Пара наушников и любимый плейлист – атрибуты, без которых сложно представить повседневность. Кому-то музыка помогает сосредоточиться, кому-то – поднять настроение или отвлечься. У каждого – свои цели и своя музыка, но есть и принципы, общие для всех. В мифах и фактах, связанных с музыкой, нам помог разобраться Алексей Шпенков – основатель лектория «BRAINY», Senior researcher в Beehiveor Academy and R&D Lab, аспирант КНУ имени Тараса Шевченко, преподаватель кафедры физиологии и анатомии.

Музыка и эмоциональное состояние

Ученые выделяют несколько этапов возникновения эмоций при прослушивании музыки. На самом верху иерархии – эстетические суждения, которые зависят от нашего опыта, а ниже – ядро биологических механизмов, которые влияют на восприятие эмоций в музыке. Эти механизмы можно разделить на сознательные и несознательные, включая рефлексы, заложенные в стволе мозга (например, реакцией на громкие звуки может быть страх или удивление).

Необходимо различать два процесса: распознавание эмоций в музыке и переживание эмоций, связанных с музыкой. В зависимости от нашего эмоционального состояния, распознавание и переживание эмоций могут совпадать или нет.

Например, грустная музыка может вызывать положительные эмоции. Согласно одной из теорий, так происходит потому, что грустная музыка помогает разобраться в себе и проработать наши негативные состояния. Происходят катарсис и отклик. Известный невролог Оливер Сакс в своей книге «Музыкофилия» описывает случай, когда люди после трагических событий закрывались в себе и определенный период жизни ничего не чувствовали. Но услышанный похоронный марш вызывал эмоциональную встряску, слезы, и после этого, по их словам, становилось намного легче.

Музыка способна навредить, если она не нравится. Каждый знает из своего опыта, что слушать музыку, которая не нравится, достаточно тяжело. Это может вызывать сильные негативные эмоции, а стресс отражается на нашем здоровье и физиологическом состоянии. Если музыка вызывает положительные эмоции, то это «наша» музыка, и она не будет вредной для нас. Если негативные, то лучше ее не слушать, или найти подход, как ее понять, чтобы она вызывала положительные. Например, мало кто любит оперу, потому что этот жанр нужно изучать и понимать, чтобы наслаждаться им.

Музыка и личные предпочтения

Еще в 1950-х годах исследователи пытались установить взаимосвязь между предпочтениями человека в музыке и его психологическими особенностями. А несколько лет назад провели метаанализ работ, в которых исследовалась зависимость черт личности по пятифакторной модели (экстраверсия, доброжелательность, сознательность, невротизм и открытость новому опыту) и музыкальных предпочтений. Выявили очень низкую взаимосвязь между такими чертами как открытость опыту и экстраверсия и интенсивными жанрами музыки (на уровне 0,2 по шкале, где 1 – самый высокий уровень корреляции, а 0 – ее отсутствие). Но, вероятно, дальнейшие исследования принесут более ощутимые плоды. Ведь мы способны предсказать музыкальные предпочтения человека, будучи немного знакомы с ним, и предпочитаем общаться с людьми, чьи музыкальные вкусы разделяем.

На наши музыкальные предпочтения могут влиять прошлый опыт и социальное окружение, но все зависит от личности и того, насколько она склонна к конформности. Чаще всего люди стараются соответствовать группе, с которой взаимодействуют, и можно заметить, как человек меняет свои вкусы под предпочтения окружающих. Бывает, что нам нравится песня, которую мы слышим по радио, но мы не покажем этого, потому что будем переживать, как это охарактеризует нас и наши вкусы. Влияет и возраст: например, подростки слушают более агрессивную музыку, что связано с их гормональным фоном.

Также имеет значение контекст. Вспомните известную историю о том, как знаменитый американский скрипач Джошуа Белл играл на скрипке Страдивари в метро, и никто не обращал на него внимания. Остановилась только одна женщина, которая узнала музыканта. Противоположная ситуация с оперой – вокруг этого жанра возведен ореол возвышенности, и многие люди ходят в оперу только из-за статуса. Им нравится не сама музыка, а атмосфера и окружение. Эти механизмы характерны для восприятия искусства вообще, в зависимости от наших установок: иногда люди назначают своими “любимыми” немассовые жанры, чтобы таким образом подчеркнуть свою индивидуальность и особенность.

В своем ритме: как музыка влияет на сознание, эмоции и продуктивность

Музыка и мозговая активность

Наш мозг имеет способность синхронизироваться с ритмом и темпом музыки, поскольку передача сигналов между нейронами имеет ритмический характер. И посредством музыки мозг каждого человека может синхронизироваться с другими. Так, например, происходит на концертах. У зрителей синхронизируются мозговые волны в участках мозга, связанных с восприятием звука: звуковой коре и моторной коре, которая отвечает за движение. Потому очень удобно использовать музыку для монотонной работы или деятельности, где нужна синхронизация многих людей. Ритм упрощает выполнение таких заданий. Простой пример – строевой ход солдат в армии.

У музыкантов и представителей других профессий принципы работы мозга отличаются. Если записать электрическую активность или сделать фМРТ головного мозга, то окажется, что у музыкантов при прослушивании музыки больше активируется левое полушарие, а именно – речевые зоны, которые отвечают за обработку, восприятие и воспроизведение речи, а у немузыкантов – правое.

Музыканты понимают музыку несколько иначе. Они связывают звуки с системой знаков (нотами), так же, как мы воспринимаем звуки речи, которые связываем с единицами языка (буквами, словами). Также у музыкантов больше связей между левым и правым полушариями, и поэтому взаимодействие между ними более эффективно. Музыканты намного лучше и быстрее изучают новые языки, им легче дается восприятие акцентов, они лучше различают тональные изменения.

Существует миф, что правое полушарие – творческое, а левое – математическое, и если вы хотите развить в себе творческую составляющую, нужно, например, чистить зубы левой рукой. Но таким образом вы улучшите только моторику левой руки, а не креативные способности.

Немузыканты же реагируют на мелодии на эмоциональном уровне, как если бы слушали чужой язык и могли выделять только интонационные изменения. То есть, даже не понимая слов, все равно могли бы извлекать из звучания какую-то информацию об эмоциональном состоянии другого человека.

Существует много псевдонаучных концепций о том, что, например, классическая музыка лучше влияет на состояние здоровья, а рок-музыка – хуже. Отсюда «эффект Моцарта», согласно которому классическая музыка якобы улучшает наши когнитивные способности. Это миф, который еще в 1980-х годах был неправильно интерпретирован журналистами и распространился. При этом действительно есть музыка, которая может содействовать, стимулировать, вдохновлять нас: например, энергичная музыка – на физическую активность. Но нужно понимать, что даже это влияние индивидуально.

Существует также миф, что правое полушарие – творческое, а левое – математическое, и если вы хотите развить в себе творческую составляющую, нужно, например, чистить зубы левой рукой. Но таким образом вы улучшите только моторику левой руки, а не креативные способности. Любая функция «прокачивается» только ее непосредственным повторением, совершенствованием. То есть, если человек хочет стать более креативным, ему нужно заниматься креативной деятельностью. Любой новый опыт, который постоянно повторяется, меняет нейронные связи, но меняться они будут именно в областях, связанных с соответствующей сферой.

Новый опыт может повлиять на то, как мы воспринимаем мир. Например, узнали что-то новое про артиста – и нас начинает интересовать его творчество. Или, послушав предыдущие альбомы группы, мы можем понять, каким образом сформировался стиль звучания нового альбома. Но эти знания и опыт не повлияют на наши глубинные личностные характеристики. Скорее, станут отправной точкой, с которой мы будем воспринимать новые вещи.

Музыкальная терапия

Музыкотерапия – довольно немолодое направление, оно начало зарождаться еще в 1940-х годах, когда музыканты приходили в военные госпитали, играли мелодии или пели вместе с пациентами.

Есть интересные исследования на тему терапии музыкой. Например, у людей после инсульта намного быстрее восстанавливаются когнитивные функции или память, если они прослушивали музыку, которая им нравится, в сравнении с теми людьми, которые, например, читали книги или проходили стандартные процедуры восстановления. Также есть хорошие результаты применения музыкотерапии при болезни Паркинсона. Группа пациентов занималась танцами под музыку, и это оказывало больший эффект, нежели стандартные физические упражнения, которые назначают таким больным. Их движения становились более плавными.

Также есть данные о том, что прослушивание музыки помогало людям с различными повреждениями структур мозга, например, отвечающих за память или речь. Ведь музыка напрямую связана с эмоциями, а эти эмоции могут ассоциироваться с определенными воспоминаниями.

Люди с повреждениями речевых центров на музыкальной интонационной терапии тренируются пропевать фразы, которые не могут проговорить. Речевые центры находятся в левом полушарии, а центры восприятия музыки – условно в правом. Получается тональная, мелодическая речь. Даже когда мы просто слушаем музыку, которая нам нравится, повышается концентрация белков иммуноглобулина А – составляющей иммунной системы.

В своем ритме: как музыка влияет на сознание, эмоции и продуктивность

Музыка, поведение и продуктивность

Интенсивная музыка с высоким темпом способна подтолкнуть к быстрому принятию решений. На записях видеокамер супермаркетов видно, что люди даже быстрее передвигаются по залу, если играет ритмичная музыка. В часы же, когда посетителей меньше, включают более медленную музыку, чтобы люди ходили дольше и выбирали больше товаров. То есть, можно менять характеристики музыки и таким образом влиять на эмоциональное состояние людей.

Есть интересное исследование, в котором у стеллажа с вином ставили французскую либо итальянскую музыку, и в зависимости от того, какая играла, люди чаще выбирали соответствующее вино. Причем этот выбор был несознательным: покупатели не идентифицировали музыку, а к принятию решения их подталкивали выстраивающиеся ассоциации. На тех же, кто разбирался в винах и мог сделать выбор, не сомневаясь, фактор музыки влияния не оказал.

Музыка синхронизирует людей, и они больше склонны к кооперации, если во время какой-либо деятельности прослушивают музыку. В одном исследовании участвовали две группы детей, и одна из них играла под музыкальный фон, а другая –  без. Дети из первой группы были более склонны к сотрудничеству с экспериментатором и другими детьми. Но для такого эффекта важно правильно подойти к выбору репертуара. Ведь если музыка кому-то не нравится, то, скорее всего, вызовет негативные эмоции, и такой человек будет «выпадать» из группы. Лучше подобрать темп, который бы соответствовал характеру работы.

Музыка влияет на эмоциональное состояние, от которого, в свою очередь, зависит наша продуктивность. Есть «закон оптимальной мотивации»: когда мы эмоционально перевозбуждены или недостаточно мотивированы, нам будет сложнее выполнять работу.

Некоторые люди отмечают, что при прослушивании музыки работают намного эффективнее. И уже упомянутый «эффект Моцарта» здесь ни при чем. У нас есть две системы внимания: внешнее, которое реагирует на внешние стимулы, и внутреннее, когда мы концентрируемся на какой-то задаче. И когда мы включаем музыку, то изолируемся от внешнего мира, источников, которые будут конкурировать за наше внешнее внимание. Таким образом, обрубаем поток внешнего внимания и сосредотачиваемся на внутреннем. Насколько этот способ будет эффективным, зависит от способности человека концентрироваться и от самой музыки: та, что нам уже знакома, или не вызывает сильных эмоций и воспоминаний, будет меньше отвлекать нас от работы.