Сколько ты стоишь: зарплатная история сценариста ТВ-проектов

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Редакция The Point продолжает рубрику «Сколько ты стоишь». Цель – помочь соискателям и сотрудникам объективно оценить свою стоимость на рынке труда. Наши инсайдеры – представители разных профессий, анонимно и честно рассказывают о том, как менялся их доход в процессе развития карьеры, от чего зависит оплата работы в их сфере, а также, что нужно делать, чтобы повысить свою ценность в глазах работодателей.

В десятом выпуске мы решили выяснить, сколько зарабатывает сценарист ТВ-проектов.

Бэкграунд

Я окончила факультет журналистики в столичном вузе. В наших университетах пока нет факультетов, которые готовили бы сценаристов для телевидения. Чаще всего сценаристы – это журналисты и филологи, хотя и не всегда – есть, например, и психологи, и экономисты…

Зрителя нужно «зацепить», увлечь, чтобы он не переключил на другой канал, когда начинается реклама. Здесь важно знание драматургии.

Еще в начале 2000-х такой профессии, как сценарист ТВ, у нас не было. Наши каналы сами снимали только новости и документальные программы, а почти весь остальной контент закупался за границей. Сейчас активно развивается инфотейнмент (способ подачи материала – в том числе и на ТВ, цель которого – и развлекать, и информировать аудиторию. – ред.).

В таких проектах мало изложить факты. Зрителя нужно «зацепить», увлечь, чтобы он не переключил на другой канал, когда начинается реклама. Здесь важно знание драматургии, а это уже не так связано с журналистикой. Конечно, в любом развлекательном или реалити-проекте обязательно работает и команда журналистов – они ищут героев, проводят интервью, добывают максимум интересной информации. Но функционал разделился.

Первая зарплата

Учась в университете, я была уверена, что буду работать в прессе. Еще студенткой прошла практику в одном из печатных изданий в Киеве, в 2003 году, и мой первый гонорар составил, кажется, 50 грн. Но и эти деньги стали сюрпризом: казалось, раз я новичок, только учусь, странно ждать еще и денег. Пока я училась, время от времени подрабатывала в нескольких газетах и журналах, и самый большой гонорар, который удалось получить, – 300 грн за материал. Мне нравилась сама работа, но после окончания университета уже не устраивал доход.

Сколько ты стоишь: зарплатная история сценариста ТВ-проектов

Иллюстрации: Татьяна Попович

Изменения в доходах

С 2008 года я работала на небольшом телеканале. Ни у меня, ни у моих коллег не было опыта работы с ТВ-программами. Мы готовили их, опираясь на интуицию, смотрели примеры на других телеканалах. Мне нравилась такая свобода действий и возможность создавать что-то с нуля, но зарплата в несколько сотен гривен заставила продолжить поиски.

Помогли небольшой опыт и знакомства – я люблю общаться, легко знакомлюсь даже со случайными попутчиками в транспорте. И знакомый, который работал на ТВ, рассказал, что на популярный проект одного из центральных телеканалов ищут журналиста.

Работать было непросто – это совсем другой уровень сложности задач, ответственности, контроля. Объем работы, который сегодня выполняют три человека – журналист, сценарист и режиссер, приходилось делать в одиночку. За 15-минутный сюжет платили около 3500 грн, в месяц реально было сделать 3-4 сюжета.

Затем я перешла на другой канал. Писала сценарии для развлекательного проекта с зарплатой в 8000 грн в месяц: нужно было готовить четыре небольших сюжета в неделю. Но постепенно объем задач возрос, и зарплата тоже – я стала получать 14 000 грн. Иногда на работе приходилось проводить по 16 часов, уходить поздно ночью и возвращаться рано утром. Бессонница, стрессы, усталость – все это накопилось так, что работать в прежнем режиме стало невыносимо. Хотя это был отличный опыт, и тот непростой период дал мне много друзей, с которыми мы проходили через сложности вместе.

Чтобы работать сценаристом на ТВ, очень важно получить опыт работы на телевидении. Попасть в этот мир. Научиться видеть кадр, его структуру. Можно окончить курсы, но этого мало – здесь важна именно практика.

Зарплата сегодня

Пару лет назад я перешла на другой проект, тоже на позицию сценариста. Со временем поняла: многое, в том числе и свободное время, зависит от личной способности работать продуктивно. Чтобы найти баланс, я училась правильно расставлять приоритеты и грамотно управлять своим временем.

Что касается зарплат сценаристов на ТВ, зарплатная «вилка» – в среднем от 12 000 до 20 000 грн. Оплата труда зависит от профессионализма, опыта сотрудника и сложности самого проекта. Зарплаты регулярно пересматриваются, каналы следят за тем, чтобы они были конкурентоспособными и не теряли людей по этой причине.

Специалисты более высокого уровня – например, главные сценаристы, руководители команд сценаристов, получают зарплаты повыше. В среднем, насколько мне известно, – 20 000-25 000 грн. Хотя тут все более индивидуально, многое зависит от персональных договоренностей с руководством. Говорят, лучше всего платят сценаристам, которые талантливо пишут комедийные сюжеты – но точных расценок не знаю.

Что касается вдохновения в работе сценариста: профессионал просто садится и пишет, а не ждет, пока его посетит муза.

Зарплата на телевидении обычно зависит и от результатов работы. Если работаешь качественно, соблюдаешь сроки, приносишь проекту пользу, на многих каналах выплачивается премия – плюс 10-20 % к зарплате. А также часто сотрудникам предлагается медицинское страхование, возможность посещать спортзалы, поездки на отдых, обучение – например, английскому языку или профильное, и пр.

Сколько ты стоишь: зарплатная история сценариста ТВ-проектов

Иллюстрации: Татьяна Попович

Ценность на рынке

Чтобы работать сценаристом на ТВ, очень важно получить опыт работы на телевидении. Попасть в этот мир. Научиться видеть кадр, его структуру. Можно окончить курсы, но этого мало – здесь важна именно практика. Например, можно начинать с позиции журналиста.

Сценаристу важно уметь писать, логично и интересно излагать свои мысли. Генерировать идеи. Знать основы драматургии, чтобы понимать, какую роль какой герой играет в кадре и чего ждет зритель, выстраивать сюжетные линии. Важно знать аудиторию своего проекта и ее интересы.

Новичкам в профессии стоит быть готовыми переписывать сценарии несколько раз. Но даже если сценарий пишет профессионал, всегда есть что улучшить: это словно оттачивание скульптуры, сценарий всегда можно сделать еще лучше.

Если тема нравится, все пишется быстро и легко, есть время и на креатив, и на совершенствование. Если же тема не нравится – все делается в лучшем случае для галочки.

Что касается вдохновения в работе сценариста: профессионал просто садится и пишет, а не ждет, пока его посетит муза.

Многое зависит от проекта, но обычно у сценариста есть примерный план того, о чем писать: есть концепция проекта и отдельного сезона, редакторы и журналисты ищут героев и нужную информацию. Затем сценаристы получают задания – кто, о чем и о ком пишет, через какие препятствия важно провести героев проекта, в какие ситуации их поместить. В некоторых проектах есть тематические выпуски, которые привязаны, например, к праздникам.

Сценаристу важно работать с темами, которые ему интересны. Впрочем, как и в остальных сферах: если ты ненавидишь то, что делаешь, то либо жизнь станет адом, либо продукт будет ужасного качества, а скорее всего – и то, и другое. Конечно, важно получать удовольствие от работы со сценарием. Я вижу по себе и коллегам: если тема нравится, все пишется быстро и легко, есть время и на креатив, и на совершенствование. Если же тема не нравится – все делается в лучшем случае для галочки.

Историю нужно пропустить через себя, а журналисту – еще и стать для героев почти что другом, чтобы человек открылся не только ему, но и перед камерами. Это очень сложно.

Особенности работы

Работа над сценарием делится на несколько этапов. Зачастую сначала пишется сценплан – типажи и характеры героев, какие между ними возможны конфликты, как они будут действовать и к чему это приведет. Конечно, предугадать реакцию точно нельзя – но можно предусмотреть варианты: например, человек проявит агрессию, расплачется или убежит. И спланировать дальнейшие действия – например, реакцию ведущего. По сути, это алгоритм. Лабиринт, из которого есть только несколько выходов, и их можно предвидеть. Это даже интереснее: актеры ведут себя так, как ты написал, а герои – это твои соавторы, многое зависит от них. Правда, порой герои, даже если в жизни кажутся активными и яркими, перед камерой теряются и ведут себя пассивно, без эмоций. Тогда режиссерам приходится подсказывать им, как себя вести, что говорить, чтобы это было интересно зрителям.

Кстати, касательно мнения, что участники всех реалити-проектов – это актеры. Некоторые проекты действительно постановочные, и это видно невооруженным взглядом. Но в Украине просто нет такого количества актеров, чтобы сыграть во всех шоу – поэтому в большинстве случаев это истории реальных людей.

Самое сложное – ответственность: то, что ты пишешь, услышит и увидит огромное количество людей, и важно осторожно выбирать информацию, искать все самое любопытное и новое.

Загрузка сценариста зависит от канала и проекта. Некоторые проекты производят одни и те же команды – например, когда снят один сезон шоу, они переходят на другое.

Сложность работы также зависит от специфики проекта. Например, мне самыми трудными кажутся социальные шоу. Не каждый журналист и сценарист это сможет. Историю нужно пропустить через себя, а журналисту – еще и стать для героев почти что другом, чтобы человек открылся не только ему, но и перед камерами. Это очень сложно. К тому же, здесь важно соблюдать этические принципы, которые нельзя нарушать даже ради шоу.

Самое увлекательное в работе сценариста – результат: мир, который ты создаешь в своей голове, оживает на экране. За этим очень здорово наблюдать. Особенно ценно, если твой проект приносит людям пользу. При этом я, например, множество раз смотрю программу до выхода в эфир, но стараюсь не смотреть уже после выхода – потому что всегда замечаю какие-то нюансы, которые нужно было исправить. Например, ведущий должен быть вовлечен в процесс, а у него на лице полное безразличие. И это задевает, даже если кроме тебя никто ничего не заметит.

Самое сложное – ответственность: то, что ты пишешь, услышит и увидит огромное количество людей, и важно осторожно выбирать информацию, искать все самое любопытное и новое. Также бывает непросто находить общий язык с режиссером – может отличаться видение. Тут нужно понять, что лучше для конечного результата, и найти компромисс.

Сколько ты стоишь: зарплатная история сценариста ТВ-проектов

Иллюстрации: Татьяна Попович

Сложности и возможность рынка

Сценаристы нужны как телеканалам, так и продакшнам (студиям, которые производят проекты, например, для телевидения и кино. – ред.). На продакшнах оплата труда, насколько я знаю, немного выше – но на канале работа более стабильна: даже когда заканчивается сезон или шоу, хорошему сценаристу всегда найдется работа в другом проекте.

Спрос на специалистов растет. Каналы осознают, что рынок специалистов не бесконечен. Телеканалов и продакшнов все больше. Выпускники должны еще несколько лет поработать на ТВ, чтобы получить нужный опыт, а нанимать специалистов из-за границы очень дорого… Больше нет очередей из тех, кто мечтает работать на телевидении – у людей огромный выбор, где еще применять свои таланты. Руководители стремятся сделать так, чтобы людям было комфортно работать – потому что если сотрудник уйдет, слишком сложно найти и обучить другого.

Несколько лет назад украинское телевидение сделало огромный скачок – от телеканалов, на которых нет ничего, кроме новостей и купленных сериалов, до каналов с собственными шоу самых разных форматов.

Считается, что работа на телевидении – это гонка на выживание. Конечно, все индивидуально, на каналах и проектах разные условия. Но сейчас ситуация меняется, и это отлично. Несколько лет назад украинское телевидение сделало огромный скачок – от телеканалов, на которых нет ничего, кроме новостей и купленных сериалов, до каналов с собственными шоу самых разных форматов.

Раньше не было людей, которые могли бы создавать такие проекты профессионально. Эту машину важно было запустить, научиться на собственных ошибках. Многое делалось по наитию. Загрузка оценивалась навскидку, в то время как на самом деле у всех сценаристов свой темп, и быстро – не всегда качественно. Сейчас каналы меняют отношение к людям, профессионалов ценят. И это мотивирует намного сильнее денег.

Более того, в эпоху активного роста люди и сами так втягивались в эту гонку за результатом, что не уходили в отпуск годами.

Даже работая на телеканале, можно выполнять какие-то небольшие проекты, например, придумывать рекламные ролики для компаний. Бюджеты очень разные, примерно от $200 за ролик.

Перспективы развития

У сценариста ТВ есть возможность строить карьеру на одном канале (например, со временем стать главным сценаристом или возглавить весь проект), или искать новые возможности на продакшнах. Даже работая на телеканале, можно выполнять какие-то небольшие проекты, например, придумывать рекламные ролики для компаний. Бюджеты очень разные, примерно от $200 за ролик.

Много возможностей и в IT-сфере – например, писать сценарии для игр. Можно придумывать сценарии и для видеороликов, которые публикуются в социальных сетях, а также заниматься копирайтингом, разрабатывать сценарии для квест-румов и ролевых игр.

Многие сценаристы начинают писать книги, и наоборот – поскольку доход от литературы не стабилен, писатели часто параллельно работают на ТВ-проектах. Навыки ТВ-сценариста применимы при написании сценариев для телесериалов, кино и театральных постановок – хотя, конечно, везде есть и своя специфика.

Предыдущие выпуски:

1. Сколько ты стоишь: зарплатная история преподавателя английского

2. Сколько ты стоишь: зарплатная история бортпроводника

3. Сколько ты стоишь: зарплатная история SEO-специалиста

4. Сколько ты стоишь: зарплатная история digital-дизайнера

5. Сколько ты стоишь: зарплатная история HR-менеджера

6. Сколько ты стоишь: зарплатная история 3D-художника

7. Сколько ты стоишь: зарплатная история PR-менеджера

8. Сколько ты стоишь: зарплатная история деда Мороза

9. Сколько ты стоишь: зарплатная история менеджера проектов

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Лучшие статьи за неделю – у вас в почте

Читайте также