В начале этого года мир бизнеса взбодрила новость о крупной сделке: интернет-гигант Amazon купил американский стартап Ring примерно за $1 млрд. Тогда многие вспомнили о том, что один из крупнейших офисов Ring находится в Киеве. Здесь наши IT-специалисты вносят свой вклад в разработку «умных» продуктов компании – устройств, помогающих следить за безопасностью дома (главным из них является умный дверной звонок Ring Video Doorbell). О том, какие именно задачи решает украинская команда американского стартапа, как в компании ищут и находят «своих» людей, как девушке строить карьеру в IT-сфере и стоит ли людям бояться конкуренции с искусственным интеллектом, нам рассказала COO Ring Ukraine Кира Рудик.

Об обучении AI, ключевых вызовах и работе на расстоянии

– Кира, в киевском офисе Ring Ukraine сейчас работает около 500 человек. Тут находится R&D центр, также с недавних пор – отдел по разработке устройств и служба поддержки. Как устроена работа команды? Какие ключевые задачи?  

– Главная задача R&D центра – делать наши устройства еще «умнее». Например, сейчас пользователю в течение дня приходят уведомления, если мимо его дома проехала машина, кто-то подошел к входной двери и т.д. Их много, внимание к ним ослабевает, и мы хотим его восстановить.

Как? Присылать человеку не просто очередное сообщение об активности возле его дома, а давать максимум полезной информации. Грубо говоря, что в гости пришла мама, привезли посылку или на пороге стоит подозрительный незнакомец. Для этого нужно постоянно обучать искусственный интеллект (AI), чтобы он лучше распознавал мир вокруг.

Уровень развития AI и скорость нашей работы это позволяют. Мы можем очень быстро внедрять новые технологии. Грубо говоря, об этом написали сегодня, а через неделю мы здесь уже проверяем, работает ли это для нас.

– Чем занимается отдел разработки устройств?

–  Это второе важное направление нашей работы. Сейчас 80% всех задач, которые связаны с прошивкой устройств Ring, – решает украинская команда. Например, в прошлом году мы внедрили несколько существенных изменений в прошивках камер – в итоге жалоб пользователей стало меньше, чем мы очень гордимся.

К слову, в отделе разработки устройств работают не только разработчики, но и большое количество тестировщиков. И это не обычные мануальщики, а автоматизаторы. Лучшие на рынке.

Наших американских коллег поражает, что все люди, которые занимаются разметкой и в службе поддержки, – с высшим образованием. Да,  у нас работают бывшие врачи, переводчики, сварщики и т.д. Люди, которым нужен еще один шанс.

– А служба поддержки?

– Мы развиваем т.н. Ring комьюнити. Служба поддержки – одно из направлений. Огромный плюс, что ребята находятся тут и работают в тесной связке с программистами. Возникла нетипичная проблема, человек тут же отправляет запрос программистам, и они быстро все «фиксят». Время обратной связи – минимальное.

В этом же отделе работают ребята, которые занимаются премодерацией и тегированием видео, – тагеры.

– Что они делают?

– Размечают на видео, что там произошло. Искусственный интеллект обучается на этой информации. Тагеров нужно очень много. Для понимания количества: пока что у нас работает 100 тагеров, а в Facebook  – 4500!

Кстати, наших американских коллег поражает, что все люди, которые занимаются разметкой и в службе поддержки, – с высшим образованием. Их это очень удивляет. Да,  у нас работают бывшие врачи, переводчики, сварщики и т.д. Люди, которым нужен еще один шанс.

«Технологии должны освобождать человека от рутины»: интервью с COO Ring Ukraine Кирой Рудик

Продукты Ring во многом разрабатываются в Украине. Как вы отсюда адаптируете их для американской аудитории?

– В Украине крайне мало продакт-менеджеров высокого класса, и это проблема. Я лично прособеседовала несколько десятков людей: нет глубокого понимания, как работает рынок, в частности американский, что нужно бизнесу, какое место занимает Ring и т.д.

Так что практически все продакты у нас в США. Они концептуально описывают нам, что нужно, а мы тут все разрабатываем в деталях и «откатываем» на пользователях.

– Что делать, чтобы вырастить своих продакт-менеджеров?

– Мы отправляем ребят учиться, например, в Украинский католический университет. Приглашаем в офис крутых спикеров. Скорее всего, будем кооперироваться с другими компаниями и разрабатывать совместные программы. Дело не в отсутствии нужного опыта, а в нужном образе мышления.

– На вас – очень большая ответственность. Какие вызовы стоят лично перед вами, как вы их сами для себя определяете?

– Всего 1,5 года назад, когда мы начинали, в команде было 20 человек, сейчас – почти полтысячи. Поэтому все вызовы связаны с ростом и движением вперед: как сохранить стартап-культуру, но при этом стать компанией с отлаженными бизнес-процессами.

Есть и мой личный вызов. Так, те люди, с которыми мы начинали «в гараже», все еще не согласны, что некоторые вопросы им нужно решать через HR или административный департамент. Они все равно приходят ко мне. Отдалять их от себя процессами – неприятно и сложно.

Украинские программисты плохо поддаются «дрессировке». Они не выполняют слепо то, что им говорят, а анализируют, можно ли сделать лучше.

– За прошлый год ваша команда увеличилась в несколько раз. При таком количестве новых сотрудников есть большой риск ошибиться в человеке. Как обстоит ситуация сейчас?

– С самого начала мы «целились» в верхушку рынка, нанимали самых крутых специалистов. Хотим и дальше удерживать планку. Но, увы, не все даже топовые профи могут давать результат в наших условиях. Поэтому раз в квартал проводим оценки эффективности работы, пересматриваем команды.

Еще мы ужесточили процесс прохождения испытательного срока. Если раньше менеджер давал обратную связь о новом сотруднике через три месяца, то сейчас ему каждый месяц приходит опросник: уверен ли он, что взял «своего» человека в команду.

– Глобальная команда Ring  – это семь офисов в разных странах мира: США, Великобритания, Нидерланды, Украина  и т.д. Есть задачи, над которыми вы работаете все вместе. Как наладить командную работу, когда все далеко друг от друга?

– Самое главное – put a name to the face. Нужно познакомить людей: пусть поужинают вместе, поговорят о детях или погоде, узнают манеру общения друг друга. Тогда в работе все пойдет в разы легче. Подход работает не только для команд, но и для топ-менеджмента.

– Как часто члены разных команд встречаются друг с другом?

– Достаточно часто: или наши ребята отправляются, например, в США, или мы принимаем гостей. Идет постоянное взаимодействие, без него никак.

«Технологии должны освобождать человека от рутины»: интервью с COO Ring Ukraine Кирой Рудик

О рынке труда, стартап-культуре и историях успеха

– Что вы вкладываете в понятие стартап-культуры?

– Возможность двигаться очень быстро. Мы уже сейчас – на скорости 120 км/час, это отмечают все наши бизнес-консультанты.

Стартап – это еще свобода движения. Важно сохранить в команде ощущение того, что ты не ограничен годовым планом. Все может меняться, и то, что ждет впереди, – скорее всего, придумаешь именно ты. Такой подход конфликтует с идеей четко отлаженных процессов, но зато дает преимущество перед конкурентами и «заряжает» команду.

Крутые специалисты нередко оказываются очень конфликтными людьми. И тут мы оказываемся перед выбором – готовы мы инвестировать в человека и сглаживать углы или нет.

– Насколько сложно находить крутых и «своих» на нашем рынке?

– Сложно. Крутые специалисты, увы, уезжают. С этим приходится мириться. При этом на рынке много молодых специалистов, которых еще пока не забрал к себе Google, Facebook или другой технологический гигант. Так, украинский рынок ресерчеров – достаточно молодой.

Еще один вызов – крутые специалисты нередко оказываются очень конфликтными людьми. И тут мы оказываемся перед выбором – готовы мы инвестировать в человека и сглаживать углы или нет.

– Готовы?

– Скорее, готовы. Но у нас были случаи, когда приходилось и прощаться.

Хорошая зарплата и крутой проект – лучше, чем просто хорошая зарплата.

– Как удерживать классных программистов в Украине?

– Вообще, все забывают, что настоящие истории успеха за рубежом – это единичные случаи. Даже если наших специалистов и нанимает Google или Facebook – далеко не всегда в их работе есть чем похвастаться. Более того, из-за этого потом бывает сложно найти другую работу.

Что бы могло удержать специалистов? Например, открытие офисов топовых компаний. Те места, где люди хотят работать, и работать долго. Думаю, как только политическая ситуация стабилизируется – гиганты сюда придут. Они знают цену нашим специалистам.

Интересные задачи. Не аутсорсинг или старые неинтересные проекты, которые нужно поддерживать, а те вещи, которые поднимают тебя на мировой уровень. Хорошая зарплата и крутой проект – лучше, чем просто хорошая зарплата.

Развитие стартап-культуры. Нам по-прежнему не хватает историй, когда человек уехал и вернулся, чтобы делать свой стартап. Это движение, которое нужно и важно развивать. Потому что многим людям по-прежнему кажется, что тут они никогда не смогут реализовать свои идеи.

Специалист, который всю жизнь проработал в найме, и специалист, который ушел делать свой стартап и вернулся в найм, – две большие качественные разницы. Последние понимают, как работает бизнес.

– К слову, в этом направлении мы значительно продвинулись. Есть немало бизнес-инкубаторов, строятся инновационные парки и т.д.

– Да, безусловно.

Важный момент: стимулировать человека делать свой стартап – выгодно для всех, в том числе и для IT-работодателей. Специалист, который всю жизнь проработал в найме, и специалист, который ушел делать свой стартап и вернулся в найм, – две большие качественные разницы. Последние понимают, как работает бизнес.

«Технологии должны освобождать человека от рутины»: интервью с COO Ring Ukraine Кирой Рудик

– А вы как-то стимулируете своих сотрудников делать стартапы?

– Если проект, который придумал наш сотрудник, хоть как-то совпадает с нашей миссией – даем попробовать. Выделяем ресурсы, просим сделать прототип за три месяца. Сейчас у нас три таких человека. Исключение из правил, но это сценарий, при котором мы можем сохранять таланты и двигаться вперед.

– Вы плотно работаете с главным офисом в США. В чем наши IT-специалисты выигрывают, а в чем проигрывают американским коллегам?

– Из больших плюсов наших – сильная теоретическая база. В результате – системный подход, который позволяет им глубоко понимать, что делается и зачем.

Украинские программисты плохо поддаются «дрессировке». Они не выполняют слепо то, что им говорят, а анализируют, можно ли сделать лучше. Не все этому будут рады, но, уверена, это сильная сторона.

Наши не боятся работы, не ищут, кому бы делегировать задачу. У многих есть профессиональная страсть, что бесценно. Я работала во многих американских компаниях, потому знаю, о чем говорю.

Каким бы отличным специалистом ты ни был, у тебя нет шансов доказать, что твое решение самое лучшее, если ты не умеешь презентовать и доносить информацию.

– А над чем стоит поработать?

– Над коммуникацией. При прочих равных люди всегда выбирают тех, с кем им комфортнее работать, чем тех, кто более профессионален.

Каким бы отличным специалистом ты ни был, у тебя нет шансов доказать, что твое решение самое лучшее, если ты не умеешь презентовать и доносить информацию, слушать и слышать другого. Да, тебе может помогать твой менеджер. Но когда ты сам можешь себя продвигать – это сразу же повышает ценность на рынке.

«Технологии должны освобождать человека от рутины»: интервью с COO Ring Ukraine Кирой Рудик

О цели инноваций, будущем и как противостоять машинам

– Вы работаете с новыми технологиями. Как такие компании, как ваша, и технологии в целом меняют рынок?

– Они развивают рынок. Только наше присутствие на украинском рынке стимулирует другие технологические компании развивать R&D-направление у себя. Не закрывать его, а продолжать выделять деньги. И это не преувеличение, а реальный факт.

Еще один показательный пример. Всем известно, в Украине много игровых компаний. Их специалисты, например, 3D-художники, тоже могут применить себя в сфере разработки AI – создавать т.н. синтетические данные.

– Для чего они нужны?

– Например, чтобы научиться распознавать кражу посылки, «машине» нужно обработать огромное количество тематических видео. При наших объемах данных – до 20 млн установленных камер, которые постоянно записывают – невозможно вручную найти подходящие видео. Рук не хватит. Поэтому процесс нужно хоть как-то автоматизировать. Для этого специалисты создают, по сути, игру, моделируют кражу посылки. Затем мы используем это как базу, чтобы с ее помощью доставать из общего массива видео те, которые нам нужны.

– Искусственный интеллект быстро развивается. Уже сейчас такие технолидеры как Илон Маск или Марк Цукерберг дискутируют, нужно ли ограничивать это развитие, чтобы не подставить самих себя.  Мнения расходятся. А что думаете вы?

– Как говорил один мой босс, I want to have this problem. Уверена, что все страхи пока что преувеличены. Мы еще только в начале пути и очень далеки от того, чтобы даже задумываться об ограничениях.

«Технологии должны освобождать человека от рутины»: интервью с COO Ring Ukraine Кирой Рудик

– Какие направления в AI, по вашему мнению, будут очень активно развиваться в будущем?

– Самоуправляемые транспортные средства, космическое направление.

Искусственный интеллект в медицине. Считаю, что на данном этапе развития врачи могут получить невероятную поддержку. Да, «машина» пока не может лечить людей, но точно может подсказать врачу, на что стоит обратить внимание. Рентген или МРТ – есть куча данных, которые можно обработать. И процесс уже запущен.

«Умный» дом. К полноценной реализации этой концепции разработчики подошли уже очень близко. Уверена, что скоро какой-то из технологических гигантов предложит пользователям комплексное решение.

Даже если у тебя будет работать десяток роботов в подчинении, убеждать заказчика, что нужно делать так, а не иначе, придется именно тебе.

– По вашему мнению, на что должны быть направлены инновации? Какой должна быть их миссия, цель?

– Освободить человека от рутины. Дать ему возможность раскрыть свои таланты. Освободить время, чтобы он мог заниматься теми вещами, которые делают его и окружающих счастливыми.

– Уже сейчас роботы отнимают у людей работу. Что, по-вашему, ждет IT-специалистов?

– Многих мануальных тестировщиков уже заменили машины. Еще могут лишиться своих мест специалисты, которые выполняют шаблонную работу. Но большинству IT-специалистов в обозримом будущем пока бояться нечего.

Как конкурировать с машинами?

– Развивать системное мышление. Пока что робот в своих способностях ограничен тем, что в него «зашили».

Soft skills, т.н. «мягкие» навыки. Даже если у тебя будет работать десяток роботов в подчинении, убеждать заказчика, что нужно делать так, а не иначе, придется именно тебе.

Уметь находить нужную информацию. Ее так много, потому навык отделять важное от неважного выходит на первый план.

«Технологии должны освобождать человека от рутины»: интервью с COO Ring Ukraine Кирой Рудик

О карьерных уроках, дискриминации и драйве

– Сейчас очень много говорят о дискриминации, и в IT-сфере этот вопрос стоит очень остро. Каково быть девушкой в IT и строить карьеру?

– Гендерное неравенство, увы, существует. Свою карьеру в IT я начинала с позиции тестировщика. До сих помню, как было обидно, когда меня хотели назначить менеджером, а один из коллег сказал: «Я никогда не буду отчитываться девушке». Тогда должность я не получила, хотя была к ней готова. Но, к счастью, в дальнейшем таких ситуаций не было.

– Как исправлять ситуацию?

– Искусственными административными решениями это не исправить. Бороться против дискриминации помогает только профессионализм и пресечение любых проявлений на уровне HR.

И, конечно, нужно говорить. Много говорить, менять образ мышления людей. Например, одна из наших сотрудниц выступала со своей статьей на самой крутой международной конференции в нашей сфере – Конференции по машинному обучению и вычислительной нейробиологии (NIPS). Мы рассказываем об этом нашим коллегам, презентуем как гордость. Такие истории очень нужны.

«Технологии должны освобождать человека от рутины»: интервью с COO Ring Ukraine Кирой Рудик

– Вы построили успешную карьеру. Какие карьерные уроки вы для себя вынесли?  Что нужно, чтобы состояться?

– Самый важный урок – оставаться человеком в любых ситуациях. Репутация и отношения – самое важное. Чтобы ты мог двигаться вверх, тебе нужна команда. Например, первые 50 человек, которых мы взяли в Ring Ukraine, – мои знакомые. И я точно знаю, что через несколько лет, если захочу, то смогу построить все с нуля еще раз.

Всегда давать человеку второй шанс. Даже если цена ошибки стоит компании дорого. Потому что цена твоей ошибки с человеком может обойтись еще дороже.

Развиваться, иметь план. Кем ты хочешь быть, когда и что нужно для этого сделать. Не менее важно не распыляться в пути.

Мотивировать команду – важнее всего. В моей практике был период, когда мы всей командой четыре месяца работали бесплатно до первого прототипа. Если бы я не смогла мотивировать, объяснять, зачем мы это делаем, ничего бы не получилось. Например, продуктивность работы наших тагеров вырастает просто в разы, когда они понимают, что от их работы напрямую зависит безопасность реальных людей. Когда они видят реальные случаи, как полиция поймала вора благодаря нашим устройствам и данным.

– В чем «соль» мотивации, что сильнее всего драйвит людей?

– Мотивация – точно не про деньги. А про ответ на вопрос «зачем?». Про то, что ты можешь сделать невероятное. Даже если это невероятное в рамках твоих возможностей. Но это то, что ты будешь помнить всегда.