Миллионы украинских женщин мечтают о платьях от MustHave. Какова компания MustHave как работодатель, в чем секрет ее успеха – нам рассказали Анна Коваленко и Анастасия Дзюба, основатели первого украинского масс-маркета женской одежды MustHave.

– Расскажите о том, как ваша компания выросла из хобби в большой серьезный бизнес?

– Это никогда не было хобби, мы всегда относились к своему делу серьезно. Изначально мы хотели построить качественную хорошую компанию с крутым продуктом. Поскольку мы не могли найти нужный продукт, то решили создавать его. Тогда украинское не принято было покупать, но MustHave справился с этой задачей хорошо.

Какими правилами мы руководствовались и на старте, и сейчас? Мы никогда не откладываем ничего на завтра, работаем здесь и сейчас. Мы приучили и наших подрядчиков, и партнеров, что у нас все «на вчера». Бизнес мы запустили за месяц – от момента появления идеи до открытия магазина в Бердичеве.

Нам всегда критичны сжатые сроки, но без потери качества исполнения. Поэтому в MustHave сложно работать – мы постоянно в скоростном режиме. Наша компания не для тех, кто привык просто посидеть, попить кофе, пообщаться с коллегами. Мы – отличный работодатель для специалистов, которые готовы развиваться и которым нравится этот темп. Мы работаем на результат, высокий результат – в этом наша сложность.

Интервью с работодателем: прекрасные люди компании MustHave

– Какова компания MustHave сегодня?

– Мы очень быстро развиваемся – от офиса в Бердичеве, где было четыре человека, и до сегодняшнего дня. Сегодня MustHave – это два офиса в разных городах, производство в Бердичеве, девять магазинов и интернет-магазин. Мы есть в Киеве, Одессе, Харькове, Львове. Не забываем о Днепре. У нас там уже есть клиенты, они делают заказы через интернет-магазин, и нас там ждут. MustHave – это большая компания, которая довольно быстро развивается.

Мы стараемся любить и поощрять наших сотрудников. Для нас это не только тимбилдинги, но и поздравление с праздниками, годовщинами работы… Мы всегда спрашиваем – как дела?

В Киеве нам как работодателям тяжелее – сильнее конкуренция, много предложений. В регионах, даже в больших городах, не так. Например, в Одессе у нас совсем нет текучки кадров. В Бердичеве своя сложность – маленький город, нет узких специалистов. Например, нельзя найти сотрудников call-центра с хорошим опытом, поэтому мы обучаем. Так что для каждого города у нас своя специфика работы с персоналом.

Интервью с работодателем: прекрасные люди компании MustHave

– Что важно для сотрудника MustHave?

– В MustHave есть два страшных греха, за которые увольняют, независимо от ценности или должности специалиста. Первый грех – нельзя украсть или обмануть.

Второй грех – высокомерие. Мы не любим плохие отношения в коллективе и любые конфликты стараемся сгладить на этапе зарождения. Сейчас нам в этом очень помогает наш HR Таня.

Все процессы мы стараемся описывать и стандартизировать. Для консультантов у нас есть специальная книжечка. Мы называем ее в шутку «пособие феечек». Там написано, как они должны выглядеть, встречать клиента, «порхать вокруг него».

Каждому сотруднику, проработавшему у нас полгода, мы дарим серебряный браслетик с ленточкой и сердечком «Must Have Family».

У нас принято поздравлять с каждым годом работы в компании. И если в Киеве это всем даже привычно, то Бердичев пока только к этому привыкает. Например, поздравление сотрудницы склада с трехлетием работы в компании вызвало у нее шок. Она думала, что мы перепутали: «У меня же не день рождения и не 8 Марта, почему меня все поздравляют?».

Интервью с работодателем: прекрасные люди компании MustHave

Сотрудникам мы устраиваем поездки с учетом разных возрастов и потребностей. Например, все консультанты молодые, а швеи в основном взрослее, у них семьи, дети. И швеи чаще думают про детей, а не про себя. Поэтому для швей мы организовали поездку в Винницу на поющие фонтаны, в ландшафтный парк Буки. Каждая такая поездка – море эмоций и счастья. Для нас это приятно – сотрудники ощущают, что мы о них заботимся. И работают с такой же отдачей.

Качество для нас – все. И в производстве и в обслуживании. У нас есть тайные покупатели, мы тестируем, например, как наши консультанты и администраторы реагируют на возврат товара.

Не менее важно для нас качество знаний наших консультантов. В Украине, к сожалению, принято считать, что работать продавцом-консультантом непрестижно. Бытует мнение, что это подработка для студентов, без особых навыков и умений. Мы считаем, что это не так – и знания и опыт нужны и важны.

У нас есть несколько этапов отбора. При этом даже с консультантами лично стараемся познакомиться, пообщаться, посмотреть, насколько они готовы к работе у нас.

Администратор – самая важная позиция в MustHave, потому что он настраивает консультантов, а все зависит от них. У нас работает много людей – производство, офисы, – но если консультант поработает плохо, то работа всех этих 250 человек напрасна.

Бывает, что девушки отказываются работать уже после первого рабочего дня. Но лучше отсеяться на этом этапе, ведь мы вкладываем в человека силы и знания.

У нас есть специальный человек, который собирает все отзывы о MustHave, и мы все изучаем и реагируем. При этом нам важен не только клиент, но и сотрудник. Мы разбираем ситуацию детально, чтобы выяснить – кто виноват в каждом конкретном случае. Тем не менее, люди, которые не хотят работать, отсеиваются сами. У нас если сотрудник работает плохо, за него работает сосед. А это не нравится никому, и такие люди уходят.

Интервью с работодателем: прекрасные люди компании MustHave

– Но хорошие сотрудники возвращаются?

– У нас были случаи, когда девушки уходили и возвращались. Если не рассматривать декреты, был случай, когда девушка работала консультантом, это был ее первый опыт. Потом она решила работать по специальности – маркетологом, а через пару месяцев захотела вернуться – и мы ее приняли обратно. Все зависит от того, что это за человек и по какой причине ушел.

Бывает, что консультанты очень хотят работать именно в офисе, потому что считают – это престижно. У нас был случай, когда администратор захотела перейти в офис, а через два дня попросила вернуть ее обратно в магазин, к людям. Наш администратор – директор магазина, это очень важно, ты принимаешь глобальные решения.

Мы стараемся растить администраторов – например, когда открывается новый магазин, приоритетным кандидатом будет зам администратора из другого магазина. Исключение – новый город. Большинство сотрудников офиса пришли к нам консультантами. Хотя сейчас у нас период, когда многих профессионалов мы приглашаем – потому что нельзя взрастить из консультанта, например, маркетолога или финансового директора.

Интервью с работодателем: прекрасные люди компании MustHave

– А какой в MustHave шаг карьеры?

– У нас нет ограничений по времени и стандартов, но есть требования к позиции. И конечно, ради нового админа мы не будем двигать прежнего. У нас легко стать администратором, потому что мы развиваемся и открываем новые магазины, а еще многие уходят в декрет.

Обучение на должность администратора занимает длительный период. Наши консультанты приходят к этому постепенно, сначала – на должность заместителя администратора. Когда открывается новый магазин – мы проводим открытый и честный конкурс среди желающих занять место администратора.

Интервью с работодателем: прекрасные люди компании MustHave

– Расскажите, пожалуйста, про ваши истории успеха. Кто ваши звездочки?

– Да все! Например, Аня, наш директор розничной сети. Она пришла к нам стажером 15 августа три года назад на день рождения Must Have. Это не просто праздник, но и день больших скидок – пришло нереальное количество людей, был хаос, и мы думали, что она к нам больше не вернется.

Но она пришла – и хорошо работала как консультант, затем стала администратором. Потом мы решили, что нам нужно делать офис в Киеве, и перевели туда Аню. Мы захотели открывать магазины, не шоу-румы, а магазины в торговых центрах. В Киеве это очень сложно, у ТЦ куча правил, документации, строители и подрядчики… И так получилось, что Аня открывала магазин, и она справилась. А потом следующий магазин…

Можно сказать, что центральный офис в Киеве начался с трех человек. Эти люди начали свою карьеру в MustHave на должности консультанта, и до сих пор прекрасно работают на руководящих позициях. Например, от Яны зависит выпуск новой коллекции. Мы очень доверяем ее вкусу, и она прекрасно организовала работу своего подразделения и партнеров. Еще одна наша Аня – руководитель департамента развития, воплощает миллион наших идей. Это сложно, но она справляется. Наш супер фотограф Алена – тоже ранее работала у нас консультантом. У нее было огромное желание, мы поверили в нее, чему безумно рады и счастливы.

И в Бердичеве у нас есть карьерный рост – наша операционный директор Аня 6 лет назад пришла в компанию на должность менеджера по работе с клиентами (входящие обращения). Позже она занялась планированием работы производства, а сейчас уже 2 года – операционный директор.

У этих девушек нет варианта «мы не можем это сделать». Они настолько закалены, что, наверное, если сказать, «летите в Гуанчжоу открывать магазин» – они полетят и откроют.

– Чем MustHave отличается от других работодателей?

– У всех нас был опыт работы в других компаниях, и, зная, за что не любят работодателей, в MustHave стараемся этого избегать. На прошлых работах нам не нравилась рутина, поэтому у нас такого не бывает – всегда что-то веселое, новое, у нас не скучно.

Еще один приятный нюанс – заграничные командировки. На выставку в Казахстан с нами летали маркетолог Маша и операционный директор Аня. Они умеют классно общаться с людьми и дальше будут это курировать. Мы понимаем, что у нас есть возможность отдыхать со своими семьями, а у кого-то меньше возможностей путешествовать, и для них это тоже стимул. С другой стороны, и нам хочется, чтобы они поехали. Мы недавно вернулись из Парижа, мы были там с коллегами, в том числе с фотографом. Мы могли взять его там, но Париж – это же мечта любой девушки! Поэтому мы решили взять своих. Они даже не думали, что поедут с нами и были очень рады.

Интервью с работодателем: прекрасные люди компании MustHave

– Какие у вас еще есть «плюшки»?

– Мы вообще «плюшечная» компания – и для каждой группы сотрудников разные «плюшки». Например, офис проходит профильное обучение и тренинги за счет компании. Если сотрудник не может определиться, ему помогает наша Таня.

Для консультантов раз в три месяца, перед выходом коллекции, мы организовываем встречу и приглашаем экспертов из мира моды, например, Дарью Шаповалову (Mercedes-Benz Fashion Week). Эксперт презентует новую коллекцию, рассказывает про тренды, что с чем носить. И это не все – мы постоянно обучаем консультантов и администраторов, потому что если мы требуем от человека качественного сервиса, то должны этому научить.

У нас есть своя библиотека, которую мы постоянно пополняем по просьбам наших сотрудников. Если книга по нашему профилю, мы ее покупаем и ею пользуются все. У нас много книг, а на некоторые книги даже очередь из желающих почитать.

Интервью с работодателем: прекрасные люди компании MustHave

– Какие перспективы ждут сотрудников?

– Для компании MustHave загадывать на два года вперед – это абсурд, за полгода все меняется кардинально. Еще в августе мы не планировали открывать три магазина до конца года, но в сентябре появились подходящие помещения, и теперь есть четкий план и график.

Мы планируем и дальше открывать магазины по Украине, но тут не все зависит от нас – например, средняя цена платья 1500 гривен и выше. Поэтому не в каждом городе, в котором мы хотели бы открыть магазин, есть достаточно платежеспособные покупатели. Например, если зарплата 4000 гривен, вряд ли человек купит платье за ползарплаты.

Мы не хотим останавливаться на Украине, у нас грандиозные планы – например, в Казахстане мы представляли MustHave как украинский бренд. За три дня выставки мы сказали «украинский бренд», наверное, миллиард раз. Мы ищем новые пути развития MustHave за границей. И, хотя основной фокус – на украинском рынке, где мы развиваемся – мы планируем продажи и за границей, что будет увеличивать производство и создавать новые возможности.