь: зарплатная история SEO-специалиста

4. Сколько ты стоишь: зарплатная история digital-дизайнера

5. Сколько ты стоишь: зарплатная история HR-менеджера

6. Сколько ты стоишь: зарплатная история 3D-художника

7. Сколько ты стоишь: зарплатная история PR-менеджера

8. Сколько ты стоишь: зарплатная история деда Мороза

9. Сколько ты стоишь: зарплатная история менеджера проектов

10. Сколько ты стоишь: зарплатная история сценариста ТВ-проектов

11. Сколько ты стоишь: зарплатная история юриста

12. Сколько ты стоишь: зарплатная история таксиста

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Лучшие статьи за неделю – у вас в почте

Читайте также