Знакомьтесь, босс: как стать хорошим руководителем для своей команды

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Начальник. Это особенный человек в коллективе. Его либо боятся, либо уважают, либо боятся и уважают. Другого варианта не дано. В своих рабочих коллективах мы, скорее всего, привыкли к ситуациям, когда подчиненные во всю улыбаются своему руководителю в лицо и стараются угодить, а за его спиной обсуждают проколы или распускают сплетни. Именно поэтому многие вчерашние  сотрудники, получившие повышение, так переживают по поводу своей репутации в коллективе. На самом деле, стать хорошим начальником, поручения которого будут выполняться без лишних возражений, не так уж сложно – для этого существует несколько полезных приемов. Еще один вопрос – действительно ли это так важно?

Офисные лайфхаки

Управление коллективом, пусть даже небольшим – достаточно сложное и серьезное занятие. Причем со стороны обычно кажется, что начальник ничего особенного не делает, а только озадачивает своих сотрудников вопросами посложнее. На самом деле все не так просто и однозначно.

Задача руководителя – наладить процессы в коллективе и поддерживать их на достаточном для плодотворной работы уровне, постоянно генерировать идеи развития и обладать нешуточными навыками реагирования в стрессовых и кризисных ситуациях. И это только краткий перечень задач, которые часто вводят в ступор не только новичков, но и бывалых топ-менеджеров. Добавьте к этому еще необходимость влиться в новый коллектив, заработать авторитет, и ситуация покажется еще хуже.

Но паниковать не стоит! У настоящего руководителя на это попросту нет времени. Гораздо проще прислушаться к советам бизнес-тренеров и коллег, которые уже совершали ошибки. Это поможет не стать жертвой уже проверенных граблей.

Читайте еще: Светлая сторона Джобса: 12 советов, как развить эмоциональный интеллект

Станьте психологом. Это одна из самых распространенных рекомендаций. Руководитель должен иметь хотя бы минимальное представление о том, как искать подходы к сотрудникам, бороться с профессиональными, творческими и мотивационными кризисами. Как это ни банально, но старайтесь относиться к людям по-человечески, будьте внимательны, не подозревайте ни в чем, если для этого нет достаточных оснований. Если у вас получится найти правильные подходы, то результат не заставит себя ждать.

Проводите встречи тет-а-тет. Ваша задача как руководителя – мотивировать свою команду. Вы должны знать, чем живет каждый член вашей команды. Поэтому заведите традицию еженедельных или ежемесячных встреч тет-а-тет. Узнавайте не только то, чего бы хотелось тому или иному сотруднику в его работе, но и, например, от каких задач он хотел бы избавиться, если бы мог, что его тревожит, чего не хватает в вашем отношении к нему и т.д. Формируйте доверительные отношения со своей командой. При этом никогда и ни при каких обстоятельствах не используйте информацию, которую вам доверили сотрудники, против них.

Заручитесь поддержкой. В любом коллективе, особенно таком, который хорошо слажен и работает давно, обязательно есть неформальный лидер, к мнению которого прислушиваются все без исключения. Это стоит учитывать, занимая руководящую должность в новой компании. С таким человеком нужно найти максимальное количество точек соприкосновения и заручиться его поддержкой. Если не получается – налаживайте отношения с другими членами коллектива. Но ни в коем случае не допускайте панибратства. Между руководителем и подчиненными должна соблюдаться субординация.

Используйте структурный подход. Формируя коллектив или получая его в уже готовом виде, постарайтесь изучить структуру всех взаимосвязей между сотрудниками и их обязанностями. Вы должны точно понимать, кто и за что отвечает в команде, и кому можно перепоручить задание в случае форс-мажоров, которые так любят происходить в самый неподходящий момент. Также будьте последовательны: если обещаете поощрить – поощряйте, наказать – наказывайте. Постоянство располагает.

Забудьте о статусах. Особенно тогда, когда дело касается работы и дедлайнов. Представьте себе ситуацию, когда весь коллектив «зашивается», выполняя что-то очень важное и очень срочное, а начальник, раздав задания, преспокойно отправляется домой. Такого руководителя вряд ли хорошо будут воспринимать. Вы должны приходить на помощь в любой ситуации и быть чем-то вроде команды быстрого реагирования, способной и письмо клиенту написать, и выйти на работу в воскресенье.

Читайте еще: 5 карьерных лайфхаков, которые позволят вам быть на шаг впереди

Давайте право на ошибку. Не стоит так уж строго наказывать сотрудников за ошибки и грозить увольнением в любой непонятной ситуации. Это крайние меры. Прежде чем кого-то за что-то ругать, разберитесь в причинах прокола и постарайтесь помочь. Это оценят. Но с помощью тоже стоит быть осторожным, иначе вам могут сесть на голову. И да, ни в коем случае не устраивайте показательные разборы полетов. Это никому не нравится, и не принесет никаких результатов, кроме повсеместных обсуждений в курилках и за обедом.  Ругать сотрудника нужно только тет-а-тет.

Поощряйте инициативу. Не думайте, что вы умнее своих подчиненных, если смогли стать руководителем. Да, ваши профессиональные заслуги и навыки оценили по достоинству, но это не значит, что теперь можно поучать абсолютно всех. Будьте сдержанны, толерантны, спокойно объясняйте, что и как нужно сделать. И цените сотрудников, которые выступают с предложениями и инициативами. Они сейчас на вес золота.

Читайте еще: 6 причин, почему вы можете не получить повышение

А есть ли смысл?

Конечно, занимая ответственный пост или получая повышение, любой сотрудник стремится оправдать надежды и показать себя с самой лучшей стороны. Но очень часто такое вполне оправданное желание может сыграть злую шутку, и ситуация развернется в точности до наоборот.

Менеджер, любыми способами зарабатывающий себе место в коллективе, на самом деле вполне может не получить желаемого. В книгах и журналах по управлению персоналом часто приводятся примеры из реальной рабочей практики, в которых новый начальник пытался установить дружеские отношения со всеми подчиненными, а в итоге имел дело с сотрудниками, которые не хотели качественно работать, оправдывая это дружбой. В другом случае босс выбирал тактику строгой работы, не прощал ошибок, и его невзлюбили. Именно поэтому важно соблюдать баланс между кнутом и пряником. Кроме того, не стоит пытаться понравиться абсолютно всем. Это невозможно. Хорошим выбором станет движение в сторону развития компании и работа над одним делом. А она, как ни крути, сближает коллектив.

А вообще, существует мнение, что хорошим начальником, которому не нужно особо напрягаться для создания своего авторитета, становятся только тогда, когда проходят путь от должностей низшего звена до высоких постов. В таком случае руководитель успевает понять, как работается сотрудникам, например, на производстве, какие неудобства они вынуждены терпеть и что бы хотели поменять. Такие методики используются в ряде компаний за рубежом, но для нас они пока остаются редким приятным исключением.

И напоследок отметим, что настоящим руководителем не рождаются, им становятся. И одним из основных качеств, отличающих потенциально успешного топа от простого менеджера среднего звена, является отсутствие страха что-то менять и двигаться дальше. Да, сомнения могут быть, но ставить их во главу угла явно не стоит.

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Лучшие статьи за неделю – у вас в почте

Читайте также