Современные технологии с каждым днем все глубже проникают в разные сферы нашей жизни. Этот процесс настолько интенсивный, что иногда мы просто не успеваем разобраться и предугадать, как будут развиваться технологии и какие функции завтра смогут перебрать на себя компьютеры. Мы собрали 5 увлекательных выступлений TED о том, как и для чего создаются роботы и искусственный интеллект, а также как они могут повлиять на нашу жизнь.

1. Фей-Фей Ли: Как мы учим компьютеры понимать картинки

Директор Стэнфордской лаборатории искусственного интеллекта и лаборатории визуализации Фей-Фей Ли рассказывает о том, как специалисты ее команды обучали компьютер видеть и распознавать предметы так, как этому обучается ребенок, и какой результат они получили.

«Около восьми лет назад простое, но важное наблюдение изменило ход моих мыслей. Никто не говорит ребенку, как надо видеть, особенно в ранние годы жизни. Он учится этому на реальных примерах. Если предположить, что глаза ребенка – это пара биологических камер, то они делают один снимок каждые 200 миллисекунд, – среднее время движения глазного яблока. К трем годам ребенок уже увидит сотни миллионов изображений окружающего мира. Это очень много обучающих примеров. И вместо того, чтобы улучшать алгоритмы, я предложила предоставить этим алгоритмам такую же обучающую информацию, которую через опыт получает ребенок, в таком же количестве и качестве», – рассказывает она.

2. Синтия Бризель: Развитие персональных роботов

Руководитель группы разработки персональных роботов Массачусетского технологического института Синтия Бризель рассказывает о создании и развитии социальных роботов, которые бы могли помогать людям в разных аспектах повседневной жизни.

«Когда я была маленькой и впервые посмотрела «Звездные войны», меня привлекала мысль о персональных роботах. И, будучи ребенком, я любила думать о роботе, который взаимодействовал бы с нами совсем как надежный, предупредительный друг, способный сделать нашу жизнь интереснее и радостнее, а также способный помочь спасти пару галактик. Тогда я знала, что таких роботов не существовало, но я также знала, что хочу их создавать», – рассказывает она.

3. Кен Голдберг: Четыре урока о людях, которые мы почерпнули от роботов

В этой философской лекции профессор индустриальной инженерии и операционных исследований роботизации, автоматизации и новых медиа Калифорнийского университета в Беркли Кен Голдберг размышляет о том, каким урокам он научился за годы работы в разнообразных проектах, связанных с роботами. Например, ставить под сомнение утверждения и искать им подтверждения, уметь импровизировать в любой ситуации или обходить преграды нестандартными путями. «Я знаю, что это прозвучит странно, но я считаю, что роботы могут научить нас человечности», – говорит он.

4. Ник Бостром: Что случится, если компьютеры станут умнее нас?

В этом выступлении философ Ник Бостром задается большим вопросом: «Что будет, если искусственный интеллект станет более развитым, чем сам человек?».

«Если вы создаете очень мощный процесс оптимизации для максимизации цели «икс», вам лучше убедиться, что ваше определение «икс» включает все, что вас волнует. Это урок, который также давался во многих мифах. Король Мидас желает, чтобы все, чего он касается, превращалось в золото. Он касается своей дочери, она превращается в золото. Он трогает свою еду, она превращается в золото. Это может стать актуальным на практике, не только как метафора для жадности, но как иллюстрация вероятности, что может случится, если вы создадите мощный процесс оптимизации и дадите ему неправильное представление или плохо определенные цели», – считает он.

5. Себастьян Трун: Беспилотный автомобиль Google

В этой лекции, записанной еще 5 лет назад, основатель образовательное организации Udacity, профессор Стэнфордского университета и бывший глава лаборатории искусственного интеллекта этого вуза Себастьян Трун, в свое время время руководивший проектом по созданию беспилотного автомобиля Google, рассказывает, почему он занялся этим проектом и какой была его глобальная цель.