Со второго дубля: 7 эпик-фейлов на собеседовании и варианты их исправления

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Желая получить хорошую работу, мы прилежно готовимся к интервью и мечтаем, чтобы все прошло безупречно. Но жизнь вносит свои коррективы, и порой история о громком успехе превращается в ситком.

Все допускают ошибки, в том числе и на собеседовании. И некоторые из них можно считать непростительными. Редакция The Point попросила Ольгу Королик, управляющего партнера рекрутинговой компании Altera Staff, рассказать, есть ли шанс спасти интервью, которое кажется безнадежным. Учитывая, что один на миллион – это тоже шанс.

1. Запутался в часах: опоздание на интервью

Даже дети знают: чтобы успеть на важное мероприятие, нужно рассчитать время на дорогу и выйти заранее. Но в план всегда может вмешаться непредвиденное обстоятельство. Часто ли кандидаты опаздывают на собеседования и как к этому относятся рекрутеры? «Думаю, жителям мегаполиса следует лояльно относиться к возможным опозданиям. Например, человек может попасть в «пробку» на дороге, – отмечает Ольга Королик. – Я спокойно воспринимаю опоздание кандидата – при условии, что он об этом предупредил».

По мнению эксперта, если опоздание неизбежно и оно существенное, важно связаться с рекрутером и уточнить, есть ли смысл ехать на встречу или лучше ее перенести. Поскольку часто рекрутеры проводят несколько собеседований в день, то нет возможности нарушать график, заставляя ждать других кандидатов. «Мы живем в двадцать первом веке. Нам больше не нужно искать голубей и даже мелочь для телефона-автомата, чтобы отправить кому-то сообщение. Достаточно нажать пару кнопок и предупредить, что не успеваешь. Если уже при первом контакте человек ведет себя не совсем ответственно, не ищет способ решения проблемы, вряд ли что-то изменится, когда он выйдет на работу», – предполагает Ольга.

Если человек говорит, что все вокруг глупые – от бывшего шефа до собственных детей, скорее всего, это не про других, а про него самого.

2. Лжец, лжец: рекрутер выявил обман кандидата

Врать нехорошо. Однако если очень хочется получить работу, кандидаты нередко пускаются во все тяжкие, в том числе – решаются на обман. «Но между желанием представить себя в выгодном свете и откровенным враньем – большая пропасть», – акцентирует внимание Ольга Королик.

Критичность ситуации зависит от контекста. Одно дело, если человек что-то приукрасил или сгладил. В конце концов, иногда кандидаты указывают некорректные данные случайно – например, из-за переживаний или потому, что с тех прошло много времени. Совсем другое – если человек умышленно говорит неправду о своем опыте, образовании, достижениях.

По опыту нашего эксперта, обычно обман возможно выявить на собеседовании. Когда рекрутер сомневается в корректности данных, уточняющие вопросы для проверки вплетаются в диалог. Например, кандидат утверждает, что у него были самые высокие показатели продаж в отделе, а в процессе беседы путается в этих показателях, нервничает, отказывается прояснять детали.

Если кандидата вывели на чистую воду, можно попробовать спасти положение: например, отметить, что запутался, и попросить немного времени на то, чтобы вспомнить детали и уточнить. Но шансов немного. Например, Ольга Королик вспоминает случай, когда на собеседовании девушка-кандидат на позицию HR-менеджера произвела отличное впечатление, рассказав о своем опыте. А затем рекрутер случайно узнала от коллег, что этот человек вообще не работал в компании, о которой шла речь. При проверке оказалось, что это действительно так: в компании о таком специалисте не слышали. Безусловно, такой некрасивый обман не перекроет ничего.

3. Дурная слава: плохие рекомендации с прошлой работы

Даже отличные специалисты не застрахованы от ошибок. Если рекомендации с прошлых мест работы содержат информацию о них, и это объективно – на интервью свои просчеты есть смысл признать. И обязательно – рассказать рекрутеру, какая работа над ошибками проделана. Как кандидат проанализировал ситуацию, какие выводы сделал, какие новые навыки получил, чтобы не допустить такого в будущем.

Встречают все еще по одежке, и первое впечатление дважды не произведешь. Если же человек все-таки «промахнулся» с дресс-кодом и понял это уже на собеседовании – достаточно просто объясниться.

Часто причина плохих рекомендаций – личностный конфликт, например, с бывшим руководителем. Как поступить в этой ситуации, стоит ли прояснять детали? Рекрутеры понимают, что хорошие сотрудники уходят от неграмотных руководителей. А если сфера узкая, возможно, рекрутер даже в курсе такого положения вещей в определенной компании. По мнению Ольги Королик, можно назвать истинную причину. Но с несколькими оговорками. «Не переходите на личности. Постарайтесь соблюдать корректность. Так, даже если экс-начальник бросил в вас стаканом, не стоит посвящать в такие детали, по крайней мере – на первой встрече», – рекомендует эксперт. Такая возможность еще представится, если кандидат получит работу и отношения с рекрутером и новыми коллегами станут более доверительными.

Кроме того, если кандидат утверждает, что он – великий, но не признанный, и ушел с конфликтом не из одной, а из пяти компаний, это также не сыграет ему на руку. «Если человек говорит, что все вокруг глупые – от бывшего шефа до собственных детей, скорее всего, это не про других, а про него самого. И ничего хорошего ждать не приходится», – отмечает рекрутер.

Со второго дубля: 7 эпик-фейлов на собеседовании и варианты их исправления

4. Без галстука: кандидат не соблюдает дресс-код

На уровне здравого смысла соискатели зачастую понимают, что в большинстве случаев для собеседования важно соблюдать деловой стиль в одежде. Хотя бывают и исключения – правила в банке и креативном агентстве все-таки разные.

Повлияет ли несоблюдение дресс-кода на решение о приглашении кандидата на работу, если он есть? По мнению Ольги, зависит от ситуации. Например, срок закрытия вакансии в компании – на вчера, рекрутер звонит кандидату и просит его прийти на собеседование в любое время, оптимально – сегодня же. А человек в это время занимается личными делами. Если он приедет в кроссовках и джинсах – это объяснимо. С другой стороны, если встреча назначена заранее, и в компании принят строгий дресс-код, его несоблюдение действительно может негативно повлиять на восприятие кандидата, особенно опытного, которому точно известны азы.

В целом же одежда – это, конечно, не решающий фактор, и тем не менее – встречают все еще по одежке, и первое впечатление дважды не произведешь. Если же человек все-таки «промахнулся» с дресс-кодом и понял это уже на собеседовании – достаточно просто объясниться. Например, отметить, что до интервью принимал участие в неформальном мероприятии (если это так). Дать понять, что в целом правила игры понятны и принимаемы.

Если компания ищет продажника и кандидат проявляет упорство, умеет настоять на своем, защитить свою позицию – это может быть расценено как преимущество.

5. Язык мой – враг мой: неуместные высказывания и эмоции

Интервью с опытным рекрутером не может состоять из социально ожидаемых ответов – специалисты по подбору умеют создавать условия, в которых проявляется привычное поведение кандидата. А контролировать каждое свое слово способны не все. На собеседовании можно сказать что-то неуместное, глупое, слишком личное… Как быть в таком случае? «Трезво оценить себя и признать, что наговорил лишнего», – советует Ольга Королик. И желательно – прокомментировать, почему. Например, потому, что хотелось быть откровенным.

Иногда неожиданными могут быть не только слова, но и эмоциональные реакции. Портят ли они впечатление о кандидате? Ольга отмечает: смотря о какой позиции речь. «Если это юрист, умение контролировать себя в любой ситуации – это одна из ключевых компетенций, – приводит пример эксперт. – Или персональный ассистент для руководителя, который не выбирает слова в общении: нет смысла приглашать на работу человека, который не может совладать с эмоциями. Он все равно не продержится долго».

При этом даже кандидат, который умеет контролировать себя, может отреагировать излишне эмоционально, если речь на собеседовании заходит о какой-то «болевой точке», чем-то личном. Если будущий работодатель разделяет ценности кандидата, скорее всего, он воспримет это спокойно. Но и тут многое зависит от позиции: если стрессоустойчивость – ключевая компетенция, на это обратят внимание.

Но и тут есть границы. Например, если компания ищет продажника и кандидат проявляет упорство, умеет настоять на своем, защитить свою позицию – это может быть расценено как преимущество. Но откровенное хамство или грубость не оценят по достоинству нигде.

6. Долой правила: странное поведение кандидата

Есть правила, про которые даже неловко говорить вслух – например, что на собеседование нужно приходить трезвым. Ничто не поможет исправить ситуацию, если нарушен этот неписаный закон. Но, оказывается, бывают и исключения. Так, наш эксперт вспоминает случай, когда нового человека искала одна творческая команда. На собеседование пришел кандидат, который, судя по всему, пил явно не минеральную воду. Рекрутер замерла от волнения. А непосредственному руководителю, который тоже присутствовал на интервью, кандидат очень понравился, и они несколько лет проработали вместе.

Это занимает несколько минут, и пролистать сайт компании не составляет труда в век технологий. Активность свидетельствует о намерениях, заинтересованности кандидата.

В определенном контексте даже безупречное поведение кандидата может сыграть не на руку. Например, в практике Ольги был случай, когда девушка-кандидат пришла на собеседование в строгой белой блузке и черных брюках, вела себя исключительно сдержанно и безукоризненно ответила на все вопросы. А потенциальный руководитель потом признался, что она не впишется в их «тусовку оболтусов», которые креативят, пьют пиво и ругаются, если у них что-то не получается.

Но напомним: шансы невелики. Так что эти исключения важно воспринимать как такие, которые подтверждают правила.

7. Ну, рассказывайте: кандидат ничего не знает о компании

Помешает ли трудоустройству полное неведение кандидата о том, в какую компанию он пришел? «Кандидат может и не знать, о какой компании речь, если его нашел внешний рекрутер – до момента собеседования с руководителем, – объясняет Ольга Королик. – Особенно если это кандидат на топовую позицию. В таком случае человек и не может владеть информацией. Как и в случае, если речь о стартапе и информации пока что мало в открытом доступе». Но когда «интриги» нет, и кандидат уверяет, что просто не успел – скорее всего, это отговорки, и такой подход не понравится будущему работодателю. Это занимает несколько минут, и пролистать сайт компании не составляет труда в век технологий. Активность свидетельствует о намерениях, заинтересованности кандидата.

Итак, все перечисленные ошибки могут сыграть с кандидатом злую шутку и не пустить его на желанную должность. Но если Рубикон не перейден и промах есть чем перекрыть – например, ценным опытом, полезными навыками, потенциалом, то рекрутер или потенциальный работодатель, по мнению нашего эксперта, может закрыть на это глаза – точнее, один глаз. Если шанс исправить ситуацию есть, его важно использовать. В худшем случае – расценивать как своеобразную «вакцину» на будущее.

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Лучшие статьи за неделю – у вас в почте

Читайте также

  • John Elfman

    Бред какаой-то

  • Poebali4

    Ху..та

  • Kote

    Моя история с Астелитом могла бы выглядеть так:
    — Почему вы решили работать именно в нашей компании?
    — Потому, что я очень люблю сюрпризы, а рекрутерская компания так и не сказала мне даже после двух собеседований, куда меня хантят 😀