Ведение блогов давно перестало быть просто увлечением, теперь это и способ самореализации, и место для вполне солидного заработка. Площадки, подобные YouTube, становятся для многих местом работы и творчества – со своим графиком, организацией и прочими атрибутами, которые отличают простое увлечение от серьезных профессиональных планов.

Редакция The Point пообщалась с украинскими контент-мейкерами – авторами YouTube-каналов разной тематики. Мы попросили их поделиться своим уникальным опытом, успехами и ошибками, а также дать рекомендации тем, кто только лишь начинает свой путь в видеоблогинге.

истории украинцев, для которых блогерство на Youtube стало работой

Яна Шемаева

Канал: Jerry Heil
Дата создания: 4 июля 2012 года
Жанр: музыка, кавермейкинг
Количество подписчиков (на 05/18): 40 361

Первые шаги: как все начиналось

Я всю жизнь мечтала стать певицей. Однако, думаю, эта мечта была навязанной: в детстве, когда в семье слышали мое пение, то убеждали, что я должна петь и дальше. И я сама в это поверила, пронесла эту мысль через всю жизнь.

Сначала музыкальный блог не был самоцелью – видео, которые выходили, рассказывали о моей жизни вообще. Но однажды я поняла, что могу посвящать ролики именно пению.

На начальном этапе развития канала, когда появлялись первые негативные комментарии, я настолько огорчалась, что несколько дней чувствовала себя плохо.

Особенности работы видеоблогера: режим, команда, успехи, уроки

Блоги в наше время стали уже чем-то большим, чем хобби – стилем жизни и ее частью, когда без публикаций уже никак. У меня видеоблог существует параллельно с занятием собственным музыкальным проектом (в октябре 2017 года Яна выпустила свой первый мини-альбом “Де мій дім”. – ред.), видео которого будут публиковаться на моем канале в YouTube. Оба проекта переплетаются очень тесно. И мне кажется, что если бы в свое время я не создала свой канал, то развиваться творчески было бы в разы сложнее – сейчас уже есть некая «подушка безопасности».

Все, что нужно для ведения канала, – это желание этим заниматься и вкладывать свои самые ценные ресурсы – время и здоровье. Есть много способов развивать канал, например, рекламировать его. Однако у меня все получается само собой, и кажется, что если бы я приложила чуть больше усилий, то канал развивался бы быстрее. Я очень несистемный человек, и не всегда удается снимать регулярно. Конечно, при сильном желании время всегда можно найти: и встать пораньше, и лечь позже. Очень часто записываю ночью.

Многое зависит от вдохновения, а вдохновение – изменчиво: сегодня тебя что-то вдохновляет, а завтра – нет. А для меня это обычно очень простые вещи: например, прогулка у реки, которая находится очень близко от меня, и можно в любой момент выйти, подумать. Вдохновляют люди – своими идеями, видом, мыслями. Часто вдохновением служат случайные фразы, услышанные на улице от незнакомых людей.

Ошибки – это опыт, поэтому я воспринимаю их в очень позитивном ключе. Но на начальном этапе развития канала, когда появлялись первые негативные комментарии, я настолько огорчалась, что несколько дней чувствовала себя плохо. Умом понимала, что негативные комментарии – это часть работы, и это нормально, а в душе все равно переживала.

Команда состоит из двух человек, но долгое время я работала сама: считала, это очень классно – говорить, что тебе никто не помогает. Я отказывалась от помощи, ведь мои каверы были словно моим ребенком, я никого не хотела подпускать. Но со временем прислушивалась к советам профессионала по сведению звука, качество которого было недостаточно хорошим, и мы начали сотрудничать с этим человеком. Всю остальную работу до сих пор выполняю я: запись, монтаж и т.п. Хотя иногда задумываюсь о возможности переложить на кого-то рутинную работу: например, загрузку видео на канал. А себе хочется оставить только творчество.

Свой блог я монетизирую, хотя большой прибыли не получаю: для нашей страны большие деньги на YouTube – это, в подавляющем большинстве, миф. Основные доходы моего канала – не из партнерской программы, а, например, по сотрудничеству с рекламодателями. Это небольшие суммы, но все же зарабатывать можно.

истории украинцев, для которых блогерство на Youtube стало работой

Начинающим блогерам

Новичкам я посоветую найти себя. Потому что сейчас каждый день создается большое количество каналов, и даже если люди подписались на твой канал, они могут быстро забыть о нем. Нужно отличаться, чтобы люди посмотрели на обложку видео и поняли, что среди тысячи других хотят посмотреть именно твое.

истории украинцев, для которых блогерство на Youtube стало работой

Максим Заселян

Канал: NUISIDIDOMA
Дата создания: 21 мая 2010 года
Жанр: путешествия
Количество подписчиков (на 05/18): 30 826

Первые шаги: как все начиналось

До всех этих соцсеточек я работал в рекламе. Пять лет отучился в Харьковской академии культуры на менеджера по рекламе и, начиная с 3-го курса, активно работал в креативном агентстве на должности копирайтера. Работа была максимально крутая, интересная и драйвовая: целыми днями ты сидишь в окружении прекрасных людей и создаешь идеи для трансгалактических брендов и мелких контор местного разлива. В агентстве я провел пять лет, сделал десятки важных и по-настоящему стоящих проектов, нахватал призов на международных и украинских рекламных фестах и понял, что выдохся. Хотя, это не то слово. Просто я приходил на работу и 70% времени читал о путешествиях. НездорОво, да? Так я понял, что занимаюсь чем-то не тем и, скорее всего, занимаю чье-то место. Ушел. В никуда. С год перебивался фрилансом: писал тексты, делал простой дизайн и планировал новые трипы.

Еще в процессе работы начал активно изучать планету. YouTube-канал создал в 2012-м, куда тут же отправились 37 серий реалити-шоу «Автостопом до Гаваны», затем – испанский трип с ворованным паспортом, путешествие от Парижа до Одессы «Рупор Украины», за ними – 12 серий проекта «Приключения бомжа в Штатах» и 5 серий велокруиза по Исландии.

Почему вообще решил этим заняться? Я ничего не решал. Оно само. Просто я люблю сохранять моменты на будущее и обожаю делиться информацией в любом виде. Я стараюсь максимально честно и не наиграно делать то, чего мне самому когда-то не хватало на просторах Ютуба.

К сожалению, устройство моего характера не позволяет мне доверять контент кому-то на стороне. В идеале, все должно быть по-другому: нужна команда, где каждый будет выполнять свою роль в меру своей компетенции.

Особенности работы видеоблогера: режим, команда, успехи, уроки

Все цифры, которые сейчас есть на канале, собраны чисто органически. Я был слишком ленивый и недальновидный, поэтому не вкладывался в развитие канала ни финансово, ни идейно.

Я просто делал то, что делал – катался по миру, сам пилил ролики, как мог, делал посев в своих сетках, откуда потом все это разлеталось по сети. Ну и СМИ я всегда был интересен. Особенно по приезду из Штатов – буквально не вылазил из студий прямых эфиров. Хотя, для меня это странно, ведь ничего «такого» я не сделал. Весь этот ажиотаж лишний раз подчеркивает грустный факт – наш народ (хотя, не только наш) закостенел и совсем не желает двигаться с места. А это, между прочим, могло бы круто двинуть нашу страну вперед.

Я все делаю чисто интуитивно. Видать, рекламное прошлое дает о себе знать. Мне кажется, на подсознательном уровне я знаю, что написать, как подать, как продать и как показать что-то, чтобы это было интересно, живо и по-настоящему.

Но есть хрестоматийные правила YouTube – регулярность выхода контента (в чем я полный лузер), качество контента (тут, вроде, справляюсь получше) и своя нерушимая фишка, которой вы будете отличаться от других. Последнее – самое важное. Имея фишку, все остальное – мелочи. Но она либо есть, либо нет.

Абсолютно все я делаю сам: идеи трипов, прокладка маршрутов, общение со спонсорами, создание презентаций, съемка, монтаж, цветокоррекция и так далее. К сожалению, устройство моего характера не позволяет мне доверять контент кому-то на стороне. Зная себя, я буду стоять над душой монтажера и капать на мозг. В идеале, все должно быть по-другому: нужна команда, где каждый будет выполнять свою роль в меру своей компетенции. Но имею, что имею. Не без помощи со стороны, конечно (спасибо, ребята), но в основном время трачу собственное.

Приносит ли блог деньги? Можно сказать, нет. Но только лишь потому, что я постоянно отодвигаю блог на задний план и нахожу время для других проектов, кроме него. Я прекрасно понимаю: займись я видео посерьезней, все было бы суперкласс. Но, что-то постоянно уводит меня в сторону. Пока что блог конвертируется в оплачиваемые поездки по миру, что, как по мне, тоже круто.

истории украинцев, для которых блогерство на Youtube стало работой

Начинающим блогерам

Не стоит заниматься этим, если делиться информацией – это не ваше. Если же чувствуете, что держать мысли в себе сил больше нет – выдавайте в массы. Если вид первых видеоработ у вас самих вызывает рвотный рефлекс – это нормально. Все будет, но не сразу. Ничего, кроме практики, вам не поможет. Ну и личный уровень вкуса, и обилие проработанного материала. Главное – отдаваться на максимум и делать все без притворства. Показывайте себя настоящего, плюйте на мнение других и будьте собой. Все, кто отдается делу, в итоге, найдет своего зрителя.

истории украинцев, для которых блогерство на Youtube стало работой

Максим Сущук

Канал: Літогляди Сущука
Дата создания: 29 мая 2015 г.
Жанр: обзор литературы
Количество подписчиков (на 05/18): 2 477

Первые шаги: как все начиналось

Я работаю англоязычным копирайтером в сфере IT. Помогаю украинским и зарубежным компаниям повышать эффективность их текстов и консультирую по поводу контент-стратегий.

Копирайтеры должны много читать для постоянного пополнения словарного запаса. Поскольку постоянно пишу на английском языке, в 2014-м году, после Революции Достоинства, я почувствовал потребность реализоваться и на украинском языке. Хотелось говорить, прежде всего, о своей сфере компетенции – о языке, о словах, о книгах. Впоследствии я случайно наткнулся на русскоязычные Youtube-каналы о книгах, понял, что в Украине эта ниша еще не развита, и почувствовал в себе силы создать собственный канал.

Если вы делаете интеллектуальный продукт, комментаторов все равно чаще будут беспокоить ваша прическа, рубашка или фон в кадре. И, конечно, ошибки в устной речи.

Особенности работы видеоблогера: режим, команда, успехи, уроки

К съемке я приобщил свою жену. Она помогает как оператор, муза и человек, который следит за моим видом в кадре. Снимаем на iPhone.

Первый выпуск показали родным и друзьям. На видео я сидел за столом и рассказывал про «Століття Якова» Владимира Лиса. Все сказали: скучно. Скучно рассказываю, скучно жестикулирую, скучно в кадре в целом. Тогда я собственноручно сделал софтбокс для освещения, мы поклеили на одну стенку обои с изображением книг, я овладел основами монтажа, и уже второй выпуск был динамичней и со спецэффектами. Друзья и знакомые жаловались только на произношение – было слишком нечетким. Пришлось прослушать пару раз аудиокнигу Николая Погребного на эту тему. На третьем выпуске запустились официально, с анонсом в Фейсбуке.

Финансово вкладывался только в базовое оборудование: стойку для камеры, микрофон, рубашки. Ну а потом у нас начался масштабный ремонт, который продолжается до сих пор.

Сейчас я снимаю намного меньше – имею некоторые новые сторонние проекты в разработке. Когда снимал активно, то совмещал блоггинг и свою работу, как и большинство других ютуберов.

Я много экспериментирую. С рубриками, подходами к сценариям, к съемке. И я бы не назвал их ошибками, но были такие эпизоды и инсайты:

• Однажды я недостаточно хорошо выполнил работу и наговорил о книге довольно поверхностные вещи. Потом выяснил, что не увидел важной (а может и ключевой) идеи в замысле. До сих пор стыдно.
• Осуждение книг привлекает больше внимания, но и больше негатива в комментариях, местами с переходом на личности. Нужно иметь толстую кожу, чтобы нормально на это реагировать.
• Для меня любой процесс является движением вперед. Сначала я обозревал жанровые книги, потом перешел на более серьезную прозу, пока не добрался до Забужко, после которой появилось ощущение, что я уже, наверное, любую книгу смогу подробно разложить по полочкам, если захочу (поэтому сейчас у меня недостаток мотивации продолжать).
• Этому очень сложно сопротивляться, но полагаться на мнения зрителей в формировании контент-политики не стоит. Один (или даже десяток) человек обычно не выражает мнения большинства.
• Если вы делаете интеллектуальный продукт, комментаторов все равно чаще будут беспокоить ваша прическа, рубашка или фон в кадре. И, конечно, ошибки в устной речи.

Я снимаю слишком тщательно. Подготовка сценария может занимать до 10-12 часов. Съемка – 2-3 часа. Монтаж – 5-7 часов. Поэтому выпускать ролики чаще одного раза в две недели слишком сложно.

Время нахожу все сложнее. Чем больше книг прочитал, тем меньше они захватывают настолько, чтобы о них хотелось рассказывать. В то же время, чем больше ты рассказываешь о книгах в одном и том же формате, тем больше к тебе привыкают и тем меньше реагируют на новые видео. Поэтому и мотивация снимать тоже со временем теряется.

истории украинцев, для которых блогерство на Youtube стало работой

Начинающим блогерам

Видеоблогинг уже масштабно вошел в нашу жизнь, поэтому создание чего-то нового и популярного требует незаурядной интуиции, экспертизы и креатива. А популярность требует еще и пиковой креативности в каждом видео. Посмотрите на Дружко Шоу (самый быстрорастущий русскоязычный YouTube-канал 2017 года. – ред.): с 14 миллионов просмотров в первом выпуске они просели до 1,4 миллионов – в 19-м. С украиноязычным YouTube ситуация еще хуже: лишь считанные проекты имеют больше 50 тысяч подписчиков, и эта аудитория все равно слишком мала, чтобы зарабатывать на ней большие деньги. Поэтому, по моему мнению, собственный канал стоит создавать, если:

• вы хотите поэкспериментировать и потренироваться в монтаже, работе с аудиторией, продвижении собственного бренда и других навыках, которые могут понадобиться вам в дальнейшем;
• вы нуждаетесь в выражении себя и видите в видеоконтенте самый удобный способ это сделать, без больших надежд на обратную связь.

Но я не говорю, что зарабатывать на Ютубе нельзя. Скорее всего, я просто не знаю как.

истории украинцев, для которых блогерство на Youtube стало работой

Макс Шелест

Канал: Субъективно об Игровых Девайсах
Дата создания: 30 июня 2012 года
Жанр: обзоры технологий
Количество подписчиков (на 05/18): 105 618

Первые шаги: как все начиналось

До того, как прийти в блогерство, я занимался совершенно разными вещами. Потом пришел в интернет-магазин работать контент-редактором (делал описание товаров и загружал фото). Дальше оказалось, что магазин хочет развивать свой Youtube-канал, и нужен был ведущий. Меня попробовали и взяли. С тех пор я на YouTube. Уже 6 лет.

На самом деле я всегда знал, что буду работать с видео. Я сам научился монтировать, и до работы на интернет-магазин с друзьями делал видеоблоги из поездок чисто для себя. Когда понял, что могу делать что-то за рамками канала интернет-магазина, я начал и свой собственный канал. Там и обзоры, и стримы, и блоги с путешествий. Он, как мне кажется, более “ламповый”.

Самая большая ошибка – снимать сразу много видео в один день. После второго видео ты уже сам не свой, тебе ничего не хочется, ты вялый. Соответственно, и видео такое же получается.

Особенности работы видеоблогера: режим, команда, успехи, уроки

Поначалу, конечно, было сложно – я не умел себя вести на камеру, не умел писать понятные тексты. Всему научил основатель интернет-магазина, за что я ему очень благодарен. Смотрели, как работают наши и зарубежные коллеги, учились у них. Поначалу брали товары для обзора прямо со склада магазина, то есть, говоря проще – покупали. Потом возвращали на склад и продавали со скидкой. Потом вышли на представительства разных компаний и брали у товар у них.

Вложились в покупку оборудования. Покупали сразу хорошее, например, дорогие микрофоны-петлички.  Они работают и по сей день, так что покупка себя оправдала полностью.

Блогерство – моя основная работа и я ее ни с чем не совмещаю. Разве что с работой на моем собственном канале, но это тоже блогерство.

Ошибок было множество: говорили непроверенные факты, которые увидели у других, ошибались в названиях моделей, просто неправильно снимали что-то. Самая большая ошибка – снимать сразу много видео в один день. После второго видео ты уже сам не свой, тебе ничего не хочется, ты вялый. Соответственно, и видео такое же получается. Приходится переделывать.

Снимаем ролики почти каждый день, а по выходным я снимаю на свой канал. Так что выходной у меня один, да и то не всегда. Хотя я люблю то, что делаю, поэтому не могу сказать, что это мне в тягость. Работаем в команде – на канале магазина есть операторы, они снимают и монтируют. Дома я все делаю сам. Кроме обложек на видео – в фотошопе я не силен, поэтому предпочитаю предоставить это дело профессионалам.

Начинающим блогерам

Если вы хотите создать свой канал, самое главное – понять, что вы хотите рассказать людям. Рассказывайте о том, что любите и в чем разбираетесь. Не важно, что это – игры, фильмы или вышивание крестиком. Если вы это умеете, берите любую камеру и не тяните – начинайте снимать. Единственное, о чем стоит позаботиться – более-менее нормальный звук. Купите недорогой микрофон-петличку на первое время, это около 100 грн. И вперед!

истории украинцев, для которых блогерство на Youtube стало работой

Ольга Матвей

Канал: Готовить просто с Ольгой Матвей
Дата создания: 7 мая 2013 года
Жанр: кулинария
Количество подписчиков (на 05/18): 1 496 039

Первые шаги: как все начиналось

Создатели канала – семейная пара Матвей. Дмитрий – преподаватель английского языка, занимался репетиторством. Ольга любила делать торты на заказ, делиться рецептами, и Дмитрий предложил снять обучающее видео.

Поначалу казалось, что ничего нового рассказать не удастся, и подобный контент в насыщенной информацией сети никому не будет интересен. Первый ролик просто «висел» на канале, не пользуясь большой популярностью. Но через полгода начались активные просмотры. Съемки продолжились, и частота публикаций постепенно увеличилась до трех видео в неделю.

истории украинцев, для которых блогерство на Youtube стало работой

Особенности работы видеоблогера: режим, команда, успехи, уроки

Каналу три года, но основным видом деятельности он стал только после двух лет существования. Тогда для пары стало возможным оставить все прочие занятия и посвятить свое время только ему. Дмитрий – режиссер, монтажер, менеджер канала, отвечает за продвижение. Ольга разрабатывает рецепты, готовит в кадре.

Для развития канала ничего особенного не предпринималось – просто делали свою работу и надеялись, что все получится. Не приобретали даже специальную технику: съемка и монтаж до сих пор происходят на телефоне.

Съемка одного ролика занимает всю рабочую неделю: два дня идут съемки, остальные дни – монтаж и публикация. Сейчас YouTube-канал является «постоянным рабочим местом» супругов и по времени, и по финансовой отдаче: средств хватает на содержание семьи. Но есть и статьи затрат: к примеру, приобретение продуктов для приготовления блюд.

Зрители, как правило, не любят сложных рецептов – просят делиться быстрыми, вкусными и дешевыми.

Основной доход – партнерская программа YouTube, но обращаются и рекламодатели, чья продукция связана с тематикой канала (это продукты, кухонная техника и т.д.). Постоянных партнеров и рекламодателей нет. Некоторым даже иногда приходится отказывать – например, если продукция, которая была опробована в процессе съемок, недостаточно хорошего качества, и советовать ее зрителям нельзя. Не обходилось и без нечестных партнеров, которые не выполняли условия сотрудничества.

В процессе приходилось пересматривать стратегию публикаций: время, график, контент, наиболее интересный людям. Зрители, как правило, не любят сложных рецептов – просят делиться быстрыми, вкусными и дешевыми.

Проект не ограничился только интернетом. В скором времени выйдет интерактивная книга с самыми успешными рецептами канала.
истории украинцев, для которых блогерство на Youtube стало работой

Начинающим блогерам

«Не стоит рассчитывать на канал как основной вид заработка – не всегда идет по плану, – советуют Ольга и Дмитрий. – Занимайтесь им, только если, помимо финансового, есть и другие мотивы: в частности, просто интерес к самой сфере. Бывает, что много сил и вложений в начале себя не оправдывают, потому не стоит сразу, к примеру, приобретать дорогую аппаратуру. Нужно экспериментировать, пробовать. Есть какое-то хобби –снимайте. Если есть отклик у зрителей – есть смысл заниматься дальнейшим продвижением. Канал может начать рост с одного успешного ролика: зрителям понравится, и они подпишутся, чтобы смотреть и дальше».