Интервью с работодателем: BPO-компания ALCOR

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Компания ALCOR представляет настолько необычный для наших широт бизнес, что мы решили узнать все подробности у СЕО компании Дмитрия Овчаренко.

Дмитрий, расскажите, пожалуйста, почему организовалась компания ALCOR?  

– Людей в первую очередь драйвит идея. Что нас драйвит? Так сложилось, что мы родились в Украине и хотим попытаться ей помочь. Многие из нас могут уехать жить за границу, но нам важно, чтобы Украина действительно состоялась как сильное государство, а не была разделена в итоге между Польшей и Россией.

Что мы можем здесь сделать в данный момент? Можно, например, сделать такой же телефон, как iPhone, или машину, как Merсedes. Но я бы не стал в это вкладываться, потому что немцы и американцы делают это десятилетиями, и у них неплохо получается. Зато в мире IT есть глубокие возможности. Постоянно появляются какие-то новые идеи, продукты – Skype, Viber… Того же Uber, о котором все говорят и знают, еще шесть лет назад не существовало. Вдумайтесь, шесть лет! А сейчас это компания стоимостью 60 млрд долларов. Просто безграничное количество возможностей! И мы верим, что Украина может это сделать.

Но в чем нюанс? Сейчас IT-индустрия в Украине – это на 90% аутсорс. С одной стороны, мы благодарны этому сегменту, потому что благодаря ему индустрия состоялась как таковая. Но это не означает, что мы не должны двигаться вперед. Есть все-таки разница: продавать за границу лес из Карпат или готовую мебель. И по аналогии с тем же Израилем, который еще лет 15 назад называли Outsourcing Location, а сейчас называют Startup Nation, мы хотим в Украине развернуть сферу IT с точностью до наоборот: с 90% аутсорса до 90% продукта. И первое, что мы намерены для этого сделать, – приглашать большие и малые продуктовые компании в Украину. Например, наши юристы участвовали в покупке компании Ring компанией Amazon в начале этого года. Верим, что через некоторое время Amazon официально появится в нашей стране, и мы сможем сфотографироваться с их логотипом.

Интервью с работодателем: BPO-компания ALCOR

Но не просто сфотографироваться, да?

– Да. Благодаря приходу этих игроков мы видим, что индустрия может развернуться в сторону продукта, а ребята могут сначала работать на Amazon, а потом выйти и сделать свои стартапы, проекты. Главное, создать в Украине Product Mindset, или продуктовое мышление, благодаря этим игрокам.

Вот, собственно, с этого на уровне идеи создалась миссия. Нас драйвит, что лет в 60-70 можно будет внукам сказать, что мы были причастны к чему-то такому большому.

У нас, например, между IT-ассоциацией и СБУ, а также Государственной налоговой службой созданы рабочие группы. Если возникают какие-то кейсы, в этих группах мы обсуждаем их централизованно, чтобы не отпугнуть инвесторов.

А вас не беспокоит, что существуют постоянные претензии со стороны государства к айтишникам? Как сюда решатся прийти крупные игроки?

– В Украине есть определенная проблема такого рода. Я также являюсь вице-президентом Ассоциации IT Ukraine, которая объединяет более 50 топ-игроков сферы IT. Это самая мощная платформа отстаивания интересов индустрии перед государством и развития ее на западные рынки. Проблема связана, скорее, с узким горизонтом мышления нашего среднестатистического чиновника. Он приходит на год-полтора и не мыслит о том, что нужно сначала дерево взрастить, потом плоды с него собирать, а сразу хочет какие-то невероятные налоги и прочее. И это на фоне того, что в Индии, например, 0% налог на первые пять лет существования бизнеса. Да возьмем и другие страны: Беларусь сделала целый отдельный парк высоких технологий с суперльготным налогообложением, по пути поддержки IT-бизнеса пошли Румыния, Казахстан, Израиль, Польша и т.д. Всем интересно развитие IT-рынков, кроме Украины.

Но я бы разделял чиновников. Порошенко или Гройсман как раз хорошо это понимают. Проблема, скорее, образуется на уровне миддл-менеджмента. Но в этом-то и заключается наша роль – мы помогаем сделать для крупных иностранных IT-игроков Friendly Environment в Украине. У нас, например, между IT-ассоциацией и СБУ, а также Государственной налоговой службой созданы рабочие группы. Если возникают какие-то кейсы, в этих группах мы обсуждаем их централизованно, чтобы не отпугнуть инвесторов.

Хорошо, но при таких раскладах зачем понадобилось создавать новую компанию?

– Дело в том, что сейчас в Украине нет ни одной компании, аналогичной нашей. Допустим, какая-то американская технологическая компания хочет открыть собственный офис разработки в нашей стране. И все, дальше темно: как это делать, каких провайдеров искать, юристы, бухгалтеры… И ALCOR – это единственная компания-провайдер, которая по принципу «единого окна» помогает со всеми этими вопросами.

Неужели существует серьезная очередь иностранных инвесторов, которые хотят открыть офисы в Украине?

– Мы знаем все наши проблемы. Более свежие из них – это военный конфликт на Донбассе, менее свежее – коррупция и бардак, которые существовали и раньше. Действительно, в Днепр и Харьков инвестора сейчас завести очень сложно. Одесса, Львов и Киев выглядят намного привлекательнее.

Но нужно понимать, что происходит в глобальном мире. Так, недавно я был в Нью-Йорке и захотел поменять билет. В итоге секунд 50 разговаривал с искусственным интеллектом и поначалу даже не понял этого. Затем был шок, потому что одно дело читать об этом, а другое – столкнуться на практике. Еще лет через 10-15 колонизируют Марс. Для всего этого нужны программисты. Сейчас в США порядка 200 тыс. вакансий для таких специалистов, к 2020 году ожидается цифра в 700 тыс. Можете представить, всего за два года! В Украине есть приблизительно 100-120 тыс. талантливых ребят. Поэтому она является довольно привлекательной для иностранных компаний, несмотря на все негативные факторы.

И в этом заключается миссия ALCOR. Мы – суперпрофессиональные IT-юристы, бухгалтеры, рекрутеры, риелторы и прочие ребята – знаем, как помочь этим крутым компаниям зайти в Украину и как самортизировать недружественные условия ведения бизнеса в нашей стране. В итоге все больше известных компаний украсят рынок своими логотипами, создадут новые рабочие места, чтобы программисты не уезжали, инвестируют в инфраструктуру, образование, заплатят налоги.

Интервью с работодателем: BPO-компания ALCOR

Но ведь многие работодатели колеблются между аутсорсингом и собственными программистами, исходя из того, что у программиста очень много альтернатив. Как вам удается преодолеть этот нюанс?

– Если заказчику нужно выполнить какой-то краткосрочный проект на 1-2 года, тогда аутсорсинг или классический субподряд – это хороший вариант. Но если ему в первую очередь интересны люди, которые станут частью компании и останутся с ней на десятилетия, тогда выгодней рассмотреть открытие собственного офиса разработки со своей уникальной корпоративной культурой, миссией и ценностями.

А где гарантия того, что нашим молодым талантам не придется куда-то уезжать или трудоустраиваться к аутсорсерам? Ведь, чтобы привести больших звезд, нужно время, а кушать хочется уже сегодня.

– Действительно, уже сейчас самые талантливые ребята рассматривают релокацию в другие страны, где их ждут с распростертыми объятиями. Все, что мы можем сделать, – вместе с нашими единомышленниками максимально ускорить усилия и буквально затягивать в Украину новые компании.

Талантливых людей драйвит работа плечом к плечу с такими же, как они. Не c теми, кто просто отсиживает с 9 до 18 в офисе, а с теми, кто действительно мечтает, чтобы Google и Facebook были в Украине, и готов за это бороться.

Означает ли это, что внутри ALCOR существует достаточно большое количество вакансий, потому что компания уже не справляется с объемом необходимых работ?

– Да, у нас ежемесячно открыты минимум 10 вакансий. При том, что сейчас штат компании насчитывает 50 человек, 10 вакансий — это, условно говоря, 20% роста. И мы готовы подрастать каждый месяц.

Кто эти люди?

– Собственно, здесь нужно рассказать, что мы делаем. Наш единственный продукт – это собственный R&D-центр для иностранной компании в Украине под ключ. Что туда входит? Во-первых, наши риелторы согласно требованиям предлагают правильный офис в топ-5 городах Украины – Киеве, Одессе, Львове, а также Днепре и Харькове. Если нужно, мы делаем дизайн и ремонт. Наши рекрутеры нанимают самых талантливых ребят. И затем наши юристы, бухгалтеры, финансисты помогают правильно это оформить и поддерживать ежемесячно. Вот поэтому мы всегда ищем юристов, рекрутеров, бухгалтеров, финансистов и т.д.

Интервью с работодателем: BPO-компания ALCOR

Чем принципиально отличается ваша компания от других, помимо самого бизнеса?

– Мы любим концепцию об А-игроках. Есть 20% людей на рынке, в компании или отделе, которые дают 80% результата. Нам нужны именно они. Это более талантливые и даже экстраординарные люди. Но есть и обратная сторона. Эти люди также нуждаются в таких компаниях, как наша. Ведь действительно классных компаний, в которых есть условия для развития своего потенциала, не так уж много. Что важно для А-игрока? Во-первых, ему важно быть сопричастным к действительно серьезной задаче. Мне кажется, что всех нас в компании драйвит идея помочь Украине, и мы стараемся сделать все от нас зависящее. Во-вторых, талантливых людей драйвит работа плечом к плечу с такими же, как они. Не c теми, кто просто отсиживает с 9 до 18 в офисе, а с теми, кто действительно мечтает, чтобы Google и Facebook были в Украине, и готов за это бороться. Ну, и третий момент – они любят уже через полгода-год осознать, что они изменились и сделали версию 2.0. самих же себя. Это очень крутое ощущение.

Мы часто нанимаем из топ-10 IT-компаний в Украине либо из консалтинговой Большой Четверки. И такой человек счастлив у нас, ведь он не просто консультирует с утра до вечера, а строит что-то большое, и ему нравится быть частью этого.

Соответственно, мы нацелены на поиск именно таких людей. У нас 10 вакансий, но как бы ни было срочно, мы лучше потерпим максимально, но найдем именно того человека. Знаете, у меня для себя такой внутренний критерий: если делаешь оффер о работе и прямо не терпится поработать с этим человеком, интегрировать его в команду, похоже, это подходящая кандидатура. Если же такого внутреннего ощущения нет, лучше не делать предложение и поискать еще.

Не ошибаетесь?

– Ошибаемся, конечно. Мир не идеален. Например, мы искали человека на позицию финансового менеджера и пересмотрели 300 кандидатов. Во второй раунд вышли 15 человек, а в третий, финальный, попали трое, из которых мы выбрали лучшего. Ведь нужно не просто делать сервис, а делать его на максимально высоком уровне, достигать WOW-эффекта от клиента. Поэтому мы часто нанимаем из топ-10 IT-компаний в Украине либо из консалтинговой Большой Четверки. И такой человек счастлив у нас, ведь он не просто консультирует с утра до вечера, а строит что-то большое, и ему нравится быть частью этого.

Говорят, лет через 10 исчезнут 60-80% нынешних профессий. Поэтому одна из наших ценностей – поощрять изменения, стремиться к новаторству. Мы хотим хоть немножечко, но сделать не так, как вчера.

А с кем ошибались?

– Несмотря на три раунда собеседований и большую воронку, были ребята с хорошим английским, грамотные в своей профессии, с молодым прогрессивным взглядом на все вещи, но при этом пришедшие в компанию, скорее, показывать свой уровень, а не развиваться вместе с нами. Они ведь классные и уже всего достигли. Знаете, очень важны здоровые амбиции, желание что-то доказать себе, рынку, компании, миру и постоянно двигаться вперед. И вот отсутствие этого мы не выявили в нужный момент. Речь даже не об увольнении. Они сами понимают, что им не совсем близки наши ценности, атмосфера, и мы расстаемся, скорее, по обоюдному желанию.

Интересно, как выглядит WOW-эффект в бухгалтерии или от юриста хозяйственной деятельности?

– WOW-эффект мы видим в сфере клиентоориентированности. Поэтому ежеквартально проводим опрос как внешних, так внутренних клиентов. Причем мы считаем, что по 10-балльной системе WOW – это 9 и 10, а 8 – просто хорошо.

Мы стремимся, чтобы было хотя бы 9 баллов. Это может быть личный контакт с клиентом. Для этого нужно постоянно быть с ним в диалоге, понимать его потребности, выходить за рамки формального запроса. Вдруг есть другое решение, которое и более простое, и еще больше удовлетворит клиента. Ну, а вторая часть WOW-эффекта – в сфере постоянной автоматизации и оптимизации всех процессов, предложение новых продуктов. Говорят, лет через 10 исчезнут 60-80% нынешних профессий. Поэтому одна из наших ценностей – поощрять изменения, стремиться к новаторству. Мы хотим хоть немножечко, но сделать не так, как вчера. Есть масса зон для улучшений для человека, у которого горят глаза. Мы хотим взять этих правильных людей, построить правильную атмосферу и помочь Украине.

Даже если кандидат является суперпрофессионалом в части hard skills, но при этом недотягивает по soft skills, мы его не наймем.

Тогда вопрос: за что увольняет компания ALCOR?

– Две ключевые вещи – это несоответствие по hard skills и soft skills. По soft skills нужно соответствовать 10 ценностям компании. Что касается hard skills, то мы стремимся, чтобы люди были экспертами №1 для IT в Украине: если IT-юрист, то лучший в стране, если IT-бухгалтер, то лучший в стране, и так далее.

Также мы приветствуем молодых ребят, которые вчера присоединились к IT, но стремятся учиться у старших товарищей, чтобы достичь совершенства в своем деле. В общем, своеобразный микс тех, кто уже достиг, и тех, кто в пути.

Увольнение – крайнее средство. Наняв человека в компанию, мы уже провели очень тщательную проверку и уважаем свой выбор. Поэтому даем сотрудникам четкие прямые месседжи, какие зоны нуждаются в улучшении, и сроки на его реализацию. Если по каким-то причинам этого систематически не происходит, то нужно задуматься. Причем обеим сторонам. В итоге получается естественный обоюдный процесс.

Интервью с работодателем: BPO-компания ALCOR

Не возникнут ли противоречия, когда в отделе бухгалтерии у вас получится пять первых номеров?

– Да, мы обращаем внимание на командность. С одной стороны, человек должен быть лидером. Ведь бывают ситуации, когда не с кем посоветоваться, и он должен принимать решение. Мы приветствуем вот такое разумное лидерство в сложных ситуациях. Но с другой стороны, человек должен быть способен кооперироваться с другим лидером для достижения общей цели. Кроме того, есть и другие отделы, поэтому нужно взаимодействовать кросскомандно. Иначе как мы предоставим клиенту единый продукт? Учимся нашим оркестром играть единую мелодию.

Одна из ценностей компании – это юмор. Например, если предстоит какая-то сложная задача, первые две минуты я буду шутить, смеяться, пытаться выставить ее в другом свете. И только после этого мы приступим к работе.

Поэтому, даже если кандидат является суперпрофессионалом в части hard skills, но при этом недотягивает по soft skills, мы его не наймем. Нам действительно важен баланс между личными и профессиональными качествами — 50 на 50.

Также очень важно иметь со всеми сотрудниками прозрачный диалог, ведь сообща всегда можно найти какие-то решения и зоны для развития. Мы не хотим терять людей, а стремимся найти вариант выхода из ситуации, который всех устроит и позволит каждому понять свою роль в дальнейшем.

Расскажите о сложностях, которые могут возникнуть у новичка.

– Во-первых, у нас почти нет людей, которые работают с 9 до 18. Дело не в том, что мы хотим, чтобы люди здесь ночевали. Просто бывают разные ситуации. Например, клиент пропустил сроки и просит нас, своего провайдера и партнера, как можно быстрее решить проблему. Конечно, мы идем ему навстречу. Поэтому приходится задерживаться допоздна. Зато на следующий день человек, который решил эту задачу, придет на работу позже. Вот как просто это решается.

Также мы хотим людей, которые мыслят больше проектно, чем процессно, и нацелены на результат и конкретное решение вопроса.

Ну и, в-третьих, одна из ценностей компании – это юмор. Мы проводим в офисе примерно 70-80% осознанной жизни, и важно, чтобы это было в кайф. Как это выглядит на практике? Например, если предстоит какая-то сложная задача, первые две минуты я буду шутить, смеяться, пытаться выставить ее в другом свете. И только после этого мы приступим к работе.

Ко следующему дню рожденья компании, 1 августа 2019 года, хотим завести в Украину 11 R&D-центров иностранных компаний. Не спрашивайте, почему 11, были горячие дискуссии.

Также нужно уметь относиться с иронией к самому себе. В мире всегда есть миллион вещей, которым можно обучиться, и важно не бояться спрашивать и ошибаться. Кроме того, ежеквартально в компании организовываются семинары, тренинги.

И, наконец, еще раз об амбициях. Считаю, что если у человека есть какой-то потенциал, он выделяется из толпы, экстраординарен, то будет в корне неправильным чем-то ограничиться и на чем-то остановиться. Он должен до конца понять, на что вообще способен, что ему дано, проявить себя, реализоваться. И мы хотим помочь таким людям – рассказать об IT, проводить тренинги, дать классных старших товарищей, которые будут их курировать, обучать, выслушивать их идеи. Каждый месяц у нас проводится опрос «Спроси о чем-нибудь», и там реально «о чем-нибудь», начиная с рабочих вопросов и заканчивая бытовыми. Мы общаемся с человеком, понимаем его способности и желания, а через полгода еще и подкорректируем, потому что все меняется. Но желание состояться в профессии, в карьере – вот это должно быть.

Клиент – такой же человек, как и мы, с теми же страхами, ошибками и т.д. Очень важно выстраивать с ним партнерские взаимоотношения, ведь у него есть потребность, а у нас – люди, которые умеют ее закрывать.

А что важно для особо юного новичка?

– Мы, кстати, очень неплохо относимся к ребятам 30-40 лет – возраст не имеет значения, если глаза горят. Более того, они уже попробовали жизнь и карьеру в разных компаниях и знают, чего хотят. Именно этого понимания собственных целей зачастую не хватает 20-летним соискателям. Но если помочь им их понять, то можно получить сильнейшего кандидата.

Мы недавно в отдел рекрутинга приняли аж пять новых ресечеров. И скоро будем нанимать еще, потому что они подрастут из ресечеров в младшие IT-рекрутеры. Чем интересна позиция ресечера? Тем, что это шанс войти в IT, ведь мы берем людей совершенно без опыта в этой сфере и обучаем их с нуля. Некоторые из этих ребят очень молоды. Но, увидев их потенциал, мы берем на себя миссию и первые три месяца пытаемся их зажечь. Проводим Welcome Board, обучение от менеджера, ежемесячные встречи, тусовки с остальным коллективом. И если человек с правильным жизненными целями, здесь у него появится шанс действительно делать что-то большое в кругу единомышленников. Может, ему просто не хватало действительно классной идеи, в которую верит и менеджмент компании, и коллектив, так что просто хочется с этими людьми идти дальше. Если же этого не произошло, это не означает, что человек какой-то неправильный. Это значит, что, возможно, наша идея ему не близка, и он найдет то, что ему нужно, в другой компании.

Куда едет поезд ALCOR?

– На последней стратегической сессии при участии всех сотрудников компании мы приняли решение заявить на рынок такое публичное обязательство: ко следующему дню рожденья компании, 1 августа 2019 года, хотим завести в Украину 11 R&D-центров иностранных компаний. Не спрашивайте, почему 11, были горячие дискуссии.

Интервью с работодателем: BPO-компания ALCOR

Все выжили?

– Все выжили. Я считаю, что дискуссия должна быть всегда. И даже если часть людей не согласна, но большинство решило, они должны приложить все усилия для достижения цели. Поэтому получилось 11, компромиссный вариант. Соответственно, мы хотим завести действительно классные компании и чувствовать, что помогаем Украине. Также хотим удвоить количество персонала – с 50 человек до 100.

  За счет чего такой бурный рост?

– Буквально месяц назад мы открыли офис в Одессе и до конца года очень хотим открыться во Львове. После этого можно считать, что мы максимально покрываем Украину. Из топ-5 городов ALCOR нет только в Харькове. Дальше мы посмотрим в сторону Беларуси и Румынии с этим же продуктом, с этим же сервисом.

Я вообще против детальных стратегий в бизнесе. Считаю, что сначала нужно на корабль собрать команду, а затем она сама приведет к той или иной значимой бизнес-цели.

Что для компании важнее – клиенты или команда?

– У нас на первом месте команда, а на втором – клиенты. Если кто-то скажет, что клиент всегда прав, я не соглашусь, как бы ужасно это ни звучало. Клиент – такой же человек, как и мы, с теми же страхами, ошибками и т.д. Очень важно выстраивать с ним партнерские взаимоотношения, ведь у него есть потребность, а у нас – люди, которые умеют ее закрывать. И для компании важно, чтобы эти люди были счастливы здесь, дать им ощущение сопричастности к миссии.

Я очень часто видел, как другие компании шли на все ради нового клиента и буквально жертвовали членами своей команды. Да, возможно, они выиграют на каких-то коротких дистанциях, но потеряют на команде. А мы так не хотим. Понятное дело, мы включаемся в клиента, но при это все вместе обсуждаем, что и как можно сделать. Одним словом, я доверяю команде.

Я балдею от другого. Когда вы находите человека, который буквально за месяц вникает, что к чему, и предлагает какие-то свои идеи. В этом случае моя работа сводится к тому, чтобы просто направлять эту энергию в нужное русло. Я просто балдею от этой энергии. Когда ты сначала отдаешь ее, а затем получаешь обратно. Вот почему у нас команда без излишнего централизованного управления. Мы сначала находим правильных людей, а потом им доверяем. Я вообще против детальных стратегий в бизнесе. Считаю, что сначала нужно на корабль собрать команду, а затем она сама приведет к той или иной значимой бизнес-цели. Еще и кайфонет на пути. Я понимаю, что, возможно, это идеально звучит, а в действительности получается не все и не сразу, но именно к этому мы стремимся. В Украине очень много талантливых людей, но очень мало правильных компаний для них. И если удается сделать этих людей счастливыми, то счастлива и компания, что отображается в прибыльности и миссии. И это правильно.

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Лучшие статьи за неделю – у вас в почте

Читайте также