Сценарист реалити-шоу Мария Кузьменок: «Все, что происходит на экране, должно напоминать кардиограмму»

Share on FacebookTweet about this on Twitter

О своей профессии сценарист реалити-шоу Мария Кузьменок говорит много, воодушевленно и откровенно. В течение 5 лет на телевидении Мария работала журналистом в проекте «Кохана, ми вбиваємо дітей», сценаристом трех сезонов «Зважених та щасливих» и главным сценаристом ток-шоу «Давай поговоримо про секс» на телеканале СТБ. Сейчас девушка работает на новом проекте – на это раз «Від пацанки до панянки» уже для «Нового канала».

В своем интервью для редакции rabota.ua Мария рассказала о работе сценариста, о том, как создается реалити-шоу, как добиваться нужных эмоций на экране и почему сценаристы должны сдвигать стены.

О том, как стать сценаристом

работа на телеканале

www.facebook.com/maria.kuzmenok.1

– Мария, как вы стали сценаристом реалити-шоу?

– Окончив Институт журналистики, я устроилась практикантом на программу «Сніданок з 1+1», чтобы понять, как на ТВ все устроено изнутри. Несмотря на мой статус, это была полноценная журналисткая работа. За полгода я освоила азы, набралась опыта и решила двигаться дальше.

После «1+1» я нашла работу журналиста на телеканале СТБ в проекте «Кохана, ми вбиваємо дітей». Я сама искала проблемные семьи, уговаривала их принять участие в проекте, брала у них интервью и т.д. У меня могло быть по 4-5 интервью в день. С этими людьми нужно было не просто поговорить, а узнать всю их историю, получить нужные эмоции за ограниченное время. Те, кто видел программу, понимают, что это за семьи, и как с ними тяжело общаться. Это был невероятно сложный год. Если бы не мама, которая убеждала еще немного потерпеть и постоянно подбадривала, то я бы не выдержала (улыбается).

Тем не мнее, именно тогда, видя, как работают сценаристы, я осознала, что мне было бы интересно развиваться в этом направлении.

– Как и где вы получили профильные знания?

– В основном из книг. Зная о моем стремлении изучить сценарное мастерство, мой молодой человек подарил мне книгу Александра Митты «Кино между адом и раем». Она считается одной из настольных книг для сценаристов. Продолжая работать, я начала по ней учиться. Еще одна Библия по сценарному мастерству, по которой я тоже училась, – книга Роберта Макки «История на миллион долларов».

– Вам пригодились эти знания?

– Да. Как раз в тот момент появилась вакансия сценариста на проект «Зважені та щасливі». Я справилась с тестовым заданием, но, увы, на канале предпочли взять более опытного кандидата, у которого уже был опыт работы в реалити-шоу.

Я расстроилась, но не сдалась – у меня было огромное желание работать именно на этом проекте. С тех пор каждый день я ходила в свой офис на СТБ на свой 5-й этаж через 3-й, где располагалась команда «Зважених». Я говорила себе, что привыкаю к тому, что там работаю (смеется).

И знаете, что? Через какое-то время мне позвонили и сказали, что появилась еще одна вакансия. Так я попала на проект «Зважені та щасливі», где проработала около 2,5 лет. До сих пор благодарна главному сценаристу «Зважених», которая поверила в меня и дала шанс. Это был лучший проект для меня, благодаря которому я полюбила реалити-шоу, я им по-настоящему жила.

О том, как найти работу на ТВ

работа на телеканале

www.facebook.com/maria.kuzmenok.1

– Чтобы получить работу на «Зважених та щасливих», нужно было выполнить тестовое задание. Как оно выглядит?

– Как правило, в разработке сценария реалити-шоу участвуют несколько сценаристов, и каждый из них отвечает за конкретный выпуск.

Поэтому в качестве пробного задания нужно было разработать один выпуск шоу. В ответственности сценариста – все его наполнение. Так, нужно придумать тему выпуска (например, встреча с родственниками), конкурсы для участников проекта, всевозможные «фишки» (например, необычный формат тренировки).

А уже на собеседовании кандидата подробно спрашивают обо всем, что он написал: сценарий, почему он решил поступить так, а не иначе, какие интервью он записал бы, какие вопросы задал бы участникам проекта и т.д. Также могут просить выполнить дополнительное задание прямо на собеседовании. Например, разложить фильм «Бойцовский клуб» по трехактной структуре сценария. Я рассказывала, что читала книги по сценарному мастерству, поэтому меня «гоняли» еще и по теории, согласно Митты и Макки.

– В чем секрет успешного тестового задания и прохождения собеседования?

– Чтобы получить работу сценариста, все-таки нужна база или хотя бы теоретические знания. А одна из самых главных вещей в сценарии – наличие логики. Сценарист должен понимать, что и зачем он делает, чтобы зрители впоследствии тоже понял, зачем, например, участников подвергли тем или иным испытаниям.

Например, когда я уже работала на проекте, мы искали сценариста в команду «Зважених». Один из кандидатов предложил заставить героев рыть яму ложечками (улыбается). Как вы думаете, будут ли это смотреть зрители? Увы.

работа на телеканале

www.facebook.com/maria.kuzmenok.1

Также в хорошем сценарии все придумки должны быть максимально визуальными. Все должно происходить через действие, должен быть экшн. Если герои что-то жарят – значит, должо печь, красят – значит, должны лететь брызги. Просто так никому не интересно!

Еще один нюанс – потенциальный кандидат должен хотеть работать в конкретном реалити-шоу. Как сценарист ты должен знать его специфику, знать, что уже было в шоу. А когда ты сам еще и фанат того или иного реалити, то знаешь, что тебе было бы интересно посмотреть. Так больше шансов сделать свою работу профессиональнее.

– Какие еще собеседования нужно пройти, чтобы получить работу на проекте?

– Если кратко описать всю цепочку отбора в реалити-шоу, то она выглядит приблизительно так: пробное задание, а затем собеседования – с главным сценаристом, руководителем проекта, директором творческого объединения СТБ и генеральным продюсером телеканала.

О героях реалити-шоу

работа на телеканале

www.facebook.com/maria.kuzmenok.1

– Герои реалити – то, без чего шоу не может существовать. Как вы их подбираете?

– Как правило, отбор на следующий сезон того или иного проекта начинается еще во время показа предыдущего – тогда люди активнее откликаются, так как полны впечатлений от увиденного. Журналисты, которые проводят кастинги, понимают, что нам нужны характерные типажи. Золушка, ведьма, маменькин сынок, священник, деспот, отличница, лидер, изгой … Будущие участники реалити не должны дублировать друг друга, это должны быть абсолютно разные люди – так зрителю будет гораздо интереснее наблюдать за тем, что происходит на экране.

Когда команда проекта утверждает концепцию сезона (например, участники шоу – пары или семьи), тогда формируются более точные критерии отбора.

– Что вам как сценаристу нужно знать о героях реалити-шоу для работы?

– Все! (смеется) Сценарист действительно должен знать все. В общении и последующих интервью с героями не существует табуированных тем, независимо от того, кто принимает участие в реалити – взрослый человек, ребенок или человек с ограниченными возможностями.

Мы должны знать все, что было в жизни героя до проекта. О его родителях, близких и важных людях, сильных сторонах, недостатках, страхах, комплексах, проблемах, ценностях, отношениях в семье и на работе, и самое главное – мотивация участия в шоу. В итоге у нас должен сформироваться полный психологический портрет героя. Например, когда я работала в ток-шоу «Давай поговоримо про секс», то такие портреты составлял психолог. Поскольку эта информация очень важна, то она даже писала, какие слова расстраивают героя, какие заставляют плакать. В результате по каждому из участников проекта у сценаристов есть «досье/дело», в котором описана самая важная информация о нем – это своеобразная «шпаргалка» для нас.

работа на телеканале

www.facebook.com/maria.kuzmenok.1

– Как вы используете всю эту информацию?

– Во-первых, так мы понимаем, как герои могут теоретически взаимодействовать друг с другом, какие отношения у них могут сложиться. А также мы используем эту информацию для раскрытия героя перед зрителем через преодоление тех или иных обстоятельств. Например, если человек боится высоты, то на съемках сценарист гарантированно «заставит» его забраться повыше. Как еще заставить человека работать над собой? Только заставлять его выходить из зоны комфорта.

Разрабатывая шоу, мы каждый раз всей командой на большой доске бумаги пишем имена героев и чертим связующие линии между ними: кто с кем может подружиться и на основе чего, кто может поссориться и т.д. Участников реалити нужно как сводить друг с другом, так и «разводить», чтобы зрителю было интересно.

Во-вторых, от того, что собой представляет герой, зависит и его жизнь на проекте. Например, с кем он будет жить в комнате, к какому тренеру в команду пойдет и т.д. Так, если герой привык по жизни прислушиваться к мнению отца, то я, конечно же, отправлю его в команду сильного мужчины, а не к женщине, чтобы он смог как можно лучше раскрыться.

Ведь очень важна трансформация героя – зрители должны видеть, как меняется герой в течение проекта, как он преодлевает себя, прикладывая сверхусилия.

– Кого можно назвать идеальным героем реалити-шоу? На кого зрителям будет интересно смотреть?

– Однозначно это должен быть интересный персонаж с множеством внутренних и внешних конфликтов. И во многом это задача сценариста – помочь раскрыться герою, чтобы зрители смогли «побывать в его шкуре».

Чем больше деталей о персонаже – тем он объемнее, ярче и понятнее. Тем легче его запомнить и интереснее наблюдать, сопереживать ему. Такой же эффект производят и противоречия – чем противоречивее герой, тем лучше для шоу. «Хочу до безумия, но до смерти страшно…!» – это то, что нужно.

О создании реалити-шоу

работа на телеканале

www.facebook.com/maria.kuzmenok.1

– Что нужно сделать команде до старта съемок?

– Приблизительно за полгода до старта съемок сценаристы проекта с нуля продумывают и в деталях разрабатывают все выпуски передачи: темы, конкурсы, «фишки». Причем для сценариста очень важно присутствовать с самого начала разработки проекта. Чем больше он участвует в подготовке, тем лучше. Наример, я пришла на первый сезон «Зважених», когда все было уже придумано, – в результате я не всегда могла понять, почему было принято решение проводить тот или иной конкурс и т.д. Во втором сезоне я уже, конечно, понимала гораздо больше, так как была в проекте с момента старта. И могла предложить намного больше полезных идей.

В случае со «Зваженими» сценаристы разрабатывают – 17 выпусков. К моменту начала съемок первого выпуска все должно быть готово: сценарии, конкурсы, локации, весь необходимый реквизит и т.д.

Конечно, нередко планы срываются. Например, конструкция, которую мы бы хотели соорудить для конкурса, – невозможна. Или мы вышли за рамки бюджета, поэтому конкурс отменяется. Но если по драматургии нам этот конкурс действительно необходим, то мы очень быстро придумываем альтернативу с минимальными затратами.

– Как распределяется работа между сценаристами уже во время съемок?

– Съемки длятся около 3-4 месяцев, один выпуск сниматеся около недели. Один сценарист ответственный за один выпуск, все сценаристы снимают выпуски по очереди.

График работы – достаточно напряженный. Съемки длятся целый день, с утра и до позднего вечера. Иногда бывают еще и ночные съемки, например, если конкурс для героев реалити проходит ночью. Тогда домой ты приезжаешь, только чтобы переодеться, а затем снова отправиться на работу и снимать целые сутки.

После окончания съемок сценарист, прежде всего, передает следующему все линии героев. Например, если между героями зародилась симпатия, то, безусловно, эту линию стоит «дотягивать». Или, к примеру, если героиня преодолела страх высоты, пройдя соответствующее испытание, – то вряд ли следующему сценаристу стоит возвращаться к ее страху и еще раз испытывать ее.

работа на телеканале

www.facebook.com/maria.kuzmenok.1

– В чем заключается дальнейшая работа сценариста?

– Например, я после съемок просто высыпаюсь-отмываюсь несколько дней. Затем начинаю готовить следующий выпуск – освоение локаций, тестирование конструкций, написание сценарного плана. Это таблица страниц на десять, где максимально подробно расписан каждый день съемок: интервью, конкурсы, вопросы для героев, подводки ведущим, реквизит. Документ на вес золота, без которого на съемках будет очень сложно.

Кстати, даже если сценарист не снимает эпизод, ему все равно нужно оставаться полностью «включенным» в процесс. Как правило, за два дня до конца съемок другого сценариста я приезжаю на площадку и уже постоянно нахожусь там. Это нужно, чтобы понять, что произошло в жизни героев за неделю, и синхронизироваться.

– Когда весь отснятый материал начинает превращаться в готовый продукт?

– Речь идет о сотнях часов видео (улыбается). Еще во время съемок за работу садятся расшифровщицы, которые переводят в текстовый вид все видео. Так, один выпуск по объемам можно смело сравнить с книгой «Война и мир»! И сценарист обязан все это прочитать! Причем не только свои выпуски, но и желательно выпуски своих коллег. Вполне возможно, что он сможет позаимствовать что-то оттуда для своего выпуска – например, интервью с героем.

О профессиональных вызовах

работа на телеканале

www.facebook.com/maria.kuzmenok.1

– Какие профессиональные вызовы стоят перед сценаристом в процессе создания реалити?

– Как я уже говорила, в любых действиях и задумках сценариста должна быть железная логика. Главный сценарист, под руководством которой я работала на «Зважених», всегда добивалась четкого понимания, не давая «снимать ради снимать».

Течет кровь на съемочной площадке? Нужно срочно бежать снимать? Нет. Если сейчас же не объяснишь, зачем и как преподнесешь это зрителю – ничего снимать не будешь! Так от нас добивались понимания. Но и результат на лицо – премия «Телетриумф» у «Зважених».

Вообще, самый большой опыт сценарист приобретает не на съемочной площадке, а на монтаже. Именно на этом этапе создания реалити происходит своебразная профессиональная проверка – из сотен часов видео нужно сделать «конфетку» на 1,5 часа. Все, что ты придумал, нужно превратить в одну связную, понятную и интересную историю.

При этом, как говорил мой руководитель, нужно всегда помнить, что по другому каналу может идти погоня. Не захочет ли зритель переключить? (улыбается) То, что происходит на экране, всегда должно напоминать кардиограмму, нужно «бросать» зрителя из одного состояния в другое: от смеха в слезы, от злости до сопереживания. И чем больше будет амплитуда этих эмоций – тем больше шансов заинтересовать зрителя.

– Как тренироваться сценаристу, чтобы придумывать интересные ходы и зритель не предпочел реалити погоню?

– Очень помогают сериалы и зарубежные примеры реалити-шоу. Например, когда мы разрабатывали «Зважених», то смотрели зарубежный «Последний герой», «The Biggest Loser», могли адаптировать некоторые конкурсы. Если говорить о линиях героя, а не о наполнении выпуска, то есть очень полезная книга – «Психология для сценаристов» Уильяма Эндика, где расписаны все возможные психологические конфликты, которые в принципе могут возникать между людьми. Удобно то, что все это на примерах из фильмов.

К слову, чтобы глубже понимать психологию людей, я пошла учиться на психолога. Очень помогает.

Об эмоциях на экране

работа на телеканале

www.facebook.com/maria.kuzmenok.1

– К слову, о психологии. Вы говорили о том, что одна из главных задач сценариста – максимально раскрыть персонажа для зрителя. Как вы добиваетесь нужных эмоций на экране?

– Безусловно, нет гарантии, что человек проявит нужную нам эмоцию. Прописывая сценарий, мы можем только предполагать, что он ее проявит. Если сценарист хороший, то, как правило, все срабатывает в 80-85% случаев.

Чтобы на съемках так и произошло – нужно максимально сузить выбор героя, лишить его возможности для маневра. Грубо говоря, запереть в воображаемой комнате и постоянно сдвигать стены. Герою не должно быть просто. Чем уже условия, в которые его поместили – тем лучше. Нет воды, еды, времени на выполнение задания – 10 минут, в заложниках родственники, а за окном разгорается огонь – тогда это интересно (улыбается).

Простой пример. Во многих реалити присутствует ход, когда участники команды должны назвать, кто, по их мнению, «самое слабое звено». Если на съемочной площадке разрешить им посовещаться, то все могут сговориться и выбрать наиболее компромиссную кандидатуру. Согласитесь, куда интереснее услышать настоящее мнение каждого. Однажды, чтобы снять такой момент на «Зважених», вся съемочная команда вынуждена была окружить участников и следить за тем, чтобы никто не переговаривался. Вот тогда проявляются настоящие эмоции, а обстановка становится «напряженной».

Но вообще, сценарист постоянно должен задавать себе вопрос: «А что если…?» А что, если герой не отреагирует так, как нужно? А что, если не расплачется? А что, если забоится и впадет в ступор? А что, если конкурс сорвется? В любом случае всегда должен быть план Б, нужно уметь оперативно находить выход из любой ситуации.

работа на телеканале

www.facebook.com/maria.kuzmenok.1

– Какие еще есть приемы?

– Многое зависит и от работы журналистов, их умения разговорить участников реалити. Например, если мы сниманием впечатления героев после конкурса, то чтобы получить эмоциональные интервью – нужно вернуть их в состояние, в котором они находились. «Я видела, как ты дрожал», – благодаря таким напоминаниям люди начинают в деталях все проговаривать и раскрываются.

– Как вы заставляете героев плакать?

– Как я уже говорила, для нас нет табуированных тем. Далеко не всегда герои настроены на такой разговор, иногда нужна и помощь психолога. Более того, когда люди долго находятся на проекте, то понимают, зачем мы затрагиваем те или иные темы, на что пытаемся спровоцировать, и могут противиться разговаривать. Есть у журналистов и сценаристов свои хитрые приемы. Но пускай это будет нашим секретом (улыбается).

работа на телеканале

www.facebook.com/maria.kuzmenok.1

– Где грань лично для вас?

– Пока во время интервью я еще чувствую, что могу расплакаться – я человечна.

– А как вы заставляете зрителя сопереживать герою, проникнуться его историей?

– Очень важно объяснять поведение героя. Лучше все разжевывать, даже гиперболизировать, но чтобы зритель точно понял, какой человек перед ним.

Мало просто описывать эмоции героев, нужно их объяснять на примерах, сравнениях. Например, если герой говорит, что ему было неприятно – это слишком размыто. Но если сказать, что ему было больно так, как в детстве, когда его мама забыла забрать из детского сада, или все друзья забыли о его дне рождении, либо что он чувствует себя немощным, потому что в 27 лет ему мама завязывает шнурки – это уже представить зрителю реальнее.

О правде и выдумке

работа на телеканале

www.facebook.com/maria.kuzmenok.1

– Многие считают, что в реалити-шоу – многое наиграно и выдумано. Например, что люди ссорятся или любят друг друга по указке сценаристов. Так ли это?

– Нет. Как минимум стоит принимать во внимание тот факт, что в реалити участвуют обычные люди – они не умеют играть, да и наш зритель не глуп. Если же сценаристу приходится заставлять людей что-либо делать на камеру – значит, это плохой сценарист.

Настоящему профи достаточно правильно подобрать предлагаемые обстоятельства для героев. Дать подходящую почву для проявления тех или иных эмоций.

Еще один наш инструмент – мы можем сеять сомнение. Но для этого сценаристу нужно быть очень внимательным, чтобы заметить что-либо на ранних этапах (например, симпатию между героями), а потом невзначай обратить на нее внимание других участников шоу во время интервью или пока выставляется камера. Поскольку люди находятся в замкнутом пространстве, то слухи быстро расходятся.

К тому же, во время интервью с участниками шоу журналист может подбодрить героя, чтобы он в дальнейшем чувствовал себя более уверенно и расслабился («Холостяк однозначно выделяет тебя среди других!»), или высказать свое мнение, как поступить. Поскольку отношения между командой и участниками проекта – дружеские, то люди могут прислушиваться. А мы – снимать.

Об усталости

работа на телеканале

www.facebook.com/maria.kuzmenok.1

– Вы проделываете огромную работу, которая требует полной отдачи и практически отказа от личной жизни. Не возникает желания сменить профессию?

– У многих возникает. Потому что это действительно сложная и «поглощающая» работа. Работать на телевидении –  это работать в свой день рождения, на свадьбу лучшей подруги и даже в новогоднюю ночь (улыбается).

Но если ты любишь все это, это как нароктик. Да, ты устал, истощен и «тонешь» в задачах, три дня не ел и почти не спал – но понимаешь, что ни за какие деньги не откажешься.

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Лучшие статьи за неделю – у вас в почте

Читайте также